Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, шпаргалка
В XVII в. возникает и развивается барокко. Баро́кко (итал. barocco — «странный», «жемчужина неправильной формы» нечто изысканное, элитарное) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью.
12.Жизнь
и творчество Ж.Б. Мольера.
МОЛЬЕР ЖАН-БАТИСТ (1622–1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился в Париже; сын королевского камердинера. В 1631–1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция. Изучал юридические науки в Орлеанском университете, сдал экзамен на звание лиценциата права, замещал отца в должности королевского камердинера. Затем организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески, добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам. Т.о. мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей. Мольер оставил богатое наследие – более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр – высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.
13.Комедия Ж.Б. Мольера «Тартюф». Проблема человеческого разума, доверия и обмана.
Значение Жана-Батиста
Мольера в мировой литературе
преувеличить очень трудно. Он объединил
в своем творчестве лучшие традиции
французского народного театра и
передовые идеи гуманизма и создал
новый вид драмы — высокую
комедию, тем самым открыв новую страницу в истории
мирового театра.Мольер обозначил пути
для всего последующего развития драматургии.
Его творчество послужило своеобразным
мостом между двумя великими культурными
эпохами — Возрождением и Просвещением.
Мольер выдвигает на первый план не развлекательные,
а воспитательные и сатирические задачи.
Его комедиям присущи острая, бичующая
сатира, непримиримость с социальным злом
и, вместе с тем, искрометный здоровый
юмор и жизнерадостность. «Тартюф» — первая
комедия Мольера, в которой обнаруживаются
определенные черты реализма. В целом
она, как и ранние его пьесы, подчиняется
ключевым правилам и композиционным приемам
классического произведения; однако, часто
Мольер от них отходит (так в «Тартюфе»
не вполне соблюдено правило единства
времени — в сюжет включена предыстория
о знакомстве Оргона и святоши). Художественная
сила комедии заключается не столько в
жизненной достоверности сюжета; гораздо
важнее то, что Мольер сумел поднять образ
Тартюфа до уровня такой широкой и объемной
типичности, что последний вышел за рамки
своего исторического времени и приобрел
непреходящее мировое нарицательное значение.
В «Тартюфе» Мольер бичует обман, олицетворенный
главным героем, а также глупость и нравственное
невежество, представленное в лице Оргона
и госпожи Пернель. Путем обмана Тартюф
обводит Оргона, а последний попадается
на удочку по своей глупости и наивной
натуре. Именно противоречие между явным
и кажущимся, между маской и лицом, именно
оно является основным источником комизма
в пьесе, поскольку благодаря ему обманщик
и простофиля заставляют зрителя смеяться
от души. Первый — потому что предпринимал
безуспешные попытки выдать себя за совсем
другую, диаметрально противоположную
личность, да еще и выбрал совершенно специфическое,
чуждое ему качество — что может быть
труднее для жуира и распутника играть
роль аскета, ревностного и целомудренного
богомольца. Второй смехотворен потому,
что он абсолютно не видит тех вещей, которые
любому нормальному человеку бросились
бы в глаза, его восхищает и приводит в
крайний восторг то, что должно бы вызвать
если не гомерический хохот, то, во всяком
случае, негодование. В Оргоне Мольер высветил
прежде остальных сторон характера скудность,
недалекость ума, ограниченность человека,
прельщенного блеском ригористической
мистики, одурманенного экстремистской
моралью и философией, главной идеей которых
является полное отрешение от мира и презрение
всех земных удовольствий. Ношение маски
— свойство души Тартюфа. Лицемерие не
является его единственным пороком, но
оно выводится на первый план, а другие
отрицательные черты это свойство усиливают
и подчеркивают. Мольеру удалось синтезировать
самый настоящий, сильно сгущенный почти
до абсолюта концентрат лицемерия. В реальности
это было бы невозможно..
14. «Овечий источник». Особенности поэтики Лопе де Вега.
В конце 16в сложилась исп нац драма. Вместе с романом Сервантеса «Дон Кихот» последних ее представителей определяет знание об испанской культуре в целом. Главным основателем драматургии был – Лопе Фелис де Вега Карпио (1562-1635). Сервантес назвал его «чудо природы, феникс и океан поэзии». Лит. наследие огромно. В 5 лет он писал стихи, в 12 сочинил первую комедию. Писал во всех жанрах и родах. 2200 драматич пр-ий (400 комедий, 400 пьес). Родился в Мадриде, в роду крестьян. Написал теоритические основы испанского театра (1609) в стихотворном рассуждении «Новое искусство сочинять комедии в наши дни». Основные черты: главная здача драматурга – угодить зрителю, поэтому Плавт и Теренций плохие драматурги; нужно выбирать сюжеты в которых трагическое и комическое перемешаны как это бывает в природе; при сохранении единства действия, можно нарушать единство времени и места; согласно первым 3 пунктам необходимо преобразовать и форму пьесы: необходимое деление пьесы на акты(хорнады), которе необходимо сократить с 5 до 3; сочетание высокого и низкого речевых стилей; сохранение целостности действенной линии при разнообразии эпизодов; наличие многообразных поэтических размеров и форм, соответствующих тем или иным состояниям действующих лиц; достижение напряженного ритма драмы. Существует 2 классификации пр-ий Вега. Одна двучастная, другая трехчастная. Двучастная: комедии «плаща и шпаги» (Собака на сене-1604, учитель танцев -1594) и героич драмы (Овечий источник -1612-1613, звезда Севильи-1623, жестокий Нерон-1625, Орлеанская девственница-1618). К. Державин делит на государственно-историч, соц-политич и частно-бытовые.
Овечий источник: явилась пламенным протестом не только против феодального гнета, но и против абсолютистко-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собой орудие того же феодального угнетения народных масс.
Особенности поэтики «Овечьего источника»: в основе реально-историч события- восстание 1476; имена Фердинандо Арагонского и Изабеллы Кастильской связаны с порой утверждения нац государства и обузданием феодальной монархии (которую представляет командор Гусман); понятие личной чести переходит в несословную, общечеловеческую; главное новаторство- особый гражданский пафос пьесы, порождаемый не отдельными персонажами, а коллективной массой; сочетание светской комической традиции (фарсов) с фольклорной традицией (символика, обряды, поверья и приметы, речь персонажей).
15.Просвещение
как культурно-историческая
Просвещение - интеллектуальное
и духовное движение конца 17 – начала
19 вв. в Европе и Северной Америке.
Оно явилось естественным продолжением
гуманизма Возрождения и
17.Роман
Дж.Свифта «Путешествия
Роман Свифта "Путешествие Лемиэля Гулливера в некоторые отдаленные страны света, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей" изданный в 1726 г. (русский перевод - 1772-1773 гг.) нельзя отнести к традиционному жанру роману-утопии (или роману-антиутопии), хотя в нем наличествуют черты и первого и второго вида романов, равно как и сатирико-дидактических произведений 16 в. То общее, что объединяет их - это универсальность охвата жизненных явлений, фантастическая или аллегорическая канва сюжета и типажей, использование мотивов фольклора. Утопия для Гулливера - вовсе не утопия для Свифта и читателя. Понятие утопии оказывается опрокинутым в прочтении, а ирония Свифта становится двойственной, обращенной не только к изображаемому, но и к своему герою. Ироническое отношение автора к Гулливеру, впавшему в экстатический энтузиазм под воздействием интеллекта гуигнгнмов, проявляется не только в комическом подражании Гулливера лошадям, его странном поведении во время обратного путешествия в Англию и тяге к конюшне при возвращении домой, но и в том, что в идеальном для Гулливера мире гуигнгнмов Свифт наметил контуры самого тиранического рабства.
Так Свифт подвергает испытанию смехом рационализм просветителей и там, где они усматривали неограниченную перспективу для развития личности, видит возможности ее вырождения. Иные исследователи увидели в книге Свифта признаки героического эпоса, революционного пафоса, бунтарства. Видеть в государстве гуигнгнмов утопию будущего так же неверно, как и полагать его антиутопией. Свифт гораздо более неоднозначен, а в его романе слишком много смыслов, чтобы можно было их свести к чему-то одному. Жанр "Путешествий Гулливера" нельзя вместить в какое-то одно определение. Роман вмещает в себе признаки нескольких жанровых канонов (фантастика, утопия, сатира, авантюрные приключения, философская притча, аллегория, реалистическое бытописание, политический памфлет и т.д.) и вместе с тем это одновременно тонкая пародия на эти жанры. По форме "Путешествия" выглядят как описание морских путешествий, так что их можно отнести к документированным мемуарам морехода Гулливера, сначала лекаря, а потом капитана, с иносказательным подтекстом и автобиографическими реминисценциями самого Свифта. Это очень личная и очень грустная книга. Пессимизм Свифта, достигающий апогея в 4-й части, в какой-то степени уравновешивается забавными эпизодами и приключениями, особенно плотными в 1 и 2 частях. Роман разделен на четыре части, в которых рассказывается о четырех путешествиях Гулливера (общем герое всех частей книги) и в которых описываются четыре фантастических страны (Четырехпалубный корабль, на котором Гулливер отправляется в плавание, является как бы символом четырехчастного же путешествия). Все эти части обрамлены и связаны морскими путешествиями.