Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, шпаргалка
В XVII в. возникает и развивается барокко. Баро́кко (итал. barocco — «странный», «жемчужина неправильной формы» нечто изысканное, элитарное) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». В 17 в. Италия – первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все. Знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко. Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью.
Во второй части "Фауста"
мы видим новое направление
35.Путь познания
Фауста в трагедии Гёте «Фауст»
Гёте же создал «Фауста»
- трагедию о смысле существования
человека и человечества, о смысле
и направлении истории. Герой
поэмы — не просто чернокнижник,
пекущийся о собственных
36.Жизнь
и творчество Ф.Шиллера. «
Шиллер Фридрих немецкий поэт, драматург, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Воспитывался в религиозной атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу, был зачислен в военную школу, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. На формирование общественно-политических взглядов Ш. повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники», в которой выразился протест против феод. порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта «мещанская трагедия» (так Ш. в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. на историческом материале. Пожалуй, ни одна из пьес Шиллера не обладает столь индивидуализированным языком действующих лиц: каждого персонажа, каждой социальной группы, представленных в этой драме. Не стремится Шиллер в этой драме и к установлению идеального типа революционера или желательного характера революционных действий, равно как и к разрешению или постановке общих, абстрактных проблем грядущего преображения человечества. Всю свою творческую энергию поэт направляет на другую задачу: на изображение “несовместимых с моралью” противоречий между жизнью угнетателей и угнетенных, на показ конкретно-исторической, социальной почвы, на которой с неотвратимостью рока должно взойти семя революции. В “Коварстве и любви” сталкиваются в непримиримой вражде два социальных мира: феодальный, придворно-дворянский - и мещанство, крепко спаянное судьбою и традицией с широкими народными массами. К первому принадлежит по рождению Фердинанд, сын президента фон Вальтера (обязанный этой среде своим относительно высоким военным чином и университетским образованием): ко второму, к миру униженных и оскорбленных, - возлюбленная Фердинанда, Луиза. Сложность характера - отличительная черта почти всех действующих лиц этой драмы: и в этом, конечно, сказывается возросшая реалистическая зоркость Шиллера, понявшего сердцем художника и, отчасти, умом мыслителя, что поступки и сознание людей определяются не только “прирожденными свойствами”, но и их положением в обществе. Отсюда - глубокая испорченность и вместе с тем великодушие леди Мильфорд (ее разрыв с герцогом и отъезд из его владений). Отсюда - властолюбие и тщеславие президента фон Вальтера, способного поступиться счастьем единственного сына (женить его на всесильной герцогской фаворитке), лишь бы удержать за собой первенствующее положение в стране; но вот - перед лицом самоубийства Фердинанда - обнажается его истинно отцовское чувство и заставляет его, честолюбца и карьериста, предать себя в руки правосудия: прощение, вымоленное у умирающего сына, для него теперь важнее всего...Отсюда же - строптивость, артистическая гордость, но также и трусливое пресмыкательство, приниженность старого Миллера. В одной из сцен, где старый музыкант, “то скрипя зубами от бешенства, то стуча ими от страха”, выставляет за дверь оскорбителя его дочери - президента, - эти противоречивые свойства проступают даже одновременно. Никто до Шиллера не показывал с такой пронзительной силой испытания, через которые проходит человеческое сердце, в частности - сердце простого человека.
37. Р. Бернс. Жизнь и творчество.
Бернса превозносят как романтического поэта - в обиходном и литературном смысле этого определения. Однако миропонимание Бернса опиралось на практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. С романтизмом он в сущности не имел ничего общего. Напротив, его творчество знаменовало последний расцвет шотландской поэзии на родном языке - поэзии лирической, земной, сатирической, подчас озорной, традиции которой были забыты в эпоху Реформации и возрождены в 18 в. Роберт Бёрнс родился 1759 года. В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство и мальчику пришлось работать наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток заняться сельским хозяйством Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса,«Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте». В 1787 году Бёрнс переезжает в Эдинбург и становится вхож в высший свет столицы. В Эдинбурге Бёрнс познакомился с популяризатором шотландского фольклора Джемсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник «Шотландский музыкальный музей». В этом издании поэт опубликовал множество шотландских баллад в своей обработке и собственных произведений. Издаваемые книги приносят Бёрнсу определённый доход. Он попытался вложить заработанные гонорарами средства в аренду фермы, но только потерял свой небольшой капитал. Основным источником средств для существования стала работа на должности сборщика податей. В период 1787—1794 были созданы известные поэмы «Тэм о’Шентер» и «Честная бедность» «Ода, посвящённая памяти м-сс Освальд» В сущности заниматься поэзией Бёрнс был вынужден в перерывах между основной работой. Последние годы он провёл в нужде и за неделю до смерти едва не попал в долговую тюрьму. Бёрнс скончался в 1796 году.
16. Литература эпохи Просвещения: художественные направления, течения, жанры. Художественная проза. Жанр романа.
Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж.А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции – Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро; в Германии – Г.Э. Лессинг,Ф. Шиллер, И.В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н.И. Новиков, А.Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Направления –Сентиментализм Понятие “сентиментальный” возникло в английском языке от слова “чувство” (sentiment). Для просветителей в природе многое сошлось: и нравственный идеал естественности; и потребность личности самовыpазиться и увидеть себя отpажённой в аналогичной себе живой природе. В то же время полагали, что, познавая красоту творения, человек приближается к Творцу. Чувствительная душа тяжело переживает свой разрыв с миром, утрату только что открытой веры в спасительную силу слияния с обожествленной природой. Сентиментальная чувствительность - то явление, которое известно в истории литературы под именем сентиментализма, в свою очередь объемлет целый ряд сопутствующих ему понятий. Природа видится одухотворённой, живой в её изменчивости, под сентиментальным взглядом она является прежде всего умиротворённой, идилличной. С ней ассоциируется патриархальный круг деревенской жизни. Чувствительный человек готов удовлетвориться малыми радостями: любимая семья, привычный ход жизни, в конце которой — сельское кладбище, еще в 1751 году в элегии Томаса Грея противопоставленное величию прославленных монументов. Здесь место не веселью, но — меланхолическому уединению, которое таит свои радости для чувствительного сердца.Сентиментальный герой не претендует на героизм и величие. Он — простой, маленький человек. Пришло время уединения, самопознания. Даже простые вещи вдруг показались сложными. Таков сентиментальный герой в минуты раздумья — комичный, ибо всегда, даже в раздумье, по-детски простодушный. На фоне детскости и меланхолической иронии неожиданной может показаться энергия возмущения и бунта, которая заложена в сентиментальной чувствительности. Предромантизм Этим понятием обычно охватывают круг явлений, хронологически остающихся в пределах века Разума, но более решительно, чем сентиментализм, ему противостоящих. Однако сентиментализм и предромантизм родственны и в том, что они предваряют романтический век, и в том, как они это делают. Сентиментализм смещает акцент с универсального порядка вещей, подчинённого законам единого разума, на личность человека и держит в фокусе процесс его самосознания. Предромантизм также связан с ощущением отдельности и особенности, но не индивида, а нации. Предромантизм начинается с интереса к национальному прошлому, собиранию легенд и преданий, которые для просветителей были лишь варварским заблуждением. Теперь же увлечение фольклором становится всеобщим, ибо в народном искусстве видят высшее выражение духа и культуры. “Зловещая тишина” — верный знак предромантического ощущения. Ночной мир обрёл свое бытие в средневековом прошлом. К нему обращаются, ценя местный колорит, но воссоздают его крайне условно, эмоционально. И не только в поэзии, но и в романе, в так называемом “готическом романе”, замок с его подвалами, темницами, тайнами и ужасами на несколько десятилетий стал излюбленным местом действия в романах. Это и есть готика, возникшая в воображении предромантиков как картина прошлого. Со слова “воображение”, выдвинувшегося на первое место, начинается новая система эстетических ценностей, предпочтённых и просветительскому разуму, и прекрасному — идеалу классицизма. Теперь самым прекрасным кажется живописное, совсем не обязательно гармоническое, стройное, но волнующее воображение, непривычное, экзотическое. Проза Свифта — типичная классическая проза, избегающая всяких украшений, всяких необычных слов, всякого намека на «поэтичность». По чистоте, прозрачности и силе С. не имеет равного среди английских прозаиков. Особенно излюбленный С. прием — ирония. В ранних произведениях эта ирония иногда слишком книжна и слишком связана с высмеиванием разных видов педантизма, но в позднейших памфлетах она достигает гениальной силы.
Включают краткие биографически
1.17 век в культурно-историческом
развитии Западной Европы. Новый
тип европейского сознания, его
проявление в барокко и
2. Барокко как культурно-
3. Барокко в поэзии Л. Гонгоры и Франциско де Кеведо
4. Жизнь и творчество Лопе де Вега.
5. Жизнь и творчество Педро Кальдерона.
б. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон». Проблемы познания и свободы человека.
7. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон». Особенности формы. Символические образы.
8. Философская основа классицизма, теория искусства и творчества в классицизме.
9. Классицизм во Франции. Социально-политическая почва.
10. Жизнь и творчество Корнеля. Трагедия «Сид». Понятие трагического
11. Трагедия Расина «Андромаха». Источники сюжета, конфликт, проблематика. Тема страсти.
12. Жизнь и творчество
Ж. Б. Мольера. Особенности
13. Комедия Ж. Б. Мольера «Тартюф». Проблема человеческого разума, доверия и обмана.
14. «Овечий источник». Особенности поэтики Лопе де Вега.
15. Просвещение как
культурно-историческая эпоха.
16. Литература эпохи
Просвещения: художественные
17. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Особенности жанровой формы.
18. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Проблема человека, общества, истории.
19. Утопия в романе Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Образы йеху («робинзонада» по Свифту).
20. Роман Г. Филдинга
«Том Джонс». Особенности жанровой
структуры, жанровая проблема
искусства и жизни (
21. Роман Г. Филдинга «Том Джонс». Проблема человеческого разума и природы.
22. Роман Л. Стерна
«Сентиментальное путешествие». Особенности
формы. Место романа в
23. Роман Л. Стерна
«Сентиментальное путешествие». Характеристика
главного героя. Проблема
24. Жизнь и творчество Ф. Вольтера.
25. Повесть Ф. Вольтера
«Кандид, или Оптимизм».
26. Ж. -Ж. Руссо в культуре
Просвещения. Общая
27. Роман Ж. -Ж. Руссо
«Юлия, или Новая Элоиза». Особ
28. Жизнь и творчество Д. Дидро. Философская повесть «Монахиня».
29. Жизнь и творчество И. В. Гёте.
30. Лирика Й. В. Гёте. Общая характеристика.
31. Трагедия Гёте «Фауст». Источник сюжета и образов. Легенда о докторе Фаусте.
32. «Фауст» Гёте: «театральное
вступление». Особенности
33. «Пролог на небе»
в трагедии Гёте «Фауст»:
34. Проблема познания
в трагедии Гёте «Фауст».
35. Путь познания Фауста
в трагедии Гёте «Фауст».
36. Жизнь и творчество
Ф. Шиллера. «Коварство и
37. Р. Бернс. Жизнь и творчество.