Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:39, реферат
В исторических обзорах литературной науки традиционной была мысль о том, что период между революционно-демократическими теориями и возникновением марксистских концепций следует считать методологическим кризисом русского литературоведения.Однако потребность в объективных оценках любого исторического материала, которую мы ощущаем все сильнее, побуждает искать в научном опыте так называемого академического литературоведения позитивные элементы и систематизировать их.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Мифологическая школа………………………………………………………..4
2.Культурно-историческая школа………………………………………………..6
3.Психологическая школа………………………………………………………...9
4.Федор Иванович Буслаев……………………………………………………...12
Заключение ………………………………………………………………………17
Литература……………………………………………………………………….18
да ».
Итак, метод, первоначально связанный с сравнением языков, установлением общих форм слов и возведением их к праязыку индоевропейских народов, впервые в русской науке был перенесен Буслаевым в фольклористику и применен для изучения мифологических преданий славян. Впоследствии сравнительно-исторический метод прочно войдет в практику научных исследований филологов, но его первое применение в фольклористике и литературоведении навсегда закрепится за Буслаевым.
Весьма показательно, что М. Н.Сперанский заслугу Буслаева в истории русской науки видел прежде всего в том, что он не только «высказал определенный взгляд на устно-народную словесность», но и указал «метод ее разработки».
Важнейшие работы Буслаева по вопросам народной поэзии, древнерусской литературы и древнерусского искусства, над которыми он работал в 50-е годы, вошли в его двухтомный труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861). Статьи, опубликованные после выхода в свет этого издания, были собраны Буслаевым в двухтомном сборнике «Мои досуги» (1886) и сборнике «Народная поэзия» (1887). В эти
издания, разумеется, вошло не все, написанное Буслаевым. Множество его статей и заметок осталось на страницах газет, журналов, сборников.
Важнейшим началом народности, ее «основным слоем» является для Буслаева язык, зарождение которого происходит в «неразрывном единстве с мифами, обычаями и обрядами» и относится к глубокой древности.
Зарождение эпической поэзии — следующего за языком пласта народности — также теряется в незапамятной древности. Это происходит на той ступени развития, когда «творчество народной фантазии непосредственно переходит от языка к поэзии».
Существенный момент в
возникновении эпической
Высоко оценивая возможности теории заимствования в изучении истории народной словесности, Буслаев, однако, и в 70-е годы вопросы происхождения фольклора решает с позиций сравнительной мифологии.
Буслаев, как видим, снимает
кажущееся противоречие между мифологической
теорией и теорией
мифа в 70-годы, не получили распространения и вскоре были забыты.
При определении наиболее ценных черт народной поэзии Буслаев уже в ранний период своей деятельности исходил из того, что определяющим должен быть исторический принцип: он полагал, что в отдаленные времена черты народности были виднее, чище, не будучи еще затерты посторонними влияниями. Значит, чем та или иная черта древнее, тем больше уверенности, что она исконная, национальная. Здесь к услугам ученого и явился сравнительно-исторический метод в том его виде, как он применялся к исследованию языка в недавно народившейся тогда науке сравнительного языкознания. Применение этого метода позволило Буслаеву весьма близко подойти к пониманию исторического характера русского фольклора, в частности народного эпоса.
Выдающаяся роль принадлежит Буслаеву в постановке научного изучения древней русской литературы. По богатству фактического материала, огромной эрудиции автора и новизне точек зрения его исследования в этой области явились в полном смысле слова событием для всей филологической науки того времени. Они не утратили своего значения и по сей день.
Проблема народности, занявшая
столь значительное место в фольклорно-
Не подлежат включению
в историю древнерусской
Между тем, говорит Буслаев,
есть один обширный отдел древнерусской
письменности, до сих пор мало обращавший
на себя внимание исследователей, который
«со временем, когда будет приведен
в общую известность, откроет
богатые и разнообразные
Буслаев обращает внимание исследователей и на переводные сборники, так называемые патерики, содержащие назидательные повествования о жизни христианских подвижников или о событиях, свидетелями которых эти подвижники являлись. Литературное значение, подчеркивает Буслаев, имеют и другие переводные памятники древнерусской письменности .
Суждения Буслаева об объеме древнерусской литературы прочно вошли в историю науки. С постановкой данной проблемы ученый связывал другие вопросы, например о характере нашей древней письменности.
Научная деятельность Буслаева продолжалась более полувека. Еще при его жизни мифологическая теория, с которой он так тесно был связан в 40—50-е годы, вынуждена была уступить место сначала теорий широкого литературного общения между народами, затем антропологической и исторической.
Считаясь с движением научной мысли, постоянно опиравшейся на огромный фактический материал, Буслаев, как мы могли в этом убедиться, не только не оставался чужд новым направлениям в науке, но и оказывал существенное влияние на их утверждение и развитие. Идеи Буслаева неизменно находили широкий отклик в научной среде, их подхватывали и развивали его многочисленные ученики, наиболее талантливые из которых впоследствии сами становились во главе новых школ и направлений. Например, Школа сравнительной мифологии, в которую входили А.Н. Афанасьев, О.Ф.Миллер ,А.А. Котляревский.
Вклад Буслаева в изучение древнерусской литературы, как видим, был весьма значителен. Проблемы, выдвинутые им, особенно проблема областнического характера литературы древней Руси, являются актуальными и для современного литературоведения.
заключение
Систематизация научного
материала и его
По существу, это первый опыт такой систематизации и, вероятно, он несовершенен. Но несмотря на возможные упущения, настоящий обзор позволяет увидеть, каким запасом теорий, смелых научных гипотез и реко-мендаций, разнообразных исследовательских приемов, историко-лите-ратурных выводов владела русская литературная наука в прошлом. Это вполне объясняет высокий авторитет русского литературоведения той поры в мировой науке.
Изучение данного научного материала дает возможность несколько иначе, чем это было в сравнительно недавнее время, рассмотреть вопрос о соотношении позитивистских предпосылок академического литературо-ведения и конкретных исследовательских результатов, достигнутых его представителями.
Ученые академических направлений, хотя и придерживались неко-торых общих доктрин позитивизма. Академические школы в русском литера-
туроведении, особенно в период своего расцвета (в последние десятилетия XIX века) защищали своими историко-литературными идеями реали-стическое направление. Ученые, пытавшиеся создать «историческую поэ-тику», учитывали специфические художественные формы реалистического искусства.
Активное «сопротивление» конкретной исследовательской практики позитивистской методологии — характерная черта русского академического литературоведения. Но дело не только в этой конкретной практике, а и в прямых методологических коррективах, которые вносили в философско-эстетический позитивизм ученые академических школ.
Выдающиеся писатели той поры сосредоточили свое особое внимание на вопросах теории реализма, на «механизме» реалистического отражения потому, что безоговорочно признали реализм господствующим направ-лением, а также потому, что увидели в этом методе наивысшее воплощение законов искусства.
Научную ценность представляли высказывания писателей о значении и принципах психологического анализа в искусстве.
Теперь можем правильно оценить
своеобразие «социально- генети-ческого»
литературоведения, формалистические
тенденции в литературо-ведении, да и вообще
весь сложный путь развития русской литературной
науки в начале XX века.
Литература
1.Бельчиков Н.Ф.,Гришунин А.Л.,Ломунов К.Н. Академические школы в русском литературоведении - Изд.«Наука».:1976.- 515 с.
2.Буслаев Ф. Странствующие повести и рассказы.— «Русский вестник», 1874,№4, С. 669—734.
3.Медведев П. Очередные
задачи историко-литературной
4.Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения /Под ред.П.А.Николаева. – М.:1980.- 349 с.
5.Пыпин А.И. Характеристики
литературных мнений от
6.Соколов Ю. М. Русский фольклор.- М.: Учпедгиз. 1941. - С. 68.
Информация о работе Академические школы в русском литературоведении