Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;
изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;
выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
Понятие легенды
Воспитательный аспект легенд
5
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алматы қаласы Білім беру Департаменті
Алматы қалалық білім беру жүйесі мамандарының біліктігін көтеру
және қайта даярлау институты
Департамент образования города Алматы
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
системы образования
Гимназия № 132
КАЗАКОВА ВИКТОРИЯ
11 «А» класс
АЛДАР-КОСЕ И РОБИН ГУД: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБРАЗОВ ДВУХ НАРОДНЫХ ГЕРОЕВ
Секция: литература
Научные руководители:
Полтушева Гульнара Якубовна,
учитель английского языка гимназии №132
Шеина Вера Николаевна,
учитель английского языка гимназии №132
Алматы,
2011 год
Оглавление
Стр.
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
|
5
|
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА |
12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
20 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
21 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
22 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается во все больше возрастающем культурном и политическом сотрудничестве народов мира, в том числе казахов и англичан; в возможности по завершению проекта иметь достоверное представление о национальном характере англичан, что позволит обрести уверенность и доверие в дальнейшем взаимодействии двух стран. Актуальность обусловлена также недостаточной разработанностью в современной научной литературе темы влияния национальных фольклорных традиций на современную культурную практику.
Изучение фольклора страны позволяет не только заглянуть в ее прошлое и понять причины тех или иных современных явлений культуры, но и строить на этом основании достаточно обоснованные прогнозы развития страны в будущем. Но в современных условиях постоянно расширяющегося международного сотрудничества важнее другое: исследование фольклора страны дает возможность глубже почувствовать национальный характер данного народа – а значит, эффективнее общаться друг с другом. Много лет изучая английский язык, мы заинтересовались национальным характером англичан.
Объектом данного научного исследования являются образы двух народных героев на примере легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде.
Предметом исследования являются национальные особенности, страхи, мечты, идеалы казахов и англичан, особенности и условия формирования их легенд.
Гипотеза: если сравнить образы двух народных героев, то можно проследить сходства в создании образа национального героя, а также его влияние на мировоззрения современной молодёжи.
Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
Научная новизна – анализ образов фольклорных героев двух не являющихся родственными этнических групп, сопоставление выявленных в ходе исследования характерных признаков; установление влияния народного фольклора на формирования современного менталитета и системы жизненных взглядов рассматриваемых народов; изучение ранее недостаточно исследованного образа (Алдара-Косе) в системе казахского фольклора.
Методы исследования: изучение литературных и этимологических источников, сравнительно-сопоставительных анализ и синтез полученных данных.
Теоретическая значимость – данное исследование затрагивает область литературы, так как объектом исследования является фольклорные образы двух народов мира; затрагивается область истории, так как в содержании легенд часто упоминается о реальных, имевших место в истории событиях. Также, исследуя особенности национального характера, подвергаются изучению и исторические факторы, повлиявшие на его формирование.
Практическая значимость заключается в возможности использования её результатов лингвистами, историками, литературоведами, представителями официальных учреждений, занимающихся вопросами общественной связи и интеграции культур казахского и английского народов.
ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
Легенды (от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. В типологически отличных друг от друга культурных традициях понятие легенда описывает не вполне сходные явления и по-разному соотносится с другими фольклорными жанрами. Так, в европейском фольклоре тексты, соотнесённые с именами «заранее» (т.е. вне данного текста) известных персонажей, повествующие о событиях и времени, в историчности которых не сомневается носитель, принято делить на легенды и предания.
Однако само понятие легенды в разные времена трактовалось по разному. Так, в средневековой письменности – это житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре – вошедший в тардицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный; в новейшей литературе легенда – это всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.
Только в последние годы в литературоведении появилось емкое определение фольклорной легенды. Так, по мнению А.Н. Николюкина, этот «жанр несказочной прозы, фантастически осмысляющий события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей (племена, народы, отдельные личности), со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, «нечистые духи»). В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность» [1, c.58].
В конце XX века получили окончательную формулировку и жанровые признаки литературной легенды, жанра четко структурированного: «Легенда есть повествование о событии, якобы имевшем место в действительности, в ней тем не менее обязательны мотивы необыкновенного, сверхъестественного. Элементы необыкновенного обычно сводятся к следующему: с героем происходит чудо или чудо героем засвидетельствовано; герой переживает падения в страстях и восстания, духовные обновления и социальные превращения; обязательна личная выдвинутость героя из ряда обыденных персонажей; экзотична обстановка действия – экзотична для современности и среды, передающей легенду» [2, c.132].
По Р. Шору события в легендах могут совершенно не подтвержддаться историческими документами и являться часто фантастическими рассказами о каком-либо историческом деятеле или событии, совершенно не связанными с религиозными культами, что, однако, многими учеными воспринимается как признак существования реальной подоплеки для создания легенды. Несмотря на несколько приукрашенный сюжет, считается, что основа легенды являет собой бывшую когда-то реальной действительность [3, c.99].
В тоже время до сих пор можно встретить и такое определение жанра легенда: «...легендой часто называют, независимо от жанра, произведение, отличающееся «легендарностью», то есть поэтическим вымыслом и одновременно героикой или фантастикой» [4, c.15].
Героями легенд часто являются персонажи, обладающие способностями, превышающими человеческие, но иногда – это реальные люди, запечатлевшиеся в исторической памяти данного коллектива.
Часто легенды – лишь поэтические предания о каких-нибудь исторических событиях.
Легенды – это сюжетных жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодичны, часто одноэпизодичны. В первом случае связь эпизодов образует развитие действия, во втором – в центре рассказа один эпизод. Хотя иногда возможен и ряд легенд о каком-либо «заранее» (т.е. повсеместно) известном персонаже.
Состав сюжетов и персонажей легенд своеобразен. Основное отличие легенд от других фольклорных и литературных жанров – это отсутствие каких-либо сюжетных, структурных рамок, ограничений. Но в связи с этим существует огромное количество видов легенд, определяющееся в зависимости от сюжета, времени создания, видов персонажей, реалистичности и т.д.
Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные, называются социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далекой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий, о внезапно возникающих героях, спасающих страну.
Помимо легенд, действие которых происходит в историческом или мифологическом времени, европейская традиция знает и легенды, протекающие в «абстрактном» неуточненном времени, подобном времени притчи или сказки. Однако, как правило, время действия этих легенд имеет определенную начальную границу: не ранее конца установления данногo (приведенного в легенде) порядка вещей. Впрочем, можно полагать, что с точки зрения самой легенды такие персонажи относятся к числу всегда существовавших (в сознании народа, в мифах или сказках). Интересно, что такие легендарные по характеру эпизоды могут входить в сказку, подчёркивая тем самым сходство времени этих двух жанров.
По внешнему виду и объему легенды действительно схожи со сказками. Но эти жанры нельзя смешивать друг с другом. Действие, описанное в сказках, проходит в неизвестное время и в неизвестном месте, а в легендах место и время действия чаще всего бывает прямо указано или его можно определить по содержанию произведения, по подтексту.
Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определённый социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы.
Прочие легенды уже переходят эту границу и располагаются в историческом времени данного этноса, выполняя функцию исторических жанров (частично соприкасаясь и пересекаясь с преданиями). Так, они могут в значительной степени приближаться ко времени носителя и даже опережать его, продолжая историческое время снова в мифологическое, т. е. эсхатологическое (но часто соотнесённое с историческим - ср. конкретные датировки конца света или, во всяком случае, помещение его в обозримое будущее). С другой стороны, эсхатологические легенды в своей части, связанной с утопическими картинами будущего, сходны и с легендами об утопических странах или обществах, которые мыслятся как современные носителям традиции (для статуса легенды как достоверного сообщения показательны случаи действительных поисков мест, о которых сообщала легенда). Этот тип легенд, называемый «социально-утопическим», соотнесён не просто с историей, но и с конкретной, современной носителям социальной ситуацией, и опять же граничит с жанром преданий, т. к. может включать сюжеты, связанные с вполне историческими лицами, которым в данном сюжете отводится функция восстановления попранной справедливости и установления утопического благополучия. Они целиком относились бы к жанру преданий, если бы не касались утопических представлений о перестройке всего порядка вещей (т. е. в сущности - эсхатологического мотива счастливого завершения всей истории, её конца и цели). Наличие этих элементов вполне возможно и в жанре преданий, но в данном конкретном круге текстов содержится мотив божественной помощи или сверхъестественной силы героя, что целиком относит такие сюжеты к жанру легенды.
Мифу, объединяемому с легендой по признаку уверенности носителей в достоверности сообщаемого и наличия элемента «чудесного», также частично свойственны подобные признаки.
Но и в непрерывных традициях, и там, где произошла смена мифологических систем, легенда по сравнению с мифом менее сакральна и в ней описываются события более поздние, нежели в мифе.
В этом случае проявляется и общая для легенд разных традиций черта - их приуроченность к историческому времени, или, по крайней мере, к переходу от мифологического времени к историческому.
Идейно-художественная сущность легенд состоит в том, что в них выражено народное понимание действительности, народное толкование изображаемых событий и персонажей. Вместе с тем в легендах имеет место глубокое осознание социальной психологии других общественных групп.
Жанр легенды, благодаря своей гибкости и мобильности, оказался способным откликаться на идеи постнародников, связанные с представлением о том, что интеллигенция должна отказаться от собственного благополучия во имя народа, а если понадобится, то и пожертвовать своей жизнью ради высокой цели.