Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель исследования – провести сравнительно-сопоставительный анализ двух народных героев казахских и английских легенд.
Для достижения цели требуется решение следующих задач:
определить понятие «легенда», выявить его жанровые особенности, его место в фольклоре;
изучить и сравнить образы Алдара-Косе и Робин Гуда;
рассмотреть и сравнить страхи, мечты, идеалы национального героя и другие базовые характеристики казахских и английских легенд;
выяснить, как формируется национальный фольклор и как он влияет на современную жизнь народов.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЛЕГЕНДЫ КАК ЧАСТЬ ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ
Понятие легенды
Воспитательный аспект легенд
5
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В культуре казахского и английского народов проявилось свойство преемственности не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но реализовывать и «горизонтальный аспект», понимаемый как взаимная передача культурных традиций между регионами, народами и т.п. Это обеспечивается важнейшим свойством преемственности осуществляться на основе диалектической взаимосвязи традиции, новаторства и оригинальности. Если традиция выступает как эталон, образец, то преемственность принадлежит к исторически изменчивым формам культуры.
Фольклорные ценности полезно и необходимо транслировать в современную культуру нашего народа: главное их достоинство - уникальность, так как нельзя не согласиться с тем, что «среда места включает в себя всё, что пребывает в границах данного места, в том числе и его культуру. Если культура есть космос, то составляющие её локальные местные культуры есть
бесконечное количество хронотопов культур, идентифицирующих конкретное место» [Степанская Т.М.].
Этнокультурное наследие является органичной частью историко-культурного наследия. Для того чтобы существовать, все народы должны сохранять в веках следы своей истории. Этнокультурное наследие есть инструмент, способствующий достижению этой цели, связующий прошлое, настоящее и будущее. Именно этнографические объекты наследия как своеобразные метки времени не только создают четкий и прочный канал связи настоящего с отдаленным прошлым, но также и с отдаленным будущим. Смысловой основой этого наследия является сохранение памяти о культуре этносов, которая объективировалась в предметах, созданных ранее, и чем старше предмет, тем большую ценность он приобретает для потомков. Сама этимология понятия наследия связана с понятием наследства - «это то, что мы получили от предков и должны, приумножив, передать следующим поколениям» [4, c.210]. В этом смысле этнокультурное наследие отвечает за хранение и передачу информации об этнических культурах.
Устное народное творчество и казахов, и англичан, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, созданными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвигах людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы.
Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.
Как в капле воды отражены в них судьбы народа, его мудрость, отношение к окружающему миру. Казахский и английский фольклор уникальны по своей природе, по содержанию. К примеру, казахский фольклор включает в себя свыше сорока жанровых разновидностей, значительная часть которых характерна только для казахского устного народного творчества.
В фольклоре воплощена психология народа, он дает богатейший материал для выводов, чем живет тот или иной народ, каковы его нравы, обычаи, народный характер.
1.2 Воспитательный аспект легенд
С целью выявления влияния легенд об Алдаре-Косе и Робин Гуде на формирование сознания нынешнего поколения, мы провели анкетный опрос среди учащихся 9 – 11 классов гимназии № 132 г. Алматы. Было опрошено 59 человек, результаты исследования представлены в Приложении. На основе анализа первичной информации, мы пришли к выводу, что народные легенды занимают важное место в процессе формирования сознания молодого поколения. Народная легенда является частицей народного опыта, и ее способен осознать каждый подросток. Все народные легенды содержательны и отшлифованы самим народом таким образом, чтобы молодое поколение было способно в полной мере перенять его опыт и стремиться к воплощению его идеалов.
Согласно результатам анкетирования самыми известными легендами наибольшая часть школьников считает легенды об Алдаре-Косе и Робин Гуде. По их мнению, эти герои выражают собою все то, к чему стремился народ, его желания, мечты, его чаяния. Мечты о таком национальном герое - это уже своеобразный бунт против угнетателей, ведь подобного рода преступные мысли, возникая, лишь развиваются дальше, разрастаясь до размера настоящей революции. И значит, Алдар-Косе и Робин Гуд выражают непосредственно национальный характер и казахов, и англичан - смелость для восстания, нетерпимость к попиранию прав, признание истинного благородства, готовность бороться за справедливость, доброта, народная мудрость, чувство юмора.
Повлияв, таким образом, на людей в первое время своего возникновения, они несколько изменили ход мыслей целых поколений. И эти новообретенные представления об истинной ценности жизни не могли не передаться следующему поколению, детям. От детей - к внукам. И дальше - к правнукам. Так они дошли до наших дней и не утратили своей воспитательной ценности.
И сегодняшние представления казахского и английского народов о смелом и благородном идеале - результат вдохновения прадедов нынешнего поколения возникновением истинно народных героев - Алдара-Косе и Робин Гуда.
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ОБРАЗОВ АЛДАРА-КОСЕ И РОБИН ГУДА
Алдар-Косе - находчивый и хитрый бедняк, он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, скупцов и глупцов. Рассказывают о нем по-разному, но все сходятся на том, что он был беден и добр, ненавидел угнетателей народа, боролся с несправедливостью и помогал обиженным. Заступник простых людей перед жадными баями, он, благодаря природной смекалке и искрометному остроумию, всегда выходит сухим из воды, наказывает тех, кто обижает слабых, и заступается за бедняков [5, c.46].
Робин Гуд - легендарный благородный разбойник, который грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам. Он - отличный лучник, смелый, изобретательный и благородный человек.
По преданию, он действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема и боролся за справедливость - грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. И хотя знати сильно доставалось от Робина, иногда разбойник помогал и оказавшимся в беде дворянам.
Он олицетворял благородство, справедливость, был защитником слабых и обездоленных. Спокойный, хладнокровный Робин Гуд с пылающим справедливостью сердцем стал настоящим героем для англичан.
Алдар-Косе - это не имя, а прозвище. «Алдар» - означает «обманщик», «Косе» - «безбородый». Желая, чтобы сын стал заступников бедных, отец назвал его Алдар. Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода, поэтому его и прозвали «безбородым» [6, c.98].
Слово hood по англ. означает «капюшон», оно указывает на элемент одежды Робина Гуда и с ошибочной русской этимологией (от англ. good - «хороший») связано только схожим звучанием. Но у слова hood есть и переносный смысл - скрывать (накрыть капюшоном).
Слово robin переводится как «малиновка», но возможно, что имя героя - результат переосмысления выражения “Rob in hood” - Роб (Роберт)(гоb,robber также означает «грабитель») в капюшоне.
Конкретных данных о непосредственном времени жизни Алдара-Косе нет, и упоминается он только в литературных источниках без указания конкретных дат или событий, позволяющих установить какие-либо конкретные сроки.
Ученый А.Маргулан отнес произведение «Алдар-Косе» к огуз-кыпчакской эпохе (VI - XII вв) [7, c.84].
Существуют много различных версий о времени жизни Робин Гуда.
По некоторым версиям, он жил в царствование короля Генриха II, то есть приблизительно в 1160г., и умер в царствование короля Генриха III - 12 ноября 1247 года [8, c.143].
По другим версиям Робин Гуда принято считать современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год [9, c.46].
Другие сочинители баллад переносили его в эпохи Эдуарда II (1307- 1327) и Генриха VIII (1491 - 1547) [10, c.69].
Время жизни Робин Гуда менялось в зависимости от приписываемых ему подвигов и связи с теми или иными королями.
Алдар-Косе был сыном бедного пастуха Алдана, который постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев.
Из множества версий о происхождении Робин Гуда можно выделить 2 наиболее популярные:
1. Дворянское происхождение. Герой, названный Робин Гудом, родился в Локсли, графство Ноттингем. Он был выходцем из благородной семьи, и его часто именовали графом Хантингтонским, титулом, на который, по крайней мере к концу своей жизни, он претендовал (уверяя, что его прабабка была графиней Хантингтонской) [11, c.64].
2. Простолюдин. Робин Гуд был йоменом, то есть свободным ремесленником или крестьянином, сыном холопа графа Уоррена [12,c.33].
5. Прототипы
Нет никаких данных о прототипах Алдара-Косе. Считается, что он - собирательный образ, кропотливо созданный сознанием простого угнетаемого народа.
Существует множество различных версий о прототипах Робин Гуда. Наиболее распространены следующие версии:
6. Союзники и противники
В большинстве сюжетов Алдар-Косе действует в одиночку, но в отдельных случаях его помощником, другом или соперником является Жиренше шешен. Но Жиренше шешен неизменно возникает как самостоятельный положительный персонаж и в некоторых сюжетах действует независимо от Алдара-Косе.
Общее число вольных стрелков в отряде Робина изменялось от полсотни до ста человек в разных рассказах. Наиболее популярными героями этой легенды наряду с самим Робин Гудом являются его помощники Маленький Джон, Брат Тук, Уилл Скарлет, Мач, сын мельника и жена Робина - дева Мэриан.
У Алдара-Косе не было личных врагов, поэтому его целью были все жадные и эгоистичные баи.
Несмотря на то, что Робин Гуд сражался против всех алчных богачей, встречающихся ему на пути, главными его врагами были шериф Ноттингемский, рыцарь Гай Гисборн и принц Джон, с которыми у него были личные счеты.
В те времена простой народ постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Поэтому казахский народ остро нуждался в человеке, который защитил бы их от вседозволенности и произвола алчных богачей.
Основной приметой тех времен является борьба народа (в меньшей степени - дворянства) с чужеземными завоевателями-норманнами, с нормандскими феодальными баронами, которые считали все для себя дозволенным, проливали по прихоти кровь. Англосаксы бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Угнетенный английский народ остро нуждался в защитнике, и реальный Робин Гуд, живший в Англии в XIII в., своими поступками вдохновил крестьян на создание красивой легенды о благородном разбойнике. Робин Гуд - собирательный образ, олицетворение надежд и мыслей всех бедных людей тех веков.
Образ Алдара-Косе не имеет связей с мифологией. Хотя в некоторых сюжетах прослеживается наличие мифологических элементов (например, участие чертей, великанов и т.д.) [9, c.152].
Как и многие герои легенд, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают с персонажем британского фольклора Робином Гудфеллоу (т.е. Робин Добрый Малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя эльфов (или лепреконов), который носил зеленую одежду. В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством [11, c.33].