Александр Сергеевич
Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому
стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей
Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей,
когда-то богатой семьи. От имений предков
(в Нижегородской губернии) до него
дошло немного; но и дошедшее он проматывал,
совершенно не интересуясь хозяйственными
делами; служил он в Московском комиссариате,
но службой не был озабочен. Среди
его знакомых было много писателей,
а брат его Василий Львович
приобрел известность как поэт. В
доме Пушкина интересовались литературой,
а сам Сергей Львович был поклонником
французских классиков и сам
пописывал французские и русские
стихи, которые, впрочем, были известны
только знакомым и родственникам. Мать
Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная
Ганнибал, происходила от Ганнибала,
петровского "арапа", изображенного
в романе Пушкина.
Воспитание Пушкина
было безалаберным. Сменявшиеся
французы- гувернеры, случайные учителя
не могли иметь глубокого влияния
на ребенка, в значительной
степени предоставленного самому
себе.
Детство Пушкин
провел в Москве, выезжая на
лето в уезд Захарово, в подмосковное
имение бабушки. Кроме Александра
у Пушкиных были дети - старшая
дочь Ольга и младший сын
Лев. Родители не уделяли много
внимания детям, да, по-видимому,
Александр не был любимым ребенком
в семье.
Его брат писал
впоследствии о детских годах
Александра: "До одиннадцатилетнего
возраста он воспитывался в
родительском доме.
Страсть к поэзии
появилась в нем с первыми
понятиями: на восьмом году
возраста, умея уже читать и
писать, он сочинял на французском
языке маленькие комедии и
эпиграммы на своих учителей.
Вообще воспитание его мало
заключало в себе русского. Он
слышал один французский язык;
Гувернер был француз, впрочем,
человек неглупый и образованный;
библиотека его отца состояла
из одних французских сочинений.
Ребенок проводил бессонные ночи
и тайком в кабинете отца
пожирал книги одну за другою".
В 1810 году возник проект устройства
привилегированного учебного заведения
- лицея в Царском Селе, при
дворце Александра I.
Пушкин, обладавший
влиятельными знакомствами, решил
определить туда своего сына
Александра. В июне 1811 г. Александр
со своим дядей поехал в
Петербург, благодаря имеющимся
связям, Пушкину было обеспечено
поступление. 12 августа он выдержал
вступительный экзамен. 19 октября
был торжественно открыт лицей
и с этого дня началась лицейская
жизнь Пушкина. Лицей был закрытым
учебным заведением, в него было
принято всего 30 учеников. Это
были дети средних малообеспеченных
дворян, обладавших служебными связями.
В связи с
политическими событиями 1812 г.
Взятие французами Москвы ставило
под угрозу Петербург. Из-за
большого потока солдат проходившего
через Царское Село, в лицее
воцарился либеральный дух. В
лицей проникали сплетни об
Александре I и его окружении.
Кругозор
Пушкина в то
время расширял П. Чаадаев,
оказавшийся в гусарском полку
в Царском Селе. Чаадаев был
настроен весьма либерально, он
вел долгие политические беседы
с Пушкиным и сыграл немалую
роль в нравственных понятиях
Александра. Впоследствии Пушкин
посвятил Чаадаеву одно из
первых своих политических стихотворений.
Именно в лицее
у Пушкина появляются настоящие
друзья. На первый курс было
принято тридцать человек. Значит,
у Пушкина было двадцать девять
товарищей.
В дальнейшем
они станут известными людьми.
У каждого лицеиста было прозвище,
а у некоторых и не одно.
Иван Иванович Пущин - “Жано”,
Вильгельм Карлович Кюхельбекер
- “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин
- “Француз” и множество других
забавных прозвищ.
В лицее Пушкин
плотно занимался поэзией, особенно
французской, за что он и
получил прозвище "француз". Среди
лицеистов проводились пассивные
соревнования, где Пушкин долгое
время одерживал первенство. Из
русских поэтов Пушкина привлекал
Батюшков и вся группа писателей,
объединившиеся вокруг Карамзина.
С этой группой Пушкин был
связан через семейные отношения,
в частности, через дядю, который
был вхож в нее. В доме
Карамзина, который находился
в Царском Селе, Александр ознакомился
с Жуковским и Вяземским, их
влияние особенно отразилось
на творчестве Пушкина начиная
с 1815 года.
Любимым поэтом
Пушкина был Вольтер, именно
ему Пушкин был обязан и
ранним своим безбожием, и склонностью
к сатире, которая, впрочем, находилась
также в зависимости от литературной
борьбы карамзинистов и от
шутливых сатир Батюшкова. В
лицее Пушкина также коснулись
новые течения поэзии того
времени: "Оссианицизм" и "Барды".
К концу пребывания в лицее
Пушкин подвергся сильному влиянию
новой элегической поэзии, связанной
с деятельностью таких французских
поэтов, как Парни и Мильвуа.
Литературная лицейская слава
Пушкина пришла к нему в
15 лет, когда он впервые выступил
в печати, поместив в» Вестнике
Европы" в июльском номере стихотворение
"К другу стихотворцу".
В октябре 1815
года образовалось литературное
общество "Арзамас" и просуществовало
оно до конца 1817 года.
Помимо "Арзамаса"
и "Беседы" были еще литературные
общества. Одним из них был
кружок писателей, собиравшихся
у Оленина. Там собирались противники
"Беседы" но и не сторонники
"Арзамаса". Предводителями этого
кружка были баснописец Крылов
и Гредич. Пушкин ценил обоих
этих людей и впоследствии
посещал Оленинский кружок. Но
в лицейское время Пушкин находился
под влиянием Арзамаса, вдохновленный
сатирой Батюшкова на борьбу
с "Беседой" Пушкин разделял
все симпатии и антипатии "Арзамаса".
Срок пребывания
в лицее кончился летом 1817 года.
9 июня состоялись выпускные экзамены,
на которых Пушкин читал заказанное
стихотворение "Безверие".
Арзамасец Ф.
Вигель писал в своих воспоминаниях:
"На выпуск молодого Пушкина
смотрели члены "Арзамаса" как
на счастливое для них происшествие,
как на торжество. Сами родители
его не могли принимать в
нем более нежного участия;
особенно Жуковский, восприемник
его в "Арзамасе", казался,
счастлив, как будто бы сам
бог послал ему милое чадо.
Чадо показалось довольно шаловливо
и необузданно, и мне даже
больно было смотреть, как все
старшие братья на перерыв
баловали маленького брата. Спросят:
был ли он тогда либералом?
Да как же не быть восемнадцатилетнему
мальчику, который только что
вырвался на волю, с пылким
поэтическим воображением, кипучею
африканскою кровью в жилах,
и в такую эпоху, когда свободомыслие
было в самом разгаре".
19 октября до самой
смерти останется у Пушкина
самым памятным днем в его
жизни. Сколько приятных воспоминаний
будет у Пушкина связанно с
лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая
история с “гогель - могелем”.
История такая.
Компания воспитанников с Пушкиным,
Пущиным и Малиновским во главе,
устроила тайную пирушку. Достали
бутылку рома, яиц, натолкли сахару,
принесли кипящий самовар, приготовили
напиток “гогель - могель” и стали распивать.
Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало
от рома, он начал шуметь, громко разговаривать,
что привлекло внимание дежурного гувернера,
и он доложил инспектору Фролову. Начались
расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский
объявили, что это их дело и что они одни
виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся
исправляющему должность директора профессору
Гауэншильду, а тот поспешил доложить
самому министру Разумовскому. Переполошившийся
министр приехал из Петербурга, вызвал
виновных сделал им строгий выговор и
передал дело на рассмотрение конференции.
Конференция постановила: 1. Две недели
стоять во время утреней и вечерней молитвы.
2. Сместить виновных на последние места
за обеденным столом. 3. Занести фамилии
их, с прописанием виновности и приговора,
в черную книгу, которая должна иметь влияние
при выпуске. Но при выпуске лицеистов,
директором был уже не бездушный карьерист
Гауэншильд, а благородный Энгельгардт.
Он ужаснулся и стал доказывать своим
сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя
шалость, за которую тогда же было взыскано,
имела влияние и на будущность провинившихся.
Все тотчас же согласились с его мнением
и дело сдано было в архив.
Историю с “гогель
- могелем” имеет в виду Пушкин
в своем послании к Пущину:
Помнишь ли, мой
брат по чаше,
Как в отрадной
тишине
Мы топили горе
наше
В чистом пенистом
вине?
Помнишь ли
друзей шептание
Вокруг бокалов
пуншевых,
Рюмок грозное
молчанье,
Пламя трубок
грошовых ?
Закипев, о,
скол прекрасно
Токи дымные
текли!
Вдруг педанта
глас ужасный
Нам послышался
в дали, -
И бутылки вмиг
разбиты,
И бокалы все
в окно,
Всюду по полу
разлиты
Пунш и светлое
вино.
Убегаем торопливо...
В пирующих
студентах Пушкин так же обращается
к Пущину :
Товарищ милый,
друг прямой,
Тряхнем рукою
руку,
Оставим в чаше
круговой
Педантам сроду
скуку:
Не в первый
раз мы в месте пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества
нальем -
И тот час
помиримся.
Именно в лицее
Пушкин первый раз влюбился.
Фрейлина. “Первую
платоническую, истинно поэтическую
любовь возбудила в Пушкине
Бакунина, - рассказывает Комаровский.
- Она часто навещала брата
своего и всегда приезжала
на лицейские балы. Прилесное
лицо ее, дивный стан и очаровательное
обращение произвели всеобщий
восторг во всей лицейской
молодежи. Пушкин описал ее прелести
в стихотворении “К живописцу”,
которое было положено на ноты
лицейским товарищем Пушкина
Яковлевым и понятно пето до
самого выхода из заведения
“.
29 ноября 1815 года
Пушкин писал в дневнике:
Итак, я счастлив
был, я наслаждался,
Отрадой тихою,
восторгом упивался,
И где веселья
быстрый день?
Промчался летом
сновиденья,
увяла прелесть
наслажденья,
И снова вкруг
меня угрюмой скуки тень.
Это была первая
робкая и стыдливая юношеская
любовь - с “безмятежной тоской”,
со “счастьем тайных мук”, с
радостью на долгие дни от
мимолетной встречи или приветливой
улыбки. Любовь эта отразилась
в целом ряде лицейских стихотворений
Пушкина.
Посидел с милой
девушкой в беседке, -
Здесь ею счастлив
был я раз
В восторге
сладостном погас,
И время самое
для нас
Остановилось
на минуту!
Получил от
нее незначительное письмецо, -
В нем радости
мои; когда померкну я,
Пускай оно
груди бесчувственной коснется;
Быть может,
милые друзья,
Быть может,
сердце вновь забьется.
В 1834 году, тридцати
девяти лет, Бакунина вышла
замуж за сорокадвухлетнего тверского
помещика, капитана в отставке, А.А.
Полторацкого, двоюродного брата
Анны Петровны Керн.
Лицейские годы
жизни Пушкина сыграли огромную
роль в становлении его как
личности, заложили фундамент его
гениального творчества.
И лучше всего
об этом говорит сам Пушкин!
Прости! Где б
ни был я: в огне ли смертной
битвы,
При милых ли
брегах родимого ручья,
Святому братству
верен я.
И пусть (услышит
ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут
счастливы все, все твои друзья!
Лирика Пушкина
О лирике Пушкина
говорить и трудно и легко.
Трудно, потому что это разносторонний
поэт. Легко, потому что это
необычайно талантливый поэт. Вспомним,
как он определил сущность
поэзии:
Свободен, вновь
ищу союза
Волшебных звуков,
чувств и дум.
Я обратил внимание
на то, что непременным условием
творчества поэт считает свободу.
Пушкин уже к семнадцати годам
был вполне сложившимся поэтом,
способным соперничать с такими
маститыми светилами, как Державин,
Капнист. Поэтические строки Пушкина
в отличие от громоздких строф
Державина обрели ясность, изящество
и красоту. Обновление русского
языка, столь методично начатое
Ломоносовым и Карамзиным, завершил
Пушкин. Его новаторство нам потому
и кажется незаметным, что мы
сами говорим на этом языке.
Бывают поэты «от ума». Их творчество
холодно и тенденциозно. Другие
слишком много внимания уделяют
форме. А вот лирике Пушкина
присуща гармоничность. Там все
в норме: ритм, форма, содержание.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,