Главное место среди
предшественников и современников
в творческом сознании Ч. занимал
Лев Толстой, гениальными художественными
созданиями которого он неизменно
восхищался. Ч. испытал известное
влияние толстовской философии,
однако в конце 90-х гг. усилились
идейные расхождения между двумя
писателями. Толстовская идея непротивления
злу насилием вызывает противодействие
Ч. Толстой упрекал Ч. в отсутствии последовательной
нравственной позиции, иначе говоря, —
в скептическом отношении к вере. Вместе
с тем он высоко оценивал писательский
дар Ч., называл его «несравненным художником».
«... Благодаря своей искренности, — сказал
Толстой, — Чехов создал новые, совершенно
новые, по-моему, для всего мира формы писания,
подобных которым я не встречал нигде»
(цитата по книге: Сергеенко П., Толстой
и его современники. Очерки, М., 1911, с. 226).
Ч. оказал большое
влияние на развитие русской
и мировой литературы — прозы
и драмы. У него учились молодой
Горький (особенно в драматургии),
Бунин, Куприн, отчасти Л. Н. Андреев.
О Ч. — учителе советских драматургов
писали К. А. Тренёв, А. Н. Арбузов. О роли
Ч. в искусстве 20 в. говорили многие писатели
Европы и Америки. В 1919 Б. Шоу опубликовал
пьесу «Дом, где разбиваются сердца», написанную
под явным влиянием Ч. Автор назвал её
«фантазией в русском стиле на английские
темы» (Избр. произв., т. 2, М., 1956, с. 286). О
благотворном влиянии Ч. на английскую
литературу писал Дж. Голсуорси. О воздействии
чеховского творчества говорили А. Вюрмсер,
Ф. Мориак, Э. Триоле, французский режиссер
Ж. Л. Барро и Ж. Вилар. Т. Манн в «Слове о
Чехове» глубоко раскрыл своеобразие
его идейно-творческие позиции, скромное
и самоотверженное стремление служить
людям неприкрашенной художественной
правдой.
Ч. — один из самых
популярных драматургов современного
советского и зарубежного театра.
Многие его произведения экранизировались
для кино и телевидения («Свадьба»,
«Дама с собачкой», «Чайка»,
«Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», юношеская
драма «Безотцовщина» и др.).