Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:32, контрольная работа
Белинский впервые употребил название «натуральная школа>в мартов
ской книжке «Отечественных записок» 1846 г., в статье о «Петербургском
сборнике» Некрасова. Характеризуя «естественность поэзии Гоголя, ее
страшную верность действительности», Белинский писал: «Если и теперь
еще существуют литераторы, которые естественность считают великим
недостатком в поэзии, а неестественность великим ее достоинством, и но
вую школу поэзии думают унизить эпитетом „натуральной",— то понятно,
как должно было большинство публики встретить основателя новой
школы» (X, 196).
Контрольная работа по теме «Белинский в борьбе за натуральную школу»
Белинский впервые употребил название «натуральная школа>в мартов
ской книжке «Отечественных записок» 1846 г., в статье о «Петербургском
сборнике» Некрасова. Характеризуя «естественность поэзии Гоголя, ее
страшную верность действительности», Белинский писал: «Если и теперь
еще существуют литераторы, которые естественность считают великим
недостатком в поэзии, а неестественность великим ее достоинством, и но
вую школу поэзии думают унизить эпитетом „натуральной",— то понятно,
как должно было большинство публики встретить основателя новой
школы» (X, 196). В следующей, апрельской, книжке «Отечественных за
писок» 1846 г., рецензируя «Воспоминания» Ф. Булгарина, Белинский
не только принял бранный эпитет, но и наполнил его положительным со
держанием. Белинский заявил, что литературную школу, основанную
Гоголем, «Булгарин очень основательно прозвал н о в о ю н а т у
р а л ь н о ю ш к о л о ю , в отличие от с т а р о й р е т о р и ч е с к о й
или н е н а т у р а л ь н о й , т. е. и с к у с с т в е н н ой , другими
словами — л о ж н о й ш к о л ы . Этим он прекрасно оценил новую школу
и в то же время отдал справедливость старой;—новой школе ничего не
остается, как благодарить его за удачно приданный ей эпитет»
Если для Булгарина слово «натуральная» было синонимом антиэстети
ческого, грязного и низменного, то Белинский превратил это слово в по
ложительное понятие и сделал его боевым лозунгом передовой демо
кратической литературы.
В своих критических работах 1846—1847 гг. Белинский формулировал
и разъяснял эстетическую программу натуральной школы, защищал ее
от нападений врагов.
В статье «Нечто о русской литературе в 1846 году» В. Майков конста
тировал, что именно в этом году «за современною школою литературы
утвердилось самым прочным и самым оригинальным образом лестное для
нее название н а т у р а л ь н о й . Факт этот должен быть тем приятнее
для писателей, принадлежащих к этой школе, что название это дано ей
газетой, нападающею на современную русскую литературу, образовав
шуюся под влиянием Гоголя»
В истории возникновения самого названия «натуральная школа» необ
ходимо сделать одно уточнение. Дело в том, что Булгарин в «Северной
пчеле» уверял читателей, будто он назвал новую литературную школу
«натуральной» в связи с появлением в свет «Петербургских углов» Некра
сова, напечатанных в первой части «Физиологии Петербурга». Это, од
нако, неверно. Действительно, Булгарин с ожесточением встретил
«Петербургские углы» и в течение 1845 г. на страницах «Северной пчелы»
неоднократно нападал на «Физиологию Петербурга». При всем том, на
звание «натуральная школа» Булгарин впервые употребил в фельетоне «Се-
верной пчелы» от 26 января 1846 г. (№ 22), написанном в связи с появ
лением «Петербургского
бурга" читатели наши знают, — писал Булгарин, — что г. Некрасов при
надлежит к новой, т. е. н а т у р а л ь н о й литературной школе,
утверждающей, что должно изображатьприроду без покрова. Мы, напротив,
держимся правила, изложенного в книге „Поездка в Ревель": „Природа
только тогда хороша, когда ее вымоют и причешут..."». В этом заявлении
Булгарина характерно все — и презрение к новой литературной школе,
и демагогическое использование книги декабриста Бестужева-Марлин-
ского, именем которого Булгарин пытался укрепить свои позиции. Очень
скоро Булгарину пришлось убедиться, что бранный эпитет, пущенный
им в оборот, приобрел положительный смысл и стал лозунгом той самой
школы, которую он преследовал. Тогда Булгарину не оставалось ни
чего другого, как объявить, что он только «в шутку» назвал новую лите
ратурную школу «натуральной» и что' шутку нельзя принимать «за
серьезную вещь и п р и з р а к за существенность».
Театральный рецензент «Северной пчелы» Рафаил Зотов в одном из своих
фельетонов высказал следующее недоумение: «Прежде всего мы попро
сили умного человека, имеющего достаточный авторитет в литературном
мире, определить нам ясно и верно:
что такое эта новая
и какой именно переворот она намерена совершить в современномнаправ
лении писателей и читателей. Все называют Гоголя и Лермонтова осно
вателями этой школы, но в чем именно заключаются ее теоретические
правила и сущность, никто еще не потрудился изложить приверженцам
старой школы»
Булгарин снисходительно ответил Р. Зотову через не
сколько дней: «Наш почтенный сотрудник принял ш у т к у за серьезную
вещь и п р и з р а к — за существенность. Никто не изложит, никто не
растолкует правил н а т у р а л ь н о й ш к о л ы , потому что она н е
с у щ е с т в у е т ! По поводу выхода в свет статьи под заглавием „Пе
тербургские углы", в которой автор изобразил все, что только кроется за
углами п р о т и в у и з я щ н о г о и отвратительного, хотя бы и
существующего в натуре, в подражание пестрым картинкам такого же
достоинства, находящимся в „Мертвых душах" Гоголя, „Северная пчела"
в ш у т к у назвала это направление н а т у р а л ь н о ю ш к о л о ю ,
чтобы каким-нибудь приличным и благородным выражением обозначить
стремление подражателей г. Гоголя к отыскиванию в натуре п р о т и в у
и з я щ н о г о , в том убеждении, что только т о х о р о ш о , что верно
списано с н а т у р ы . Вот вам и полное объяснение того стремления или
направления, которое „Северная пчела" назвала н а т у р а л ь н о ю
ш к о л о ю».
Отвечая Р. Зотову, Булгарин счел нужным оговориться, указав на
ошибку, которую, по его мнению, сделал фельетонист «Северной пчелы».
«Наш почтенный сотрудник,— писал Булгарин,— ошибочно поста
вил Лермонтова рядом с Гоголем, назвав их основателями н а т у
р а л ь н о й , т. е. п р о т и в у и з я щ н о й школы! „Герой нашего
времени" и все пиитические произведения Лермонтова настолько выше
„Мертвых душ", „Тараса Бульбы" и всех сказок и росказней г. Гоголя,
насколько Евгений Сю, Виктор Гюго, Александр Дюма и Пушкин
выше автора „Петербургских углов", автора „Бедных людей", авто
ра сказки в стихах „Помещик" (в „Петербургском сборнике") и
других молодых писателей, не почитающих литературы высоким искус
ством...»
Из этих разъяснений Булгарина можно видеть, как понимал «натураль
ную школу» один из ее злейших врагов. Из разъяснений Булгарина можно
заключить также и об успехах новой школы, которых она достигла к концу
1846 г. Решительно отводя от
«натуральной школы»
гарин считал Гоголя основателем школы и указывал на имена Некрасова,
Достоевского и Тургенева, справедливо связав характер их творчества
с гоголевскими традициями и с направлением «Физиологии Петербурга»
и «Петербургского сборника». Хотя название «натуральная школа» и
появилось лишь в начале 1846 г., зарождение новой школы следует от
нести все же к предшествующему 1845 г., когда вышли в свет две части«Физиологии Петербурга» под редакцией Некрасова. Так полагал это и
Белинский. В обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года>> он отметил,
что литература в этом году «шла по прежнему пути, которого нельзя на
звать ни новым, потому что он успел уже обозначиться, ни старым, потому
что слишком недавно открылся для литературы,— именно немного раньше
того времени, когда в первый раз было кем-то выговорено слово: „нату
ральная школа"» (XI, 82). 206 БЕЛИНСКИЙ В БОРЬБЕ ЗА НАТУРАЛЬНУЮ ШКОЛУ
I
После выхода из печати первого тома «Мертвых душ» и тех ожесточен
ных споров, которые вызвала гоголевская поэма, Белинский наблюдал
все возрастающее влияние Гоголя на русских писателей. К середине
40-х годов, когда
окончательно сформировались, вопрос о значении критики в литератур
ном развитии приобрел для него смысл вопроса о путях и возможностях ру
ководства литературой. Объективно-революционное значение творения Го
голябыло несомненно и бесспорно для Белинского, и в своей рецензии на
первый том «Мертвых душ» он намекнул на это, поскольку позволяли усло
вия подцензурной печати. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что твор
чество Гоголя служит делу освободительной борьбы, Белинский видел
также и то, что Гоголь сознательно не ставил перед собой такой цели.
В полемике с К. Аксаковым по поводу «Мертвых душ» Белинский отметил
«удивительную силу непосредственного творчества» у Гоголя, но в то же
время и подчеркнул, что эта сила «много вредит Гоголю. Она, так ска
зать, о т в о д и т е м у г л а з а от идей и нравственных вопросов,
которыми кипит современность, и заставляет его преимущественно
устремлять внимание на факты и довольствоваться объективным их изо
бражением» (VII, 441—442).
Проблема соотношения
ном творчестве является одной из
центральных проблем в
деятельности Белинского 40-х годов. Окончательно отвергнув, как реак
ционное и ложное, мнение о губительности сознательной мысли для ис
кусства, Белинский вплотную подошел к задаче внесения сознательности
в литературу. Белинский знал, что только развитием и укреплением со
знательности можно было прочно связать литературу с делом освободи
тельной борьбы.
В 40-е годы Белинский выступает перед нами не только как гениальный
представитель революционной мысли, не только как замечательный тео
ретик искусства и критик, но и как организатор литературы. Задачу
внесения сознательности в литературу Белинский ставил и решал, исходя
из созданного им учения о гении и таланте, составлявшего неотъемлемую
часть всей системы его революционно-
Белинский представлял себе гения как «всеобщую личность», т. е.
такую личность, которая выражает
прогрессивные тенденции
и интересы народа. В статье о «Парижских тайнах» Э. Сю, где Белинский
выступал с защитой народа как хранителя «национального огня» и под
линного творца истории,— он дал и свое понимание гения. «Назначение
гения — проводить новую свежую
струю в поток жизни
и народов» (VIII, 485). Гений может быть великим историческим деятелем.
Таков был Петр I в представлении Белинского. Но гений может быть
и великим художником — народным поэтом, назначение которого заклю
чается в том, чтобы, не отделяясь от народа, указывать ему будущее.
Такими великими художниками и народными поэтами были для Белин
ского Пушкин, Лермонтов, Гоголь. В цитированной статье о «Парижских .
тайнах» Белинский писал, что «брошенная гением идея принималась бы
слишком медленно, если б не подхватывали ее на лету таланты и дарования,
роль и назначение которых — быть посредниками между гениями и тол
пою» (там же). Так намечалось учение Белинского о гении и таланте,
разработанное им в десятой статье пушкинского цикла (о «Борисе Году
нове»), в статье «Мысли и заметки о русской литературе» и, наконец,
особенно ярко и полно в статье «О жизни и стихотворениях Кольцова».
Если гений по самой своей сущности отражает прогрессивные тенден
ции исторического развития, если он выражает интересы народа, хотя бы народ и не сознавал еще этих интересов, — назначение таланта иное.
Он не создает своих идей, а только подхватывает и развивает идеи гения,
он популяризирует их и делает всеобщим достоянием. Следовательно,
направление в деятельности талантов не только может, но и должно быть
предуказано. Поэтому сознательная мысль может только развивать и
укреплять таланты. Одна сила непосредственного творчества вредит и
самому гению, но еще больший вред она принесет таланту, если будет
оторвана от сознательной мысли.
Учение о гении и таланте было источником тех теоретических предпо
сылок, на основе которых Белинский построил целостную программу
в области литературы, ориентируясь на «обыкновенные таланты» и на
развитие «беллетристики». Такой программой явилась статья Белин
ского, опубликованная в качестве введения к сборнику «Физиология Пе
тербурга». Этой статье суждено было сыграть роль подлинногоманифе
ста натуральной школы.
Коснувшись состояния русской литературы, Белинский прежде всего
констатировал то положение, что у
нас «гениальные действователи»
такие, как Пушкин, Лермонтов и Гоголь, «не окружены огромною и бле
стящею свитою талантов, которые были бы посредниками между ними
и публикою, усвоив их идеи и идя по проложенной ими дороге» (XII, 479).
Белинский обрушивался в своей статье на «так называемые „истори
ческие" романы», и «так называемые „нравоописательные" романы», потому
что в них не было взгляда на вещи, не было идей, не было знания рус