Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:32, контрольная работа
Белинский впервые употребил название «натуральная школа>в мартов
ской книжке «Отечественных записок» 1846 г., в статье о «Петербургском
сборнике» Некрасова. Характеризуя «естественность поэзии Гоголя, ее
страшную верность действительности», Белинский писал: «Если и теперь
еще существуют литераторы, которые естественность считают великим
недостатком в поэзии, а неестественность великим ее достоинством, и но
вую школу поэзии думают унизить эпитетом „натуральной",— то понятно,
как должно было большинство публики встретить основателя новой
школы» (X, 196).
ского общества. По мысли Белинского, «обыкновенный талант или скоро
переходит в бездарность, или вовсе не замечается даже в первую пору
его деятельности, если он не подкрепляется умом, сведениями, образо
ванием, более или менее оригинальным и верным взглядом на вещи...»
И Белинский звал писателей к изучению действительности, к воспита
нию «верного взгляда на вещи», предостерегая от мелочной сатиры и школь
ногокритиканства. Но изучение русской действительности, с точки зре
ния Белинского, пеотделимо было от сознательной критики сложившихся
общественных отношений. Поэтому он и настаивал на том, Чтобы устрем
лять внимание «на дикие понятия, на ревущие противоречия между евро
пейскоювнешностию и азиатскою сущностию» (XII, 477).
Белинский писал, что для беллетристических произведений Россия
представляет неисчерпаемое
россия, Белоруссия, Новороссия, Финляндия, остзейские губернии,
Крым, Кавказ, Сибирь,—все это целые миры, оригинальные и по кли
мату, и по природе, и по языкам и наречиям, и по нравам и обычаям,
и, особенно, по смеси чисто-русского элемента со множеством других
элементов, из которых иные родственны, а иные совершенно чужды
ему!» (XII, 478). И тем не менее, многие литературные издания, ставившие
себе целью знакомить
с самими собою», не имели успеха. «Какая причина всех этих неуспехов?—
спрашивал Белинский.— Причина не одна, их много, но главная из них —
отсутствие верного взгляда на общество, которое все эти издания взялись
изображать... Это тем удивительнее, что литераторы, принимавшие уча
стие в этих изданиях, могли бы, кажется, найти для себя готовую и при
том верную точку зрения на общество в произведениях тех немногих
русских поэтов, которые умели- постигнуть тайну русской действитель
ности». «Верную точку зрения на
общество» «обыкновенные
могли найти у «гениальных
Гоголя. Все дело, следовательно, состояло лишь в том, чтобы усвоить
их идеи и итти по проложенной ими дороге. Подобного рода задачу и стре
мились осуществить участники «Физиологии Петербурга», которые, как
заявлял Белинский, были «совершенно чужды всяких притязаний на поэтический или художественный талант>. «Все самолюбие составителей
этой книги,— писал Белинский,—
тели найдут, может быть, в некоторых, если не во всех, из наших очерков
летербургской^жизни более или менее меткую наблюдательность, и более
или менее верный взгляд на предмет, который взялись они изобра
жать».
Вероятно по тактическим соображениям, Белинский не оговаривал
в своей статье, что участники
«Физиологии Петербурга»
гоголевские традиции и шли по пути, открытому Гоголем. Тем не менее
такой вывод напрашивался сам собою,— Белинский указывал на
«многие сочинения Гоголя», в которых «нравственная физиономия Петер
бургавоспроизведена со всею художественною полнотою и глубокостию...»
Издание «Физиологии Петербурга» явилось для читающей публики
неопровержимым свидетельством того, что толки о новой литературной
школе вполне реальны и что такая
школа действительно
Обсуждая «Физиологию
лосом заговорили о гоголевской школе, заговорил о новой школе и сам
Белинский. Как раз в то время, когда шли споры о «Физиологии Петер
бурга», Белинский писал в «
заслонившие собою все написанное до них даже самим Гоголем, оконча
тельно решили литературный вопрос нашей эпохи, упрочив торжество
новой школы» (IX, 282). И еще: «С Гоголя начинается новый период рус
ской литературы, которая, в лице этого гениального писателя, обратилась
преимущественно к изображению русского общества» (IX, 482).
«Физиология Петербурга» вышла под редакцией Некрасова, и поэтому
вместе с Белинским Некрасов нес ответственность за направление
сборника. «Северная пчела» и обрушилась прежде всего на Некрасова,
напала на него за «Петербургские углы» и ему же приписала авторство
анонимного вступления к сборнику.
Резко отрицательной оценкой встре
тила «Физиологию Петербурга» и славянофильская критика в лице
К. Аксакова. Недавний противник Белинского в полемике о «Мертвых
душах», К. Аксаков прекрасно знал, что подлинным идейным вдохно
вителем «Физиологии Петербурга» был Белинский. Поэтому свою
рецензию на первую часть сборника К. Аксаков посвятил исключитель
но критику и преимущественно его вступительной статье. Стремление
Белинского к внесению сознательности в литературу, его забота
о росте «обыкновенных [талантов» и о развитии беллетристики —
все это в глазах К. Аксакова было святотатственным покушением на сво
боду художественного
лялась ему неразлучной со стихией
иррационального и
Приводя выдержку из вступительной статьи Белинского, К. Аксаков
писал: «„Бедна литература, не блистающая именами гениальными, но
небогата и литература, в которой все — или произведения гениальные,
или произведения бездарные и пошлые", говорит то же вступление. Между
тем и другим должны быть произведения средние, не вполне бездарные,
но вместе с тем и отнюдь не гениальные, одним словом, посредственные.
Нет ни одной литературы в мире, которая в ряду многочисленныхпроиз
ведений не нашла бы многих и очень многих посредственных; но об этом
мало говорят современники, забывают потомки; а строгая наука вовсе
не признает их жалкого существования. Может быть, в подобном умол
чании и можно видеть умышленную скромность: если есть уже недостатки,
то нечего скрывать их. Допустим это, но странно, если вдруг начнут
упрекать литературу в том, что
в ней нет места
произведений посредственных; странно, если писатели нарочно согла
сятся совокупными силами действовать для размножения подобного
рода сочинений и прямо
множение» посредственных произведений, К. Аксаков продолжал далее:
«Посредственные писатели нужны только для того, чтобы могли быть
предпринимаемы и
совершенно прав, нельзя писателю даровитому сказать: пиши то или дру
гое — по заказу, пиши в том направлении, которое должно иметь предпо
лагаемое издание; здесь нет места личному убеждению, как бы высоко
оно ни было, нет места свободно-
писатель в этом случае невольник, раб чуждой воли, наемным трудом он
должен служить литературе. Спекулянт-книгопродавец мог бы еще поду
мать подобным образом об писателе, но вряд ли бы решился он высказать
подобную мысль. Что ж думать, когда ее высказывают сами писатели?
„Физиология Петербурга" выполняет эту мысль автора вступления,
которая, определяя ее литературный характер, облегчает труд критики.
Ей остается только сказать: „Физ. Петербурга" вполне согласна с требо
ваниями ее издателей—• она вполне посредственна...»
Источники: