Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:49, реферат
Родился в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале
Введение
1 Биография
1.1 Война и революция
1.2 Первые пьесы
1.3 В Берлине
1.4 Годы эмиграции
1.5 Возвращение в Германию
1.5.1 Взаимоотношения с руководством ГДР
1.5.2 Июньские события 1953 года
1.6 Болезнь и смерть
2 Частная жизнь
3 Творчество
3.1 Брехт-драматург
3.2 Брехт — теоретик и режиссёр
1 Биография
1.1 Война и революция
1.2 Первые пьесы
1.3 В Берлине
1.4 Годы эмиграции
1.5 Возвращение в Германию
1.5.1 Взаимоотношения с руководством ГДР
1.5.2 Июньские события 1953 года
1.6 Болезнь и смерть
2 Частная жизнь
3 Творчество
3.1 Брехт-драматург
3.2 Брехт — теоретик и режиссёр
Введение
Родился в семье
управляющего фабрики, домовладельца.
В 1917, закончив аугсбургскую гимназию,
поступил на медицинский факультет
Мюнхенского университета. В 1918 был
призван в армию, служил санитаром в военном госпитале. В
1918—1919 написаны первые произведения,
среди них — знаменитая «Легенда о мертвом
солдате», стихотворение, пронизанное
гневным антимилитаристским пафосом;
пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи».
Увлеченный идеями немецкой революции
1918, становится членом аугсбургского солдатского
совета. Поражение революции не помешало
Брехту навсегда сохранить интерес к вопросам
социального переустройства мира. В 1920-х
гг. живет в Мюнхене и Берлине, пишет прозу,
лирические стихи, статьи по теории искусства,
выступает, исполняя под гитару собственные
песни, в мюнхенском небольшом театре-варьете.
На сценах Германии появляются его первые
пьесы.
В 1926 написана комедия «Что тот солдат,
что этот», в которой определяется эстетическая
позиция по отношению к экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИ
Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, театральный режиссёр, реформатор театра, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль»родился 10 февраля 1898 г. в баварском городе Аугсбурге в семье владельца бумажной фабрики Бертольда Фридриха Брехта (1869—1939); родители были родом из Шварцвальда и принадлежали к местной знати. В 1904—1908 годах Брехт учился в народной школе, затем поступил в аугсбургскую реальную гимназию им. К. Пейтингера. «За время моего девятилетнего пребывания… в аугсбургской реальной гимназии, — писал Брехт в своей краткой автобиографии в 1922 году, — мне не удалось сколько-нибудь существенно способствовать умственному развитию моих учителей. Они же неустанно укрепляли во мне волю к свободе и независимости». Не менее сложно складывались отношения Брехта и с консервативной семьёй, с которой он фактически порвал по окончании гимназии.
В августе 1914 года шовинистическая пропаганд
Дом в Аугсбурге, где родился Б. Брехт. В настоящее время — музей, «Дом Брехта»
С конца 1914 года в местной
печати регулярно появлялись его
стихи, а затем и рассказы, эссе
и театральные рецензии. Однако ещё
в гимназические годы Брехт, по его
собственному свидетельству, «всякого
рода спортивными излишествами» довёл себя до сердечного спазма, что
повлияло и на первоначальный выбор профессии:
окончив гимназию, в 1917 году он поступил в Мюнхенский университет
Людвига-Максимилиана, где изучал медицину и естествознан
Учёба Брехта продолжалась
недолго: в 1918 году он был призван
в армию. Из-за болезни почек его
отправили не на фронт, а в госпиталь
в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара.
Впечатления Брехта в том же году воплотились
в первое его «классическое» стихотворение —
«Легенду о мёртвом солдате» (Legende vom toten Soldaten), о солдате,
который, устав воевать, пал смертью героя,
но расстроил своей гибелью расчёты кайзера, был извлечён медицинской комиссией
из могилы, признан годным к военной службе
и возвращён в строй. Брехт сам положил
свою балладу на музыку — в стиле песни шарманщика — и исполнял под гитару. Впоследствии национал-
В ноябре 1918 года Брехт принял участие в революционных событиях в Германии, был избран членом Аугсбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, сотрудничал в органе Независимой социал-демократической партии (К. Каутского и Р. Гильфердинга) газете «Фольксвилле».
Демобилизовавшись, Брехт вернулся в университет, но интересы его изменились: в Мюнхене, который ещё на рубеже веков, во времена принца-регента, превратился в культурную столицу Германии, он по-настоящему увлёкся театром; теперь он посещал занятия театроведческого семинара и стал завсегдатаем литературно-артистических кафе. В начале 20-х в мюнхенских пивных Брехт наблюдал первые шаги Гитлера на политическом поприще. В 1923 году, во время «пивного путча», его имя было занесено в «чёрный список» лиц, подлежащих уничтожению, хотя сам он к этому времени уже отошёл от политики. Двадцать лет спустя, сравнивая себя с Эрвином Пискатором, Брехт писал: «Бурные события 1918 года, в которых оба приняли участие, разочаровали Автора, Пискатора же сделали политиком. Лишь много позднее Автор под влиянием своих научных занятий тоже пришел к политике».
Первые пьесы Брехта — «Ваал» (1918), «Барабаны в ночи» (1919) и «В чаще городов» (1921) — уже в первой половине 20-х годов были поставлены в Мюнхене, Лейпциге и Берлине. Спектакли нередко сопровождались скандалами и обструкциями, даже метанием тухлых яиц; тем не менее эти первые постановки принесли известность автору, и в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста. После премьеры спектакля «Барабаны в ночи» в 1922 году театральный критик Герберт Йеринг сказал: «В один вечер двадцатичетырехлетний писатель Берт Брехт изменил поэтический облик Германии».
Дом в Вайсензе, где некоторое время проживал Бертольт Брехт
В 1920 году умерла мать Брехта. С этого времени он
часто ездил в Берлин, знакомился с театральной жизнью столицы.
Ранние пьесы Брехта родились из протеста
против натуралистического репе
В 1924 года Брехт окончательно переселился в Берлин, где сблизился со многими деятелями искусства: режиссёрами Эрвином Пискатором иЭрихом Энгелем, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Лионом Фейхтвангером, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художниками Джоном Хартфилдом и Каспаром Неером, театральным критиком Гербертом Иерингом, певцом и актёром Эрнстом Бушем, экономистом Фридрихом Штернбергом и другими. Здесь Брехт продолжил своё образование - в Берлинском университетеон изучал философию.
В Берлине Брехт некоторое время сотрудничал с Максом Рейнхардтом, возглавлявшим в то время Немецкий театр, затем — с политическим театром Пискатора, для которого переделывал пьесы. Опыт Пискатора открывал Брехту не изведанные прежде возможности театра; впоследствии он называл главной заслугой режиссёра «поворот театра к политике», без которого не мог бы состояться и его «эпический театр».
Известность Брехта вышла за пределы Германии, когда Эрих Энгель в Театре на Шиффбауэрдамм в 1928 году поставил его «Трёхгрошовую оперу»с музыкой Курта Вайля. К этому времени в общих чертах сложилась его театральная теория; для Брехта было очевидно, что новой, «эпической» драме, нужен новый театр — новая теория актёрского и режиссёрского искусства. В Театре на Шиффбауэрдамм вместе с Энгелем он предпринял первые попытки выработать новый, «эпический» стиль исполнения — с молодыми актёрами, в числе которых были Елена Вайгель, Эрнст Буш,Карола Неер и Петер Лорре.
Во второй половине 20-х годов
Брехт занялся изучением
К этому же времени относится и начало режиссёрской деятельности Брехта: в 1931 году он поставил в Государственный театре в Берлине свою пьесу «Человек есть человек», которую тремя годами раньше Эрих Энгель с успехом поставил в берлинском «Фолькобюне». Режиссёрский дебют Брехта был невысоко оценён критиками, а впервые испытанный в этой постановке «эпический» стиль исполнения не нашёл понимания ни у критиков, ни у публики.
После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим репрессий против коммунистов Брехт с семьей покинул Берлин и поселился в Дании. В 1935 году он был официально лишён нацистами немецкого гражданства.
После оккупации Дании Брехт бежал в Швецию, а затем в Финляндию, но когда в войну вступила и Финляндия, Брехт предпочёл искать прибежища не в СССР, а в США, хотя для этого ему пришлось пересечь на транссибирском экспрессе Советский Союз. Из Владивостока он отплыл в Америку на шведском пароходе. В США Брехт провёл шесть с половиной лет.
В эмиграции Брехт создал самые известные свои пьесы, среди которых «Жизнь Галилея» (1938), «Мамаша Кураж и её дети» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1941), «Карьера Артуро Уи» (1941), «Кавказский меловой круг» (1944).
По окончании войны Брехт, как и многие немецкие эмигранты, не торопился возвращаться в Европу. Но в 1947 году им заинтересовалась «Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности». В Конгрессе Брехт заявил, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покинул США. Единственным государством, предоставившим ему визу, оказалась Швейцария, — здесь Брехт поселился в1947 году.
В октябре 1948 года Брехт вместе с Еленой Вайгель прибыл в восточный сектор Берлина. Здесь в 1949 году он основал театр «Берлинер ансамбль», вскоре получивший всемирную известность.
В 1950 году он был избран вице-президентом Академии искусств ГДР.
12 октября 1950 года Австрия предоставила Брехту своё гражданство; однако этот шаг австрийских властей вызвал волну критики, прежде всего, в самой Австрии, поскольку в намерения Брехта не входило переселение в эту страну из ГДР.
Театр Брехта в Берлине
С 1951 года Брехт был президентом восточногерманского ПЕН-центра.
Поселившись в Восточной Германии, Брехт не торопился вступать в СЕПГ; в 1950 году началась сталинизация ГДР, осложнившая его взаимоотношения с руководством партии. Сначала проблемы возникли у более импульсивного и менее воздержанного на язык Эрнста Буша, который в 1951 году переселился в Восточный Берлин и стал актёром театра «Берлинер ансамбль». Летом того же года Брехт вместе сПаулем Дессау сочинял музыкальное представление, приуроченное к открытию III Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в августе в Берлине. За две недели до намеченной премьеры Брехт получил от Э. Хонеккера (в то время ведавшего в ЦК СЕПГ далами молодёжи) телеграмму с настоятельной просьбой удалить из песенки, сочинённой для этого представления, имя Буша — «дабы не популяризировать его сверх меры». Аргумент Брехта удивил, однако объяснять ему причины недовольства Бушем Хоннекер не счёл нужным; вместо этого был выдвинут ещё более странный, с точки зрения Брехта, аргумент: молодёжь не имеет представления о Буше. Брехт возразил: если это и в самом деле так, в чём он лично сомневался, то Буш всей своей биографией заслужил то, чтобы о нём имели понятие. Поставленный перед необходимостью выбирать между лояльностью к руководству СЕПГ и элементарной порядочностью по отношению к старому другу: в сложившейся ситуации вычёркивание имени Буша уже не могло не нанести актёру моральный ущерб, — Брехт обратился за помощью к другому высокопоставленному функционеру; и ему помогли: без его ведома песенку из представления удалили целиком.