Бертольд Брехт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Родился в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале

Содержание работы

Введение
1 Биография
1.1 Война и революция
1.2 Первые пьесы
1.3 В Берлине
1.4 Годы эмиграции
1.5 Возвращение в Германию
1.5.1 Взаимоотношения с руководством ГДР
1.5.2 Июньские события 1953 года
1.6 Болезнь и смерть
2 Частная жизнь
3 Творчество
3.1 Брехт-драматург
3.2 Брехт — теоретик и режиссёр

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Биография

1.1 Война и революция

1.2 Первые пьесы

1.3 В Берлине

1.4 Годы эмиграции

1.5 Возвращение в Германию

1.5.1 Взаимоотношения с руководством ГДР

1.5.2 Июньские события 1953 года

1.6 Болезнь и смерть

2 Частная жизнь

3 Творчество

3.1 Брехт-драматург

3.2 Брехт — теоретик и режиссёр

 

 

 

Введение

Родился в семье  управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет  Мюнхенского университета. В 1918 был  призван в армию, служил санитаром в военном госпитале. В 1918—1919 написаны первые произведения, среди них — знаменитая «Легенда о мертвом солдате», стихотворение, пронизанное гневным антимилитаристским пафосом; пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». Увлеченный идеями немецкой революции 1918, становится членом аугсбургского солдатского совета. Поражение революции не помешало Брехту навсегда сохранить интерес к вопросам социального переустройства мира. В 1920-х гг. живет в Мюнхене и Берлине, пишет прозу, лирические стихи, статьи по теории искусства, выступает, исполняя под гитару собственные песни, в мюнхенском небольшом театре-варьете. На сценах Германии появляются его первые пьесы.  
В 1926 написана комедия «Что тот солдат, что этот», в которой определяется эстетическая позиция по отношению к экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) — направлению в искусстве 1910—20-х гг., родившемуся в Германии накануне Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18). Не принимая идеалистичность бунтарских устремлений экспрессионизма, утопичность его призыва к всемирному человеческому братству, Брехт противопоставлял им свое представление о человеке, нравственность которого не абстрактна, а обусловлена социальными обстоятельствами. В начале 1930-х годов в творчестве драматурга активно начинает звучать антифашистская тема. В «страшной сказке» «Круглоголовые и остроголовые» (1932—34) через иносказание (использован сюжет шекспировской «Меры за меру») отчетливо читается разоблачение расовой теории фашизма. Пьеса, начатая в Германии, завершалась уже в изгнании. В начале 1933, с установлением фашистской диктатуры, Брехт вместе с женой, актрисой Еленой Вейгель (с которой он соединился в 1920-х гг., после расторжения первого брака) и маленьким сыном покинул родину. Попытка шантажа — похищения нацистами двухлетней дочери — с целью вернуть Брехта в Германию не удалась. Брехты сначала оказались в Скандинавии, позднее семья воссоединилась в Швейцарии. Через несколько месяцев книги писателя стали сжигать на его Родине, Брехт был лишен гражданства. 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

1 Биография

Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, театральный режиссёр, реформатор театра, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль»родился  10 февраля 1898 г. в баварском городе Аугсбурге в семье владельца бумажной фабрики Бертольда Фридриха Брехта (1869—1939); родители были родом из Шварцвальда и принадлежали к местной знати. В 1904—1908 годах Брехт учился в народной школе, затем поступил в аугсбургскую реальную гимназию им. К. Пейтингера. «За время моего девятилетнего пребывания… в аугсбургской реальной гимназии, — писал Брехт в своей краткой автобиографии в 1922 году, — мне не удалось сколько-нибудь существенно способствовать умственному развитию моих учителей. Они же неустанно укрепляли во мне волю к свободе и независимости». Не менее сложно складывались отношения Брехта и с консервативной семьёй, с которой он фактически порвал по окончании гимназии.

В августе 1914 года шовинистическая пропаганда захватила и Брехта; он внёс в эту пропаганду свою лепту, опубликовав в «Аугсбургских последних известиях» «Заметки о нашем времени», в которых доказывал неизбежность войны. Но цифры потерь очень скоро его отрезвили: в конце того же года он написал антивоенную «Современную легенду». В 1916 году в сочинении на заданную тему — «Сладостно и почётно умереть за отечество» (изречение Горация) — Брехт писал: «Утверждение, что умирать за отечество якобы сладко и почётно, можно рассматривать только как форму целеустремлённой пропаганды. Расставаться с жизнью всегда тяжело как в постели, так и на поле боя… Только пустоголовые болваны могут быть настолько тщеславны, чтобы говорить, будто легко проскочить в эти тёмные ворота, да и то лишь пока они уверены в том, что их последний час ещё далёк».

Дом в Аугсбурге, где родился Б. Брехт. В настоящее время — музей, «Дом Брехта»

 

С конца 1914 года в местной  печати регулярно появлялись его  стихи, а затем и рассказы, эссе и театральные рецензии. Однако ещё  в гимназические годы Брехт, по его  собственному свидетельству, «всякого рода спортивными излишествами» довёл себя до сердечного спазма, что повлияло и на первоначальный выбор профессии: окончив гимназию, в 1917 году он поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучал медицину и естествознание. Впрочем, как писал сам Брехт, в университете он «слушал лекции по медицине, а учился игре на гитаре».

 

1.1 Война и революция

Учёба Брехта продолжалась недолго: в 1918 году он был призван  в армию. Из-за болезни почек его  отправили не на фронт, а в госпиталь  в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Впечатления Брехта в том же году воплотились в первое его «классическое» стихотворение — «Легенду о мёртвом солдате» (Legende vom toten Soldaten), о солдате, который, устав воевать, пал смертью героя, но расстроил своей гибелью расчёты кайзера, был извлечён медицинской комиссией из могилы, признан годным к военной службе и возвращён в строй. Брехт сам положил свою балладу на музыку — в стиле песни шарманщика — и исполнял под гитару. Впоследствии национал-социалисты, по свидетельству Брехта, именно на это стихотворение указывали как на причину лишения его германского гражданства.

В ноябре 1918 года Брехт принял участие в революционных событиях в Германии, был избран членом Аугсбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, сотрудничал в органе Независимой социал-демократической партии (К. Каутского и Р. Гильфердинга) газете «Фольксвилле».

Демобилизовавшись, Брехт  вернулся в университет, но интересы его изменились: в Мюнхене, который ещё на рубеже веков, во времена принца-регента, превратился в культурную столицу Германии, он по-настоящему увлёкся театром; теперь он посещал занятия театроведческого семинара и стал завсегдатаем литературно-артистических кафе. В начале 20-х в мюнхенских пивных Брехт наблюдал первые шаги Гитлера на политическом поприще. В 1923 году, во время «пивного путча», его имя было занесено в «чёрный список» лиц, подлежащих уничтожению, хотя сам он к этому времени уже отошёл от политики. Двадцать лет спустя, сравнивая себя с Эрвином Пискатором, Брехт писал: «Бурные события 1918 года, в которых оба приняли участие, разочаровали Автора, Пискатора же сделали политиком. Лишь много позднее Автор под влиянием своих научных занятий тоже пришел к политике».

 

1.2 Первые пьесы

Первые пьесы Брехта — «Ваал» (1918), «Барабаны в ночи» (1919) и «В чаще городов» (1921) — уже в первой половине 20-х годов были поставлены в Мюнхене, Лейпциге и Берлине. Спектакли нередко сопровождались скандалами и обструкциями, даже метанием тухлых яиц; тем не менее эти первые постановки принесли известность автору, и в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста. После премьеры спектакля «Барабаны в ночи» в 1922 году театральный критик Герберт Йеринг сказал: «В один вечер двадцатичетырехлетний писатель Берт Брехт изменил поэтический облик Германии».

Дом в Вайсензе, где некоторое время проживал Бертольт Брехт

 

В 1920 году умерла мать Брехта. С этого времени он часто ездил в Берлин, знакомился с театральной жизнью столицы. Ранние пьесы Брехта родились из протеста против натуралистического репертуара немецких театров. Пережив недолгое увлечение экспрессионизмом, к середине 20-х годов он сформулировал теорию «эпической» («неаристотелевской») драмы. «Натурализм, — писал Брехт, — дал театру возможность создавать исключительно тонкие портреты, скрупулёзно, во всех деталях изображать социальные „уголки“ и отдельные малые события. Когда стало ясно, что натуралисты переоценивали влияние непосредственной, материальной среды на общественное поведение человека, в особенности когда это поведение рассматривается как функция законов природы, — тогда пропал интерес к „интерьеру“. Приобрёл значение более широкий фон, и нужно было уметь показать его изменчивость и противоречивое воздействие его радиации». Первой своей эпической драмой Брехт называл «Ваала», однако принципы «эпического театра» вырабатывались постпенно и соответственно изменялся характер его пьес.

 

1.3 В Берлине

 

В 1924 года Брехт окончательно переселился в Берлин, где сблизился со многими деятелями искусства: режиссёрами Эрвином Пискатором иЭрихом Энгелем, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Лионом Фейхтвангером, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художниками Джоном Хартфилдом и Каспаром Неером, театральным критиком Гербертом Иерингом, певцом и актёром Эрнстом Бушем, экономистом Фридрихом Штернбергом и другими. Здесь Брехт продолжил своё образование - в Берлинском университетеон изучал философию.

В Берлине Брехт некоторое время  сотрудничал с Максом Рейнхардтом, возглавлявшим в то время Немецкий театр, затем — с политическим театром Пискатора, для которого переделывал пьесы. Опыт Пискатора открывал Брехту не изведанные прежде возможности театра; впоследствии он называл главной заслугой режиссёра «поворот театра к политике», без которого не мог бы состояться и его «эпический театр».

Известность Брехта вышла за пределы  Германии, когда Эрих Энгель в Театре на Шиффбауэрдамм в 1928 году поставил его «Трёхгрошовую оперу»с музыкой Курта Вайля. К этому времени в общих чертах сложилась его театральная теория; для Брехта было очевидно, что новой, «эпической» драме, нужен новый театр — новая теория актёрского и режиссёрского искусства. В Театре на Шиффбауэрдамм вместе с Энгелем он предпринял первые попытки выработать новый, «эпический» стиль исполнения — с молодыми актёрами, в числе которых были Елена Вайгель, Эрнст Буш,Карола Неер и Петер Лорре.

Во второй половине 20-х годов  Брехт занялся изучением классиков марксизма и вскоре сблизился с коммунистами, к чему его, как и многих в Германии, подтолкнуло усиление национал-социалистов. Хотя членом КПГ Брехт так никогда и не стал, в этот период он написал «Песню единого фронта», «Песню солидарности» и целый ряд других песен, которые с успехом исполнял Эрнст Буш, — в начале 30-х годов на грампластинках они расходились по всей Европе. В этот же период он инсценировал, весьма вольно, роман А. М. Горького «Мать», доведя в своей пьесе события до 1917 года, и хотя в ней сохранялись русские имена и названия городов, многие проблемы были более актуальны для Германии того времени. Теме борьбы рабочего класса был посвящён и написанный Брехтом вместе с писателем Эрнстом Оттвальтом в 1931 году сценарий к фильмуЗлатана Дудова «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?», главную мужскую роль в котором сыграл Буш; музыку к фильму написал Ганс Эйслер, включивший в неё и «Песню солидарности». Фильм столкнулся с серьёзными цензурными преградами, но это только способствовало его популярности.

К этому же времени относится и начало режиссёрской деятельности Брехта: в 1931 году он поставил в Государственный театре в Берлине свою пьесу «Человек есть человек», которую тремя годами раньше Эрих Энгель с успехом поставил в берлинском «Фолькобюне». Режиссёрский дебют Брехта был невысоко оценён критиками, а впервые испытанный в этой постановке «эпический» стиль исполнения не нашёл понимания ни у критиков, ни у публики.

1.4 Годы эмиграции

После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим репрессий против коммунистов Брехт с семьей покинул Берлин и поселился в Дании. В 1935 году он был официально лишён нацистами немецкого гражданства.

После оккупации Дании  Брехт бежал в Швецию, а затем в Финляндию, но когда в войну вступила и Финляндия, Брехт предпочёл искать прибежища не в СССР, а в США, хотя для этого ему пришлось пересечь на транссибирском экспрессе Советский Союз. Из Владивостока он отплыл в Америку на шведском пароходе. В США Брехт провёл шесть с половиной лет.

В эмиграции Брехт создал самые известные свои пьесы, среди которых «Жизнь Галилея» (1938), «Мамаша Кураж и её дети» (1939), «Добрый человек из Сезуана» (1941), «Карьера Артуро Уи» (1941), «Кавказский меловой круг» (1944).

По окончании войны  Брехт, как и многие немецкие эмигранты, не торопился возвращаться в Европу. Но в 1947 году им заинтересовалась «Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности». В Конгрессе Брехт заявил, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покинул США. Единственным государством, предоставившим ему визу, оказалась Швейцария, — здесь Брехт поселился в1947 году.

1.5 Возвращение в Германию

В октябре 1948 года Брехт вместе с Еленой Вайгель прибыл в восточный сектор Берлина. Здесь в 1949 году он основал театр «Берлинер ансамбль», вскоре получивший всемирную известность.

В 1950 году он был избран вице-президентом Академии искусств ГДР.

12 октября 1950 года Австрия предоставила Брехту своё гражданство; однако этот шаг австрийских властей вызвал волну критики, прежде всего, в самой Австрии, поскольку в намерения Брехта не входило переселение в эту страну из ГДР.

Театр Брехта в Берлине

С 1951 года Брехт был президентом восточногерманского ПЕН-центра.

1.5.1 Взаимоотношения с руководством ГДР

Поселившись в Восточной  Германии, Брехт не торопился вступать в СЕПГ; в 1950 году началась сталинизация ГДР, осложнившая его взаимоотношения с руководством партии. Сначала проблемы возникли у более импульсивного и менее воздержанного на язык Эрнста Буша, который в 1951 году переселился в Восточный Берлин и стал актёром театра «Берлинер ансамбль». Летом того же года Брехт вместе сПаулем Дессау сочинял музыкальное представление, приуроченное к открытию III Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в августе в Берлине. За две недели до намеченной премьеры Брехт получил от Э. Хонеккера (в то время ведавшего в ЦК СЕПГ далами молодёжи) телеграмму с настоятельной просьбой удалить из песенки, сочинённой для этого представления, имя Буша — «дабы не популяризировать его сверх меры». Аргумент Брехта удивил, однако объяснять ему причины недовольства Бушем Хоннекер не счёл нужным; вместо этого был выдвинут ещё более странный, с точки зрения Брехта, аргумент: молодёжь не имеет представления о Буше. Брехт возразил: если это и в самом деле так, в чём он лично сомневался, то Буш всей своей биографией заслужил то, чтобы о нём имели понятие. Поставленный перед необходимостью выбирать между лояльностью к руководству СЕПГ и элементарной порядочностью по отношению к старому другу: в сложившейся ситуации вычёркивание имени Буша уже не могло не нанести актёру моральный ущерб, — Брехт обратился за помощью к другому высокопоставленному функционеру; и ему помогли: без его ведома песенку из представления удалили целиком.

Информация о работе Бертольд Брехт