Бертольд Брехт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Родился в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале

Содержание работы

Введение
1 Биография
1.1 Война и революция
1.2 Первые пьесы
1.3 В Берлине
1.4 Годы эмиграции
1.5 Возвращение в Германию
1.5.1 Взаимоотношения с руководством ГДР
1.5.2 Июньские события 1953 года
1.6 Болезнь и смерть
2 Частная жизнь
3 Творчество
3.1 Брехт-драматург
3.2 Брехт — теоретик и режиссёр

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

В том же году в ГДР  развернулась дискуссия о «формализме», которая, наряду с основными композиторами театра «Берлинер ансамбль» Гансом Эйслером и Паулем Дессау, коснулась и самого Брехта. Если первый спектакль «Берлинер ансамбль», «Мамаша Кураж и её дети», был сразу отмечен Национальной премией ГДР, то дальнейшие постановки всё чаще вызывали насторожённость. Возникли и репертуарные проблемы: руководство СЕПГ считало, что нацистское прошлое следует забыть, внимание предписывалось концентрировать на позитивных качествах немецкого народа, и в первую очередь на великой немецкой культуре, — нежелательными поэтому оказывались не только антифашистские пьесы («Карьера Артуро Уи» появилась в репертуаре «Берлинер ансамбль» лишь в 1959 году, после того как ученик Брехта Петер Палич поставил её вЗападной Германии), но и «Гувернёр» Я. Ленца, и опера Г. Эйслера «Иоганн Фауст», текст которой также показался недостаточно патриотическим.

1.5.2 Июньские события 1953 года

15 июня 1953 года в Берлине  начались забастовки на отдельных  предприятиях, непосредственно связанные  с повышением нормы выработкм  и ростом цен на товары широкого потребления; к утру 17 июня они переросли в общегородскую забастовку, начались многотысячные демонстрации, причём среди лозунгов, выдвинутых манифестантами, были и экстремистские. В этой ситуации беспартийный Брехт счёл своим долгом поддержать руководство СЕПГ: он написал письма Вальтеру Ульбрихту и Отто Гротеволю (премьер-министру), в которых, однако, кроме выражения солидарности, содержался и призыв вступить в диалог с бастующими — ответить должным образом на законное недовольство рабочих. Однако его ассистент Манфред Векверт не смог прорваться в здание ЦК СЕПГ, уже осаждённое манифестантами. Возмущённый тем, что радио транслируетоперетточные мелодии, Брехт отправил своих помощников в радиокомитет с просьбой предоставить эфир его театру, но получил отказ. Так и не дождавшись ничего со стороны руководства СЕПГ, он сам вышел к манифестантам, однако из разговоров с ними вынес впечатление, что недовольством рабочих пытаются воспользоваться силы, которые он охарактеризовал как «фашистские», — об этом Брехт говорил 24 июня на общем собрании театра «Берлинр ансамбль». Он понимал, что в радикальных настроениях демонстрантов мстит за себя отсутствие свободы слова, но говорил и о том, что из истории Германии XX века не были извлечены уроки, поскольку сама эта тема оказалась под запретом.

Письмо, написанное Брехтом  Ульбрихту 17 июня, дошло до адресата и даже было частично опубликовано 21 июня 1953 года — лишь та его часть, в которой выражалась поддержка, при том что после подавления восстания и сама поддержка приобрела иной смысл. В Западной Германии и особенно в Австрии она вызвала негодование; театры, прежде ставившие его пьесы, объявили Брехту бойкот, и если в Германии он продолжался недолго, то «венский бойкот» растянулся на 10 лет, а в Бургтеатре закончился лишь в 1966 году.

Уже после смерти Брехта среди его бумаг было найдено  стихотворение «Решение», — по поводу листовок, которые после событий 17 июня по распоряжению секретаря Союза писателей раздавались на Сталин-аллее и извещали граждан ГДР о том, что народ потерял доверие правительства, Брехт писал:

Не было бы разве проще правительству

распустить  народ и выбрать новый?

1.6 Болезнь и смерть

Могила Бертольта Брехта на кладбище Доротеенштадт в Берлине

 

Весной 1956 года, работая  над постановкой «Жизни Галилея», Брехт пережил инфаркт миокарда; поскольку инфаркт был безболезненным, Брехт его не замечал и продолжал работать. Усиливавшуюся слабость он объяснял себе усталостью и в конце апреля отправился на отдых в Букков. Однако самочувствие не улучшалось. 10 августа Брехт приехал в Берлин на репетиции спектакля «Кавказский меловой круг» к предстоящим гастролям в Лондоне; с вечера 13-го его состоятние начало ухудшаться. 14 августаприглашённый близкими врач констатировал инфаркт, но «скорая помощь» из правительственной клиники прибыла слишком поздно.

17 августа 1956 года Брехт был похоронен на небольшом кладбище Доротеенштадт недалеко от дома, в котором жил.

Фриц Кремер, «Бертольд Брехт»,Берлин

2 Частная жизнь

В 1922 году Брехт женился на актрисе и певице Марианне Цофф, в этом браке у него в 1923 году родилась дочь Ханна, ставшая актрисой (известна как Ханна Хиоб; нем. Hanne Hiob), сыгравшая на сцене многих героинь пьес Брехта. Ушла из жизни 24 июня 2009 года[35].

Брак с Марианной Цофф оказался недолгим. В 1923 году Брехт познакомился с актрисой Хеленой Вайгель, от которой у него родился сын Штефан (1924—2009). В 1929 году Брехт развёлся с Цофф и женился на Вайгель; в 1930 году у них родилась дочь Барбара, также ставшая актрисой.

 

3 Творчество

3.1 Брехт-драматург

В СССР первым спектаклем по пьесе Брехта стала «Трёхгрошовая опера», поставленная Александром Таировым в 1930 году в Камерном театре. В 1934 году был издан сборник пьес Б. Брехта, однако в дальнейшем, вплоть до середины 50-х годов, его пьесы в СССР не ставились и не публиковались, лишь во второй половине 50-х их начали переводить. Первый однотомник, в который вошли пьесы, написанные Брехтом в эмиграции, вышел уже в 1956 году и был приурочен к гастролям театра «Берлинер ансамбль».

Пьесы Брехта стали знаковыми  для выдающихся советских режиссёров. Так, например, историялюбимовской «Таганки» началась в 1964 году со спектакля «Добрый человек из Сезуана», а спектакль «Кавказский меловой круг», поставленный знаменитым грузинским режиссёром Роберта Стуруа в 1975 годув Театре им. Шота Руставели, принёс режиссёру мировую известность и по праву считается одной из лучших его работ.

Наиболее известные постановки

«Трёхгрошовая опера»

  • 1930 — Камерный театр. Постановка Александра Таирова
  • 1980 — Московский театр Сатиры. Постановка Валентина Плучека. В роли Мекки Мессера — Андрей Миронов

«Мамаша Кураж и её дети»

  • 1960 — Театр им. В. Маяковского. Постановка М. Штрауха. Мамаша Кураж — Юдифь Глизер
  • 1972 — Московский театр Сатиры. Постановка Марка Захарова. Художник А. Васильев. В роли Мамаши Кураж — Татьяна Пельтцер

«Карьера Артуро Уи»

  • 1963 — «Большой драматический театр им. М. Горького». Постановка Эрвина Аксера. Художники Э. Старовейская, К. Свинарский; композитор 3. Турский. Роли исполняли: Артуро Уи — Е. Лебедев, Догсборо — В. Полицеймако, Дживола — С. Юрский, Гири — В. Кузнецов, Эрнесто Рома — Е. Копелян, Инна — В. Рецептер, Зазывала — Г. Штиль, Актёр — В. Стржельчик. Премьера состоялась 26 июня

«Жизнь Галилея»

  • 1963 — Театр на Таганке. Постановка Ю. Любимова. Художник Э. Стенберг; музыка к стихам — А. Васильева и Б. Хмельницкого; использована также музыка из произведений Дмитрий Шостаковича. В роли Галилея — Владимир Высоцкий и Александр Калягин.

 

 

 

3.2 Брехт — теоретик и режиссёр

Режиссёрские работы

 

  • 1931 — «Человек есть человек». Художник Каспар Неер; композитор Курт Вайль — Государственный театр, Берлин
  • 1948 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Тео Отто (совместно с Куртом Гиршфельдом) — «Шаушпильхауз», Цюрих
  • 1950 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художник Тео Отто — «Каммершпиле», Мюнхен

«Берлинер ансамбль»

  • 1949 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта. Художники Тео Отто и Каспар Неер, композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем)
  • 1949 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Пауль Дессау (совместно с Эрихом Энгелем).
  • 1952 — «Мать» Б. Брехта. Художник Каспар Неер; композитор Ганс Эйслер
  • 1952 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. Композитор Пауль Дессау (совместно с Эгоном Монком)
  • 1953 — «Катцграбен» Э. Штриттматтера
  • 1953 — «Зимняя битва» И. Р. Бехера
  • 1954 — «Кавказский меловой круг» Б. Брехта. Художник Карл фон Аппен; композитор Пауль Дессау; режиссёр М. Векверт
  • 1956 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Каспар Неер, композитор Ганс Эйслер (совместно с Эрихом Энгелем)

Наиболее известные пьесы

 

  • 1920 — «Барабаны в ночи» (нем. Trommeln in der Nacht)
  • 1926 — «Человек есть человек» (нем. Mann ist Mann)
  • 1928 — «Трёхгрошовая опера» (нем. Die Dreigroschenoper)
  • 1931 — «Святая Иоанна скотобоен» (нем. Die heilige Johanna der Schlachthöfe;)
  • 1931 — «Мать» (нем. Die Mutter); по мотивам одноимённого романа А. М. Горького
  • 1938 — «Страх и отчаяние в Третьей империи» (нем. Furcht und Elend des Dritten Reiches)
  • 1939 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder; окончательная редакция — 1941)
  • 1939 — «Жизнь Галилея» (нем. Leben des Galilei, вторая редакция — 1945 год)
  • 1940 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» (нем. Herr Puntila und sein Knecht Matti)
  • 1941 — «Мамаша Кураж и её дети» (нем. Mutter Courage und ihre Kinder)
  • 1941 — «Швейк во Второй мировой войне» (нем. Schweyk im zweiten Weltkrieg)
  • 1941 — «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (нем. Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui)
  • 1941 — «Добрый человек из Сычуани» (нем. Der gute Mensch von Sezuan)
  • 1945 — «Кавказский меловой круг» (нем. Der kaukasische Kreidekreis)
  • 1954 — Турандот, или Конгресс обелителей (нем. Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher)

Информация о работе Бертольд Брехт