Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:37, биография
(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен.
1) Детство и лицей.
2) Петербург.
3) На юге.
4) Михайловское.
5) Конец двадцатых годов.
6) Болдинская осень.
7) Тридцатые годы.
II. Народность сказок Пушкина.
1) Вступление.
2) Беднота.
3) Уклад жизни на Руси.
4) Русская изба.
5) Обороты русского языка.
6) Тема добра и зла.
7) Душевные качества человека.
8) Вымысе ли романтизм в сказках Пушкина 9) Вывод III. Всемирность Пушкина (критика).
1) В. Г. Белинский 2) Ап. Григорьев.
3) М. де Вогюе.
А. С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы - великолепно зрим и нагляден в этом отрывке, это необычайный дар Пушкина так создать образ, что лучше и сказать нельзя.
Ненасытность - как отрицательное качество человека, отразил Пушкин в "Сказке о рыбаке и рыбке". По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и началась у старика беспокойная жизнь: "Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось".
И разворачиваются события: "Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ли корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись, выпроси уж избу." Чем дальше в лес, тем больше дров.
"Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой." Росли запросы у ненасытной старухи, и царицей стала, да оставаться не пожелала: "Воротись, поклонися рыбке Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне море, Чтоб служила мне рыбка золотая, И была бы у меня на посылках." И горьким было разочарование старухи: ненасытность погубила ее.
О жадности, о невыполнении обещаний расскажут нам сказки "Золотой петушок" и "Сказка о попе и работнике его Балде" "Жил был славный царь Додон." "Что и жизнь с такой тревоги! Вот он с просьбой о подмоге Обратился к мудрецу, Звездочету и скопцу." Получив помощь от великолепного Золотого петушка, царь Додон благодарит: "Царь скопца благодарит, Горы золота сулит - "За такое одолженье", Говорит он в восхищеньи, "Волю первую твою Я исполню, как мою" Помнит царь об обещаньи, но влюбился старый царь в Шамаханскую царицу и привез ее домой: "Всех приветствует Додон Вдруг в толпе увидел он В сарочинской шапке белой Весь как лебедь поседелый Старый друг его скопец, "А! здорово, мой отец", Молвил царь ему, "что скажешь? Подь поближе; что прикажешь".
"Царь", ответствует мудрец, "Разочтемся наконец".
Помнишь? за мою услугу Обещался мне как другу Волю первую мою Ты исполнить как свою.
Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу..." Крайне царь был изумлен.
"Что ты?" старцу молвил он, "Или бес в тебя ввернулся, Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал? Я конечно обещал, Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?" Вывод дальнейших рассуждений будет в анализе зла и добра.
А теперь попробуем посмотреть на жадюгу-попа, к которому Балда нанимается в работники: "Жил был поп, Толоконный лоб.
Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда Идет, сам не зная, куда.
"Что, батька, так рано поднялся, Чего ты взыскался?" Поп ему в ответ: "Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?" Договорились Поп с Балдой об оплате: "В год за три щелка тебе по лбу".
Служит Балда исправно: "Время идет и срок уж близенько.
По не ест, не пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит." Думы думает поп, "как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить". Ничто не помогло попу. И хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда - счастливое окончание.
Наказана была старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке": "Ничего не сказал рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился - Глядь: опять перед ним землянка; На пороге его старуха, А перед нею разбитое корыто." Не сумел уйти от расплаты и поп: "Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризною: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною." Невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей гибели, но и к гибели мудреца: Старичок хотел заспорить, Но с царями плохо вздорить; Царь хватил его жезлом По лбу: тот упал ничком Да и дух вон. - Вся столица Содрогнулась - А девица Хи-хи-хи да ха-ха-ха! Не боится, знать, греха.
Царь тот был встревожен сильно, Усмехнулся ей умильно - Вот - въезжает в город он...
Вдруг раздался легкий звон И в глазах у всей столицы Петушок вспорхнул со спицы, К колеснице полетел, И царю не темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя И взвился... И в то же время С колесницы пал Додон - Охнул раз - и умер он..." В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" злая мачеха царица погибла от собственной злобы, узнав, что жива царевна: "В двери прямо побежала И царевну повстречала.
Тут тоска ее взяла И царица умерла." Не только в "Сказки о царе Салтане..." зло было не наказано, и ткачиху, и ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху отпустил царь Салтан домой. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви - обо всем этом А. С. Пушкин пишет в своих сказках.
Если в сказке "О золотом петушке" царь Додон за добро отплатил мудрецу, убив его, то в "Сказке о царе Салтане..." за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть: "И царевичу потом Молвит русским языком: Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом" И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону хотелось увидеть отца, помогала ему и чудо увидеть и осуществить, тоже помогала. Как прекрасно описана сцена у Пушкина, когда царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын, ведет ее к своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе: "Князь царевну обнимает, К белой груди прижимает И ведет ее скорей К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя: "Государыня-родная! Выбрал я жену себе, Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья, Твоего благословенья: Ты детей благослови Жить в совете и любви".
Над главою их покорной Мать с иконой чудотворной Слезы льет и говорит, "Бог вас, дети, наградит".
Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели лишь одну цель: заставить царя Салтана посетить "дивный остров" и соединить сердца отца и матери и свое с ними. Его усилия даром не прошли: "Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: "Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда".
"К морю сам идет Гвидон, Там царя встречает он С поварихой и ткачихой, С сватьей бабой Бабарихой; В город он повел царя, Ничего не говоря.
Показав все чудеса острова царевич Гвидон представляет свою жену царевну Лебедь, а та: И свекровь свою ведет.
Царь глядит и узнает...
В нем взыграло ретивое! "Что я вижу? что такое? Как!" и дух в нем занялся...
Царь слезами залился, Обнимает он царицу И сынка, и молодицу, И садятся все за стол; И веселый пир пошел." О преданности, такой характерной для любящих женщин в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" Пушкин несколько грустно и печально рассказывает: "Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи, Разболелись глядичи С белой зори до ночи, Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля.
8Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь Родила царица дочь.
Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалече, наконец, Воротился царь-отец.
На него она взглянул, Тяжелехонько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла." И когда семь богатырей, обнаружив у себя в избе царевну, через некоторый промежуток времени предложили ей выбрать себе мужа, но царевна дает очень лаконичный отказ, оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову: "Ой вы молодцы честные, Братцы вы мои родные", Им царевна говорит: "Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей".
Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло: "За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет, И кого не спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконец Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне на свете? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей".
Ни солнышко, ни месяц не смогли помочь королевичу, и только ветер буйный указал лишь место, где искать царевну: "Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов.
Не видать ни чьих следов Вкруг того пустого места В том гробу твоя невеста".
И в этой сказке (а в жизни порой так хочется, чтобы это осуществилось наяву) чудо тоже произошло, а самое большое чудо - это любовь Елисея к царевне: "И о гроб невесты милой Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами; И качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: "Как же долго я спала!" Достает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И беседуя приятно, В путь пускается обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!" Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из "Сказки о рыбаке и рыбке" показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать: "Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: "Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе".
"Не посмел я взять
с нее выкуп; Так пустил ее
в синее море" Еще один очень
симпатичный, добрый, умный сильный
и задорный по характеру
Попадья Балдой ненахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его: тятей;" Справедливость весело и празднично торжествует в "Сказке о попе и о работнике его Балде". С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных социальных лестницах. "Сказка о попе и о работнике его Балде" не могла быть разрешена цензурой при Пушкине и была напечатана только после его смерти.
Все рассматриваемые персонажи
сказок Пушкина, как несимпатичные
и злые, так и добрые и справедливые
- все они являются как бы собирательными
образами народности сказок Пушкина, очень
понятными читателю любого возраста,
любой социальной направленности. А
разве это не показатель? Еще одним
важным фактором сказок Пушкина является
вымысел и романтическое
Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам".
или "Лишь ступил на двор широкой - Что ж? Под елкою высокой, Видит белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет, И с присвисточкой поет При честном при все народе: Во саду ли, в огороде." Как же мягко воспринимаются чудеса и волшебные персонажи в сказках А. С. Пушкина, но, самое интересное, что воспринимаются они как действительно живые, физически ощутимые: и тридцать три богатыря "в чешуе, как жар, горя": "Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны как на подбор - С ними дядька Черномор".
или царевна-лебедь "Встрепенулась, отряхнулась, И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает будто пава, А как речь-то говорит, Словно реченька журчит." а зеркальце? "Ей в приданное дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить он умело." В русских сказках были волшебные зеркала, но такого обаятельного и справедливого зеркала не встречалось раньше: "Ах ты мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло." "Зеркальце в ответ: А царевна все ж милее Все ж румяней и белее" В сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), "золотой петушок", "золотая рыбка", черт и бесенок. Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, гуманны, благородны. Град на острове Буяне воспринимается сознанием действительно существующим, таким же как и описан: за белыми стенами маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты.
Остров Буян - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам Пушкин, душою отдыхал, воображая этот остров и город на нем.
Все рассмотренные элементы сказок А. С. Пушкина дают возможность сделать вывод "Им присуща народность".
ВСЕМИРНОСТЬ ПУШКИНА.
1 В свое время В. Г. Белинский в силу присущей ему способности исторического мышления счел нужным ограничительно определить социальную значимость своих оценок художественных произведений. Он писал о Пушкине: "Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего".