Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:16, контрольная работа
23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, он увлекался и точными науками: интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».
Юность писателя пришлась на непростые времена. Н. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов
Биография и творчество Николая Николаевича Носова
23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, он увлекался и точными науками: интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».
Юность писателя пришлась на непростые времена. Н. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды орденом Красной Звезды.
Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей: «Затейники». Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» и другие были объединены в детгизовском сборнике «Тук-тук-тук» и изданы в 1945 году. Сборники рассказов «Ступеньки» и «Веселые рассказы» (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в новеллистике для младшего школьного возраста.
Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей «Веселая семейка» (1949г.), «Дневник Коли Синицина» (1950г.), «Витя Малеев в школе и дома» (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год.
В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1961 году выходят юмористические новеллы «Приключения Коли Клюквина», где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется «Повесть о моем друге Игоре». Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести «Тайна на дне колодца» (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе». Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.
Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.
Вот как вспоминают Николая Николаевича Носова его коллеги-писатели: «...человек он был нелюдимый, раздражительный и вообще мало с кем из литераторов дружил». Да, к взрослым, в отличие от детей, Носов относился критически. Его единственная «взрослая» книга «Иронические юморески» это убедительно раскрывает: очень смешно и довольно ядовито он пародирует современных ему литераторов-«интеллектуалов» и «почвенников», высмеивает директоров гостиниц, школьных учителей, великовозрастных балбесов, не уступающих место женщине в метро, нерадивых, невнимательных родителей... Считает величайшим заблуждением, что воспитывать надо только детей. «Нет, - говорит Носов, - воспитывать надо и взрослых. Точнее, оба эти процесса должны идти бок о бок».
В общем-то вполне естественно, что любовь к детям у детского писателя «генеральная черта» характера. В тех же «Иронических юморесках» он защищает детей от произвола, а скорее от непонимания взрослых. Вот ведь закрывают магазины игрушек - это же недопустимо! Для ребенка это волшебная лавка, и хорошо бы, чтобы по дороге взрослого к дому каждый день попадался магазин игрушек. Ведь малыш ждет-ждет заветную машинку... солдатика... куклу... да так и вырастает, и все, ничего уже не вернешь. А азбуку выучить, убежден Носов, он всегда успеет, да и учить его лучше с помощью игр и конфет. И еще непременно, непременно нужно утешить плачущего ребенка. Спросить, чего он плачет, может, обидел кто, может, заблудился или по маме соскучился, и обязательно успокоить, сказать: «Не надо плакать. Мамочка придет скоро. Утри слезы. Вот так. Все хорошо будет!». Потому что, когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы как-то равнодушно смотрим на его слезы и... считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что... слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».
Такого Носова, нежного, серьезного, почти трагического, мы не знаем по его веселым рассказам, вроде «Живой шляпы» или «Мишкиной каши». Хотя во всех историях, даже для малышей, можно найти самый разнообразный спектр чувств и отношений. Не случайно, по определению Носова, детская литература должна внятно утверждать приоритеты добра и нравственности. И писатель как нельзя лучше справился с этой задачей. Герои его повестей и рассказов простодушны и положительны, как и большинство любимых героев детских книжек. А XXI век еще и наделил их обаянием «ретро» - ностальгическим воспоминанием о той поре, когда школьники носили пионерские галстуки, сами изготовляли бенгальские огни и копили деньги на диковинную игрушку - телефон.
Если вспомнить героев носовских рассказов, просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. В рассказе про телефон, как положено мальчишкам, аппарат распатронили, но зато в процессе выучились азбуке Морзе и сделали по электрическому звонку на дверь - тоже «полезная вещь в доме» в 50-е годы. Правда, и тогда жажда познаний не дает герою уснуть. «Как же работает батарейка?» - думает он. Встал, разломал батарейку - там оказалась какая-то жидкость, в которой мокла черная палка, завернутая в тряпочку. Понял, что электричество получалось из этой жидкости, а потом лег в постель и быстро заснул. Вот как совершаются великие открытия!.. Но не только научный прогресс увлекает маленьких изобретателей - они с огромным энтузиазмом готовы выводить цыплят в домашнем инкубаторе или разводить пчел на школьном участке. Сами мастерят инкубатор, сколачивают ящики, делают марлевые сетки, строят шалаш, в котором живут три дня, а также дежурят ночи напролет над будущими цыплятами и делают наблюдения за жизнью пчел. Понятно, что без дела мальчишкам скучно, но замечательно, что они не просто дурака валяют и не пропадают в «параллельном мире» (компьютера тогда не было, но средств ухода от реальности всегда хватает), а создают что-то настоящее и полезное. Технологические процессы описываются так подробно и увлекательно, что нет сомнений - автор знает, о чем пишет. Он сам такой.
Внук Игорь вспоминает: «От деда у меня три главных впечатления.
Так что понятно, откуда взялись технические гении в рассказах Носова; причем поданы они вовсе не как гении, а как обычные мальчишки среднего школьного возраста. Любопытные. Неугомонные. Взрослые иногда называют их шалопаями и бездельниками, а на самом деле их легко увлечь общим делом.
Интересно в рассказах Носова следить за отношениями между людьми - они совершенно бескорыстны. В повести «Дневник Коли Синицына»: про разведение пчел, герои не пробуют ни капли меда - о меде они как-то даже и не думают, не в нем дело. В «Веселой семейке», выведя цыплят, мальчишки, подержав их немножко дома, потом везут в деревню тете Наташе - в городе цыплятам не хватает солнца и свежего воздуха. Ведь не продавать же их! Да и сама тетя Наташа дает начинающим птицеводам яйца для инкубатора тоже просто так, совершенно бесплатно и, уж конечно, не ожидая цыплят. Что это, идеализация? Да нет, мы же не идеализируем время, в котором живем, - Носов писал про совершенно реальных, понятных ему ребят конца 40-х - начала 50-х годов. Именно про детей - взрослые ему, видно, были неинтересны. В его повестях и рассказах они нужны только для того, чтобы ругать за двойки (если это родители) или поручать заниматься с отстающим товарищем (если это директор школы). А вот дети живут интересной и сложной жизнью.
Николай Носов до тридцати лет вообще не писал. Первый сборник рассказов издал в тридцать семь; в сорок четыре получил Сталинскую премию за повесть «Витя Малеев в школе и дома» - пожалуй, самое лирическое, т.е. приближенное к личности автора, произведение. Там юный пионер занимается не пчелами и не цыплятами, а своим непутевым другом со смешной фамилией Шишкин, и, в конце концов, их долгий путь исканий, потерь и ошибок увенчивается победой - четверкой по русскому у Шишкина и пятеркой по арифметике у самого Вити Малеева. А главное - их общественной реабилитацией: из «отстающих» лентяев они стали полноправными (поэтому успешными) членами школьного коллектива. Все очень серьезно. И очень весело.
Примерно такая же проблема намечается в «Приключениях Незнайки и его друзей»: «неправильный» персонаж - хвастун, выдумщик, enfant terrible - под облагораживающим женским влиянием смягчается, цивилизуется, начинает защищать девочек и учится писать красивым почерком.
Совершенно очевидно, что автор рос в пору раздельного обучения - во всех его историях герои общаются в чисто мужском коллективе, девочка присутствует в их жизни только в роли младшей сестренки. В «Приключениях Незнайки...» этот принцип обоснован сюжетно и утвержден наглядно, как в античном мифе: в Зеленом городе живут аккуратные и прилежные, кокетливые и нарядные малышки, а в городе Змеевка запускают змеев и возятся с разными железками буйные озорники малыши. Правда, поскольку Незнайка все же не советский пионер, автор считает возможным внести в его образ романтический мотив - нежное чувство к Синеглазке. Расставаясь, он обещает писать ей письма и ради этого, собственно, и упражняется в каллиграфии.
В этой бесхитростной сказке воспроизведена модель общества - все его персонажи четко обозначены социально: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка. Общество в каком-то смысле идеально, потому что главным считается именно умный Знайка, а представителя правящей партии в нем и вовсе нет.
Карикатурные образы писателя Смекайло и поэтессы Самоцветик заставляют нас вспомнить «Иронические юморески» - в отношении к коллегам Носов остается верен себе. Главный герой, как сказали бы во «взрослом варианте» сюжета, ищет себя: пытается то играть на трубе, то рисовать, то писать стихи, то управлять машиной... Но учиться ничему не хочет, поэтому во всем терпит неудачу. Правда, встреча с прекрасными малышками выявляет его способность к нравственному росту. Хоть он и врет, как настоящий Хлестаков, но находит с девочками общий язык. Именно благодаря Незнайке происходит примирение враждующих городов - Зеленого и Змеевки. Впрочем, примирению во многом способствуют черты идеальной женщины, которыми автор наделяет своих малышек, - они не только красивы и благовоспитанны, они еще трудолюбивы, добры, незлопамятны и снисходительны к мужским слабостям - просто прирожденные воспитательницы. И уж если ты не хочешь дружить с такими ангельскими созданиями и называешь их «воображульками», значит, сам дурак! К женщине у Носова отношение самое рыцарское. Из занятий он предоставляет им земледелие - малышки разводят цветы, фрукты и овощи - и врачевание; причем методы доктора Медуницы принципиально отличаются от методов «мужского» доктора Пилюлькина: если последний стоит за йод и касторку, то Медуница практикует приятное и безболезненное лечение медом. Основное же назначение женщины, по Носову, в обществе - смягчение нравов.
Почему все-таки главный герой сказки - бестолковый и глупенький Незнайка? Должно быть, именно потому, что по характеру это ребенок, находящийся в развитии, у него доброе, чувствительное сердце, он предан дружбе и любви. Ну и, конечно, только с таким героем - ничего на свете не знающим, но беспокойным и деятельным - должны случаться разные смешные приключения.
Продолжение сказки «Приключения...» - повести «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Последнюю книгу называют «антиутопией с хорошим концом», книгой «о судьбе поэта в обществе носорогов», а в образе главного героя даже находят сходство с Колей Красоткиным из «Братьев Карамазовых». Исследователям творчества можно, конечно, находить различные аллюзии - материал позволяет это делать, но интереснее всего узнать о личности автора из первых рук - из автобиографической повести «Тайна на дне колодца». Эта последняя книга писателя вышла в 1978-м, через два года после его смерти.
Первая же глава книги говорит о различии между миром взрослых и миром детей. Взрослые видят окружающие предметы с точки зрения их пользы, дети же знают, что вещи живут, и относятся к ним как к самостоятельным живым существам. Поэтому они видят лицо вещей.
Автор вспоминает дом, где он родился: «Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами... шкаф... Вот кресла в белых чехлах, из-под которых торчат кончики ножек». В глазах мальчика Коли они «похожи на каких-то чопорных пожилых теток... они чинно сидят по углам комнаты, полуобернувшись друг к другу, и молчат. Молчат напряженно, упрямо, сосредоточенно. Мне кажется, что, как только я ухожу из комнаты, они сейчас же принимаются болтать о всякой всячине... Но стоит мне возвратиться - и они тотчас прикусывают язык, ручки тотчас - вдоль бедер, и опять тишина, будто никакого разговора и не было».
Сказочный мир, так знакомый каждому, кто вспомнит себя четырехлетнего. Мир со своим временем, со своими законами: так, если папа уехал и приедет только через пять дней, то достаточно оборвать листки календаря и показать маме: вот, сегодня папа должен приехать, ты же говорила - когда красная цифра будет... И в подтверждение правоты этих законов папа действительно приезжает - на пять дней раньше! Он объясняет малышу, что это совпадение, но чудо все равно остается чудом.
Главные лица в мире детства, конечно, мама и папа. Папа - добрый великан, и мама - ненаглядная, несравненная. К отъездам отца можно привыкнуть, но когда однажды уехала мама... Солнце погасло на небе! Жизнь потеряла смысл. Полвека спустя, вспоминая этот день, писатель видит, как он, в изнеможении от слез, лежит во дворе на голой земле, подложив под голову прохудившийся эмалированный тазик, и рыдает - и удивляется, откуда в нем, таком маленьком, такая «исполинская, нечеловеческая тоска».
Информация о работе Биография и творчество Николая Николаевича Носова