Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 19:12, творческая работа
Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети XIX века.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине XX в. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный.
Целью исследования было:
обозначить роль частушки в 20-ые годы как отклик на события.
Задачи исследования:
1 проследить роль народного фольклора в литературе;
2. проанализировать тексты частушек , как менялись симпатии и антипатии улицы от месяца к месяцу; услышать , понять город, голос улицы в переломные годы истории;
3. исследовать некие закономерности сохранения или преодоления традиций, унаследованных частушкой от лирической песни ;
Частушка
Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети XIX века.; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине XX в. Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика, главным образом , любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают частушки общественного содержания (чаще с сатирической окраской);
в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.
В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре частушек несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.); многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.
Отметим некоторые особенности частушки, одного из самых любимых народом лирических жанров. Каждая частушка - это высказывание отдельной личности, ее отклик на явления действительности. Так как действительность бесконечна, то и назвать конечное число откликов на нее не представляется возможным. Но продолжительность жизни частушек различна: одни из них, только родившись, как бабочки-однодневки, почти сразу забываются, умирают; другие же, напротив, отличаются долговечностью и прочно оседают в памяти. Частушка, как любой фольклорный жанр, выживает только при том условии, если находит ответное чувство в других людях, которые обнаружат в своих душах нечто похожее, волнующее их сейчас или пережитое когда-то. Частушка - это творение личное, индивидуальное, но в то же время в ней проглядывает общее, типичное и даже, если угодно, общечеловеческое.
Большинство частушек посвящено любви, и в них отразилось то, что так или иначе имеет отношение к этому чувству. Для исполнителя то, что он сейчас ощущает, возможно, покажется новым, но на самом деле это «новое» уже было пережито кем-то другим и является вечно обновляющимся и проявляющимся в различных вариантах старым. Частушка - это не просто эмоция и отклик, но еще и акт познания, позволяющий хоть немного приблизиться к тайне личности, а также к сущности жизненных явлений. Начиная исследование частушек я постоянно имела в виду то положение, которое сформулировал отец Павел Флоренский для исследователей этого жанра. Он писал, что перед ними «ставится задача понять процессы народной жизни из самой жизни... Прочесть жизненное явление в контексте жизни не из общих положений науки, которые и сами нуждаются в проверке, и не в свете субъективных толкований, а из самой жизни... Но для этого необходимо изучить тот или другой уголок жизни, более или менее типичный,- изучить проникновенно, до тончайших сплетений жизненной ткани, и, притом, - всесторонне...».[1] В своем исследовании я использовала частушки,???? записанные мной в Тульской области, Каменском районе, в деревне Яблонево, но также обратилась и к частушкам из классических сборников Зеленина Д.К. «Песни деревенской молодежи», «Сборник деревенских частушек»Симакова В.И., сборник «Частушки в записяях советского времени» под ред. Власовой З.И. и Горелова А.А., сборники частушек под ред. Селиванова В.М., под ред. Селиванова Ф.М., сборник Зырянова «Прикамские посиделки» и т.д. Но среди них мне особенно бы хотелось отметить «Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда» отца Павла Флоренского, который во вступительной статье к своему сборнику отметил черты сходства частушки с лирикой символистов. Их объединяет «прерывистость мысли», «крайняя субъективность случайных ассоциаций», «стремление к звучности, выражающееся как там, так и тут, в двойственных рифмах; первая половина стиха рифмует или, по крайней мере, созвучна со второю», а также «рафинированность любовного чувства и многообразие его проявлений».[2] По роли своей в народном быту, по своему жанровому типу частушка родственна поговорке, афоризму, пословице».[3] то есть в ней содержится народная мудрость.
Большинство исследователей считают, что частушка генетически связана с лирической песней, и, как следствие, вобрала в себя ее традиции, однако во многом их переосмыслила, трансформировала, в чем можно убедиться на примере исследования символики платка. И цель моей работы состоит в том, чтобы исследовать некие закономерности сохранения или преодоления традиций, унаследованных частушкой от лирической песни. Первые результаты этого исследования , а именно исследования символики платка в частушке, я хотела бы предоставить вашему вниманию.
« Ай, да славный, красный Питер…»
«Городская частушка времен революции и гражданской войны»
Цель: помочь проследить роль народного фольклора в литературе; услышать , понять город, голос улицы в переломные годы истории; проследить на текстах частушек , как
менялись симпатии и
О чем поете в частушках.?
Эпиграф.
Ай да славный , красный Питер:
Николашке нос он вытер
.Революции час настал,
Николашка забежал
1.О роли частушек в литературе 20 – х. годов.
К фольклору, где живы его традиции , всегда требовалось особое отношение.
Традиции нужно беречь , сохранять.
Частушка -явление позднее. Первые упоминание о ней относятся к
50 –ым годам .
19 век .Вознесение частушки
Изменения, происходящие в фольклоре , отразили эволюцию национального сознания;
на смену патриархальному
укладу жизни шли новые
капиталистические отношения.
Появляется частушка – небольшая , чаще 4-х строчная песенка. Она продолжает и развивает традиционную систему поэтических средств. Частушка отличается
актуальностью(
Очень часто частушки отражали какие-то
политические явления эпохи. В таких
частушках встречается
2.Частушка в 20 –е годы .
а) о создании временного правительства.
Обратимся к исторической эпохи 20 –х годов.
Николай 2 у низов популярностью не пользовался. Отречение царя воспринимается с радостным злорадством :
Ай, да славный , красный Питер;
Николашке нос он вытер
Революции час настал,
Николашка забежал.
Создание Временного правительства тоже не оправдывало надежд народа..
Проблемы оставались нерешенными. А толпа нетерпелива.
Тут же обличает в частушках министров первого состава
Временного правительства.
Слово « большевик » оказался символом надежды петербургских низов .
Убирайтесь к черту , черти!
Расстреляем вас до смерти.!
Милюков и ты , Гужов!
Надо нам, большевиков.
К июлю1917 г образы больших лидеров , обещавших многое народу- Ленин и Троцкий -входят в уличную поэзию:
Эх, июльские денечки,
Светлы дни да жарки ночки!
Ленин, Троцкий вести шлет ;
« Скоро нашая возьмет»
8 июля 1917 г. образовался 2-й
состав временного
Вот чертовские напасти ,
Вы уйдете ли от власти?
А не то, живей, матросы,
Мы покажем вам, барбосы
О слухе о том, что Керенский поздней осенью бежал из Зимнего дворца
В женском платье, в частушках пелось так:
Ну и трус же ваш Керенский ,
Разрядившись в кохте женской ,
Запрягает лошадей
И в Финляндию скорей.
Октябрьский переворот петроградская чернь встречает с радостью.
Фигура большевика становиться привлекательной.
Впрочем, как и во всякой революции, толпу прельщает прежде всего дух разрушителя, анархии:
То-то счастья, то-то радость,
Мы прогнали эту гадость .
Надо нам сначала пить
А потом жидов ловить
Хоть теперь я большевик
А к жидам все не привык.
Слово « октябрь» как символ социальной справки , очень скоро вошло в сознание петроградцев.
Торжественные праздновья октября
, организованные
Мы не спали долги ночки
Шили красные платочки
И взошла наша заря.
В день счастливый октября.
.
( одевает бантики и платки , берет знамя)
Праздники нравились .Нравились красные знамена, транспаранты,
красные платки, торжественные шествия
Ишь, собачим- то лица
Стинксы, как ругаются
На бережной столицы
Мальчишки купаются.
Эх, вы, собачоночки, собачонки
Возле вас сидят
Все девчоночки
А на каждой девочке
Платочек красной
Будущее рисовалось прекрасным, светлым. Казалось, что автомобили и аэропланы – завидная недостаточная роскошь буржуазии – приблизилась к представителям петербургской бедноты.
Как врага мы победим,
На машинке полетим,
Ух, как хочется мне страсть ,
В грузовик большой попасть.
Но эти частушки ,которые вы услышали , рождались в среде сознательных пролетариев.
Большинство питерцев видели одновременно с революционными праздниками и тяжелую реальность: кровь, смерть, разруху, голод, неустроенный быт .
Задача незадачная –
Ни палки на бугре.
Продал штаны удачно я
В Апраксином дворе.(рынок в Питере)
Родился у жены ребеночек,
Слабый как котеночек.
Ей питание нужно дать,
Нету хлеба-где достать?
С сахаринком чай попьешь,
Завтра к вечеру помрешь.
Самолучная повадка-
Пить чай с сахаром вприглядку.
Кто же виноват? Виновников ищут среди власти, делая опасные сравнения представителей власти:
Покушал чаек у Плоцкина( на заводе Плоцкина в 1918г. выдавали паек рабочим испорченной воблой)
Воблу и треску.
Дал бы его Левке Троцкину
В самую башку.
Модель «Ленин Троцкому сказал» или , наоборот,- была очень продуктивной.
Троцкий Ленину сказал:
«Я б буржуев наказал;
Выселения, уплотнения,
Среди белого дня ограбления»
Троцкий Ленину сказал:
«Пойдем, Володя, на базар,
Купим кобылу карюю
Накормим пролетарию»
Ленин Троцкому сказал:
«Ты б мне русских показал.
Ну а то- не будь в обиде
Что за царство? Жид на жиде».
Троцкий Ленину сказал:
« Ты бы русских в шею гнал.
Ведь еврей- поумней,
Все б наладилось скорей!»
Ленин Троцкому сказал:
«Я б с тебя сейчас начал.
Ты хоть –жид, а –дуралей!
Выкидайся поскорей!»
Все знают, что в первые послереволюционные годы большевики пытались решить экономические проблемы за счет церковных ценностей .Народ принял это болезненно, был оскорблен в своей вере в большевиков.
Всю ночь до нас таскаются
Сребро в больших кулей.
А громом называется -
Изъятие церквей.
Мы усе большевики, Я не лицемерю.
Только знайте , дураки. Я у Бога верю.
В 1921 году большевики объявили новую экономическую политику .Страна выходила из разрухи гражданской войны. Но НЭП воспринимался питерцами как возврат к старому. С одной стороны появились « толстозадые купчины», с другой- «обдуренная пролетария».
Идет купчина толстопузый,
В Гостиный двор снов торговать,
И будут снов все те же тузы,
Пролетарию страшно жить.
Все это показывает, что русская частушка в период революции и гражданской войны была чрезвычайно политизирована.
Этот жанр оказался очень удобным для выражения народом своих политических симпатий и антипатий.
Но е исчезает и любовная тема в 20-ые годы в городах.
Рядом с образом «милки» появляется реальность политической жизни города.
Вправду стало ожиданье
Нету более царя.
Стречу милку на свиданье,
На проспекте Октября.
Любовная частушка Петрограда периода гражданской войны отражает растерянность и отчаянность героини уличной жизни.
Нам-то ,бабам, революцья
Только на беду.
Комиссары поцелую,
С охвицером спать пойду.
Но героиня частушек быстро сориентируется в жизни и решает опереться на тех, кто оказался победителем в гражданской войне .Место юнкеров и офицеров занимают матросы и большевики.
Говорила мне Наташа:
«Ну и глупая ты, Даша,
Любишь ты большевиков,
Нету лучше моряков».
Надсмехалася мне Даша:
«А ты глупая, Наташа!
Любишь грубых моряков,
То ли дел-большевиков».
И действительно, большевики сравниваются с идеалом стабильной семейной жизни.
В воскресенье повенчались,
А во вторник с ней подрались.
В среду утром взял развод
И ушел на пароход.
К 1922 году закончилась гражданская война и одна из эпох напряженной жизни.
Частушка , наконец-то , получила возможность уйти от политики и вернуться к своей вечной теме любви.
Следующий всплеск политической мысли в частушках произойдет в начале 30-х годов в период коллективизации.
Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны.
Особенно же большое развитие в советских условиях получил жанр частушки. Продолжают развиваться не только частушки традиционных видов (любовные, семейно-бытовые, социальные, сатирические, юмористические и плясовые), но и новых жанровых разновидностей (публицистические, агитационные, гимнические, лозунговые и др.).
Вот пример гимнической частушки, в которой прославляется
Советская Ргодина:
Между сосен, между елей Наша Родина Советов
Льется быстрая река. И могуча, и крепка!
А вот частушка-призыв:
Вы, друзья, мои товарищи, Будем власть слою Советскую
Пойдемте воевать! От белых защищать!
Меня милый провожал Все елкою да елкою. Все сердечко исколол Тонкою иголкою.
Многие частушки, созданные в советское время, отличает высокая художественность. В них часто используется метафора:
На полях гудят моторы, Землю
пашут трактора — Разноцветными
цветами Жизнь в колхозе
Встречаются в частушках метонимии и гиперболы.
Никогда я не ходила Мы с миленком расставались
Одна с улицы домой, Между белых двух берез-
Всегда меня провожали Листья падали и вяли
Глазки кари, чуб волной. От моих горячих слез
Приведенные примеры показывают, что в песнетворческом процессе пооктябрьского периода отчетливо проявляются как традиции, так и новаторство. В советское время создаются песни как в старых фольклорных, так и в новых литературных жанровых формах. Исследователь советской фольклорной песни В. М. Потявин пишет: «В народном песнетворчестве советской эпохи следует различать две основные идейно-художественные системы: старую, традиционную систему фольклора, сложившуюся в прошлые эпохи, и новую систему народно-поэтического творчества, являющуюся частью современной художественной самодеятельности» [33, 98].