Детская литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

1. Жанр произведения – сказка.
2. Тема сказки – медведь помогает собаке вернутся в дом к хозяевам.
3. Сказка простая по сюжету, действие развивается быстро, сюжет динамичный.
Сказка начинается с присказки: «Жили – были мужик да баба…».
Завязка: мужик выгоняет старую собаку в лес, где она встретила медведя.
Кульминация: Медведь помогает старой собаке в первый раз.

Содержание работы

План стр.
1. Проанализировать сказку «Медведь и собака»
2. Назвать произведение и его автора по приведенным
отрывкам
3. Проанализировать стихотворение для детей А. Плещеева [на выбор]
4. Составить рекомендательный список произведений К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого для чтения детей дошкольного возраста
5. Составить план к теме «Произведения о детях и для детей
конца ХIХ – начала ХХ в.в.»
6. Подобрать вопросы для беседы с детьми по сказке К.И.Чуковского
7. Составить викторину для детей – дошкольников «Знаете ли вы
произведения С.Я.Маршака?»
8. Заполнить таблицу «Коми писатели – детям»
9. Написать хрестоматийную статью о художнике – иллюстраторе
детской книге Е.Чарушине
10. Составить конспект выступления на родительском собрании в
детском саду по проблемам нравственного воспитания «Чему учат сказки Р.Киплинга?»

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2).docx

— 43.30 Кб (Скачать файл)

Вариант №5.

План                                                                                                                                 стр.

1. Проанализировать сказку  «Медведь и собака»

2. Назвать произведение  и его автора по приведенным

отрывкам

3. Проанализировать стихотворение  для детей А. Плещеева [на выбор]

4. Составить рекомендательный  список произведений К.Д.Ушинского  и Л.Н.Толстого для чтения детей дошкольного возраста

5. Составить план к  теме «Произведения о детях  и для детей 

конца ХIХ – начала ХХ в.в.»

6. Подобрать вопросы для  беседы с детьми по сказке  К.И.Чуковского

7. Составить викторину  для детей – дошкольников «Знаете  ли вы 

произведения С.Я.Маршака?»

8. Заполнить таблицу «Коми  писатели – детям»

9. Написать хрестоматийную  статью о художнике – иллюстраторе 

детской книге Е.Чарушине

10. Составить конспект  выступления на родительском  собрании в

детском саду по проблемам  нравственного воспитания «Чему  учат сказки Р.Киплинга?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ сказки  «Медведь и собака».

1. Жанр произведения –  сказка.

2. Тема сказки – медведь  помогает собаке вернутся в дом к хозяевам.

3. Сказка простая по  сюжету, действие развивается быстро, сюжет динамичный.

 Сказка начинается  с присказки: «Жили – были  мужик да баба…».

Завязка: мужик выгоняет старую собаку в лес, где она встретила  медведя.

Кульминация: Медведь помогает старой собаке в первый раз.

Развязка: медведь крадет ребенка, собака его спасает, благодаря  чему хозяева берут ее обратно.

Постпозиция: медведь приходит в гости к собаке.

4. Собака – старая, доверчивая.

Медведь – хитроватый, добрый, грубоватый.

5. Язык сказки простой.  Много народных слов и выражений:  смолоду, брехать, удавить, собачья доля, ни о чем не тужит. Много глагол, что показывает простоту и динамику событий.

6. Идея сказки в том,  что надо помогать тем, кто  попал в беду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Назвать произведение  и автора по приведенным ниже  отрывкам.

      1. А царевич  хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей:

Он над ней жужжит, кружится –

Прямо на нос к ней садится…. – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной царевне Лебедь».

2. Пирожок лишь разломила,

    Да кусочек  прикусила,

    И с дороги  отдыхать 

    Отпросилась на  кровать. – А.С.Пушкин «Сказка  о мертвой царевне и о семи  богатырях».

3. Для меня вы все  равны

    Все удалы, все  умны,

    Всех я вас  люблю сердечно;

    Но другому я навечно

    Отдана…. –  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой  царевне и о семи богатырях».

4. Вот он поля достигает,

    Руки в боки  подпирает

    И с прискочкой, словно пан,

    Боком входит  в балаган. – П.П.Ершов «Конёк  – Горбунёк».

5. Но возьми же ты  в расчет

    Некорыстный наш  живот.

    Сколь пшеницы мы ни сеем,

    Чуть насущный  хлеб имеем. – П.П.Ершов «Конёк  – Горбунёк».

6. У далеких немских стран

    Есть, ребята, окиян.

    По тому ли  окияну

    Ездят только  басурманы. – П.П.Ершов «Конёк – Горбунёк».

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ стихотворения «Весна» А.Плещеева.

Уж тает снег, бегут ручьи, 
В окно повеяло весною... 
Засвищут скоро соловьи, 
И лес оденется листвою!

 
Чиста небесная лазурь, 
Теплей и ярче солнце стало, 
Пора метелей злых и бурь 
Опять надолго миновала.

 
И сердце сильно так в груди 
Стучит, как будто ждёт чего - то; 
Как будто счастье впереди 
И унесла зима заботы!

 
Все лица весело глядят. 
«Весна!»—читаешь в каждом взоре; 
И тот, как празднику, ей рад, 
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе, 
 
Но резвых деток звонкий смех 
И беззаботных птичек пенье 
Мне говорят - кто больше всех 
Природы любит обновленье!

 

1. Пейзажная лирика. Основное  настроение произведение – радостное:  закончилась зима, в свои права  входит весна.

2. Тема стихотворения  – наступила весна, природа  пробуждается ото сна. Идея  произведения – весна пробуждает  не только природу, но и людей,  уставших от долгой зимы.

3. Свои чувства, ощущения автор выражает с помощью троп: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима – олицетворение, повеяло весною, небесная лазурь, звонкий смех – метафора.

4. Это стихотворение приходит  на ум, когда в начале марта слышишь звук первой капели на улице, когда первые, теплые лучи весеннего солнышка согревают землю и слышны первые трели птиц, воспевающих приход весны.

 

 

 

 

4. Рекомендательный  список произведений К.Д.Ушинского  и Л.Н.Толстого для чтения детей  дошкольного возраста по программам  «Программа воспитания и обучения в деском саду. Под ред. М.А.Васильевой», «Детство».

«Программа воспитания и  обучения в деском саду. Под ред. М.А.Васильевой»

Л.Н.Толстой: от двух до трех лет – «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и у Миши конь…», «Три медведя»;

от трех до четырех лет  – «Птица свила гнездо…», «Таня  знала буквы…», «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»;

от четырех до пяти лет  – «отец приказал сыновья…», «Мальчик стерег овец…», «Хотела галка пить…»;

от пяти до шести лет  – «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка».

К.Д.Ушинский: от трех до четырех  лет – «Уточки», «Васька», «Лиса – Патрикеевна»;

от четырех до пяти лет  – «Бодливая корова»,

от шести до семи лет  – литературная сказка «Слепая лошадь».

«Детство»

Л.Н.Толстой: от двух до трех лет – «Была у Насти кукла…», «Пошла Катя поутру…», «Деду скучно было…», «Спала кошка на крыше…»;

от трех до четырех лет  – «У Вари был чиж…», Саша был  трус…», «У Миши были сани…», «Нашли дети ежа…», «Сел дед пить чай…», «Три медведя»;

от четырех до пяти –  «Котенок», «Как мальчик рассказывал  про то, как его не взяли в  город…», «Была зима…», «У бабки  была внучка…».

К.Д.Ушинский: от двух до трех лет – «Васька», «Два козлика»;

от  трех до четырех лет  – «Уточки», «Коровка», «Бишка», «Спор  детей»;

от четырех до пяти лет  – «Лекарство», «Бишка», «Четыре желания», «Чужое яичко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. План к теме  «Произведения о детях и для  детей конца    ХIХ – начала ХХ в.в.».

1. Конец ХIХ – начало ХХ века – период нового витка в развитии детской литературы, время небывалого интереса общества к детям, к миру детства.

2. Проза конца ХIХ – начала ХХ века.

  1. Н.П.Вагнер – сборник сказок «Сказки Кота – Мурлыки»(1872 г.).
  2. К.Д.Ушинский – «Уточки», «Слепая лошадь», «Бишка».
  3. Л.Н.Толстой – «Была у Насти кукла…», «Три медведя», «Лев и собачка».
  4. Д.Н. Мамин – Сибиряк – «Алёнушкины сказки» (1894 - 1896 г.), «Серая шейка» (1893).
  5. В.М.Гаршин – «То, чего не было» (1882 г.), «Лягушка - путешественница» (1887 г.), «Сказка о жабе и розе» (1884 г.).
  6. А.П.Чехов – «Каштанка» (1887 г.).

3. Поэзия  конца ХIХ – начала ХХ века.

  1. А.Блок – «Ворона» (1912 г.), «Колыбельная песня» (1906 г.), «Свирель звенела на мосту» (1908 г.).
  2. Н.А.Некрасов – «Генерал Топтыгин» (1867 г.), «Дедушка Мазай и зайцы» (1870 г.), «Крестьянские дети» (1861 г.).
  3. С.А.Есенин – «Собаке Качалова» (1925 г.), «Береза» (1913 г.), «Черемуха» (1915 г.).

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Вопросы для  беседы с детьми по сказке  К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха».

1. Как начинается сказка  «Муха – Цокотуха»?

(«Муха, Муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла).

2. Что купила Муха – Цокотуха?

(Самовар)

3. Кого Муха – Цокотуха позвала в гости?

(Тараканы, букашки, блошки, бабушка – пчела, бабочка –  красавица).

4. Что приносили блошки в подарок Мухе – Цокотухе?

(Сапожки).

5. Что принесла для Мухи – Цокотухи бабушка – пчела?

(Меду).

6. Какая Муха – Цокотуха?

(Добрая, отзывчивая, гостеприимная).

7. Что произошло с Мухой – Цокотухой?

(Паучок в уголок поволок,  хочет бедную убить).

8. Чем отплатили гости Мухе – Цокотухе за доброту и гостеприимство?

(Жуки – червяки –  разбежались, тараканы под диваны, козявочки под лавочки, букашки  под кровать, кузнечик под мосток  и молчок).

9. А что делает Злодей?

(Руки-ноги веревками крутит, зубы острые вонзает и кровь  выпивает).

10. Каким вы представляет  себе паука? 

(Страшный, злой, кровожадный,  беспощадный).

11. Кто спас Муху – Цокотуху от Злодея?

(Маленький Комарик).

12.  Как заканчивается сказка про Муху – Цокотуху?

(Тут букашки и козявки  …).

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Викторина для  детей – дошкольников «Знаете  ли вы произведения С.Я.Маршака?»

    1. Что сдавала в багаж дама в стихотворении С.Я.Маршака «Багаж»?

(Дама сдавала в багаж

Диван, Чемодан, Саквояж,

Картину, корзину, картонку,

И маленькую собачонку).

    1. Продолжите стихотворение «Мяч»:

«Мой веселый, звонкий  мяч

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой…»

(Не угнаться за тобой!)

    1. Как называется стихотворение?

«Взгляни на маленьких  совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят,

Когда едят,

Они не спят».

(Совята).

    1. Кто родился в «нынешнем году в зоологическом саду»?

(Олень и лев, барсук  и рысь

И медвежата родились).

    1. Как называется стихотворение?

«Рвать цветы легко  и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок»

(Жираф).

    1. Продолжите стихотворение «Слон»:

«Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире

И не две, а…»

(все четыре).

    1. Как называется сказка, начинающаяся словами:

«Пела ночью мышка в  норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

- Голосок твой слишком  тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!»

(Сказка о глупом мышонке).

    1. Отгадайте загадку С.А.Маршака:

«Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял  он вес.

И наконец совсем исчез.»

(Календарь).

    1. Где обедал воробей?

(В зоопарке у зверей).

    1. Отгадайте загадку С.А.Маршака:

«Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас»

(Часы).

    1. Какой котенок был у девочки?

(Серый, усатый, весь полосатый).

    1. Отгадайте загадку С.А.Маршака:

«Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду»

(Велосипед).

    1. Закончите стихотворение «Тигренок»:

«Эй, не стойте слишком близко – 

Я тигренок,…»

(а не киска).

    1. Отгадайте загадку С.А.Маршака:

«Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу?»

(Очки).

    1. Как называется стихотворение:

«Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в  прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы»

(Зебры).

    1. Отгадайте загадку С.А.Маршака:

«Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!»

(Мяч).

    1. Что отвечал глупый, маленький мышонок тете жабе?

(Нет, твой голос не  хорош.

Очень скучно ты поешь!)

    1. Какого цвета страницы, на которой постоянное лето?

(зеленого цвета).

    1. Продолжите строчку из стихотворения «Мяч»:

«Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и…»

(звонко топал).

    1. Продолжите фразу из стихотворения «Почта»:

«Это он, это он…»

(Ленинградский почтальон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.  Таблица «Коми  писатели – детям».

Писатели, поэты

Произведения

для детей

Тематика

Особенности

И.Куратов

Стихотворения «Моя муза», «Коми море», «Подарки Коле»

Основной темой его  произведений была защита народа и  борьба с угнетателями

Поэзия И.Куратова, проникнутая идеями гуманизма, свободолюбия, ярким национальным своеобразием, в наши дни служит делу гуманизма, формирования нравственных убеждений человека, она учит любить свой народ, свою родину, свой язык.

В.Савин

Баллада «Красивые девушки», рассказы «Родился, рос в глуши лесной», «Зимний вечер»

Его рассказы были о детстве  наших предков: дедов, прадедов.

В творчестве В.Савина запечатлена  живая душа коми народа, его стремление к свободе, красоте, к самобытности. Творчество В.Савина так же многогранно, как и народная жизнь. В нем  есть все – и трагедия, и драма, и юмор, и озорство, и лирика, и  патетика.

М.Лебедев

Поэмы – сказки «Лесной человек», «Бесстрашный парень»; басня «Жеребенок и Иван Петрович»

Его поэмы рассказывали о  героях коми народа, выступавших против угнетателей. А басни он писал  о колхозниках, рабочих, служащих и их труде.

Его стихотворения о природе  отличаются точностью зарисовок, простотой  описаний, зримостью картин. Впервые  в коми литературе М.Лебедев создал образ-коми земли, отличающейся бескрайностью просторов и богатством лесных даров.

В.Чисталев

(Тима Вень)

Стихотворения «Рождение  поэзии», «Мои слова», «Колыбельная»

Его стихотворения показывали связь человека с природой Коми края, коми национальные пейзажи.

В.Чисталев  был одним из выдающихся мастеров пейзажной лирики. Творчество В. Т. Чисталева, отмечено внутренней целостностью и гармоничностью, его стихотворения и прозаические произведения отличают лиризм, яркая эмоциональность.

В.Лыткин

(Илля Вась)

«Дарьино горе», «Плакса», «Неряшливый Сидор», «Зайкин праздник»

В своих произведениях  он рассказывал о красоте родного  края.

Произведения В.Лыткина  отличаются ярким, образным языком, занимательным  сюжетом, доступность изложения. Своим  творчеством он воспитывает любовь к красоте родного края.

Г.Юшков

Сказка «Лесной дед  да Миша», рассказы «Хлеб Ильича», «Семен Кононович»

Своими рассказами и сказками он учил труду. В своем творчестве Г,Юшков обращается к общечеловеческим ценностям, раскрывает национальное своеобразие народного характера.

Автора отличает тонкое чувство родного языка, фольклорный слог, простонародная бытовая речь.

С.Попов

Цикл поэм: «Парень из Щугуры», «Вечный огонь»

В своих произведениях  он поднимал темы преемственности поколений, продолжения подвига.

Автор воспевал красоту родного  края, героические события прошлого, народный характер. Рассказывает не только о своем крае, его природе, но и о народном характере.

Н.Куратова

«Повесть об отцах», «Вкус цветущего клевера», «Наша родина»

Обращалась к теме Великой Отечественной войны.

В ее рассказах ярко выражено человеколюбие, трепетная любовь к родной земле, духовное здоровье её героинь - современных коми женщин. Хорошо понимает она и детскую душу, о чём свидетельствуют её прозаические и поэтические книги, написанные для детей.

   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

  

 

  

 

 

 

 

 

 

П.Образцов

«Как зимовал воробей?»

В его произведениях говорится о детях, которые почитают старших , заступаются за малышей, неравнодушны к окружающему, животному и растительному миру.

П.Образцова стихи и рассказы доступны для детского чтения, они живы и эмоциональны.

Информация о работе Детская литература