Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 12:22, реферат
Тема нашей работы звучит следующим образом: «Детская страшилка как форма устного народного творчества».
В соответствии с выбранной нами темой работа будет носить теоретический и практический характер.
Новизна нашей работы состоит в том, что:
- мы сравним прошлое и настоящее, проведем между ними параллель;
- раскроем специфику исследуемого понятия.
Следует отметить, что в изученной нами литературе подобного подхода к страшилкам не было.
Введение
Современный жанр – детские страшилки.
Детские страшилки: исторические «корни».
Страшилки наших родителей.
Заключение
Список литературы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Юдихинская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Исследовательская работа
«Детская страшилка как форма устного народного творчества»
Выполнила: Полякова Виктория, ученица 5 класса
Руководитель: Поталюк Д.А., учитель русского языка и литературы |
С. Юдиха, 2015
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Приложение № 3.
Введение
Детским фольклором принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и составленные самими детьми. К детскому фольклору относятся колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки и заклички, дразнилки, считалки, и др.
Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, «садистские стишки», переделки-пародии, «вызывания» и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна. Изменившиеся условия жизни, воспитания, даже самих обычаев укачивания ребёнка – причины забвения старых колыбельных песен. В то же время, несмотря на это, определённая потребность в жанре остаётся.
Страшилки возникли давно. Историческими корнями они уходят в язычество.
Тема нашей работы звучит следующим образом: «Детская страшилка как форма устного народного творчества».
В соответствии с выбранной нами темой работа будет носить теоретический и практический характер.
Новизна нашей работы состоит в том, что:
- мы сравним прошлое и настоящее, проведем между ними параллель;
- раскроем
специфику исследуемого
Следует отметить, что в изученной нами литературе подобного подхода к страшилкам не было.
Предмет исследования – детские фольклорные произведения и прозаические страшилки.
Цель работы – выявить исторические «корни» страшилок, найти и определить связь сегодняшних произведений детской литературы с устным народным творчеством.
В соответствии с целью мы определи следующие задачи работы:
- проанализировать
имеющуюся научную и
- конкретизировать основные понятия, связанные с детским фольклором;
- сравнить современные детские страшилки.
Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки. Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых — испугать слушателя. По мнению исследовательниц этого жанра О. Гречиной и М. Осориной, «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка» [1, с.41].
Страшилки в описанной форме, по-видимому, получили распространение в 70-х годах XX века. Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». [7, с.2]. Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (выпуски новостей, различные газетные публикации, многочисленные фильмы ужасов). По мнению, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций. [6, с.15].
Проанализировав ряд страшилок, собранных в книге Эдуарда Успенского «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы», мы пришли к следующим выводам. Главным героем страшилок является подросток, который сталкивается с «предметом-вредителем» (пятно, занавески, колготки, гроб на колёсиках, пианино, телевизор, радио, пластинка, автобус, трамвай). В этих предметах особую роль играет цвет: белый, красный, жёлтый, зеленый, голубой, синий, чёрный. Герой, как правило, неоднократно получает предупреждение о грозящей от предмета-вредителя беде, но не хочет (или не может) от него избавиться. Его смерть чаще всего происходит от удушения. Помощником героя оказывается милиционер. Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания — как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых. По мнению фольклориста М.Ю. Новицкой, включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. Сначала, лет в 5—6, ребенок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12—13 лет уже перестают воспринимать их всерьез, и все большее распространение получают различные пародийные формы. [4, с.23].
Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным. См. Приложение № 1.
Психологи считают, что для нормального развития ребенка ему нужны иногда такие душевные встряски. При этом важно, чтобы он чувствовал, что с ним ничего не случится, что он в полной безопасности.
Страшилки - одна из форм детского фольклора, мостик во взрослый мир, где много серьезных опасностей и где бесполезно предаваться страху и слушать советы умного «дяди», а нужно держать себя в руках и относиться к жизни разумно, спокойно и весело.
По определению М.В. Осориной, «детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности» [6 с.46].
Передача
всего богатства содержания детской субкультуры
происходит непосредственно «из уст в
уста» в условиях неформального общения
на игровых площадках, в летних лагерях,
санаториях, больницах. Лишь к концу периода
детства, наряду с устными, появляются
письменные тексты - песенники, девичьи
альбомы, "гадалки", сборники анекдотов.
Изменение содержания
и форм детского фольклора можно проследить
на примере страшилки. В российской культуре
пестования (нянченья) маленьких
детей существуют традиционные малые
стихотворно-двигательные формы общения
и игрового взаимодействия - "пугалки",
типа:
"Идет
коза рогатая
За малыми ребятами,
Кто кашку не ест,
Того - забодает!"
Когда взрослый изображает "козу" и округляет "страшные" глаза, ребенок настораживается и даже пугается, но затем весело смеется, и к этому смеху присоединяется взрослый.
В два - пять лет пугалки становятся более энергичными и сопровождаются сильным подбрасыванием ребенка на коленях («Поехали к бабке на хромой лошадке, лошадке, лошадке. По ровной дорожке на одной ножке...По кочкам! По кочкам! И... в яму - бух!»). Взрослый сначала плавно покачивает малыша, потом подбрасывает, а в конце, - раздвигает колени и малыш как бы падает в «яму», что вызывает сначала страх падения, а затем бурную радость от благополучного «приземления».
В
более позднем - дошкольном и младшем
школьном возрасте страшилки
получают развитие в
В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., и все это является некоторыми аналогами переживания высокой трагедии, страха, но «не до смерти». «Для ребенка прохождение через испытание страшилкой (как правило, дети ее рассказывают в темной комнате поздно вечером «замогильным» голосом) сродни архаическому обряду инициации и переходу на более высокую возрастную ступень». [5, с.10].
Вообще, прозаические страшилки возникли давно, а начиная с 80-х гг. ХХв. вдруг быстро распространился новый вид, близкий к страшилкам, но и отличающийся от них. Это коротенькие стихотворения, повествующие о страшных и очень жестоких историях. Ученые назвали их садистскими стишками (от слова «садизм»-жестокость). [4, с.22] Можно еще назвать это черным юмором. См. Приложение № 2.
Чудовищное сочетание страшного и смешного
в этих стишках, кощунственное обращение
подростков к запретным темам и нарушение
нравственных норм в словесной форме обеспечивает
переживание «радостного ужаса». «Определенная
поэтизация жестокости в подростковой
среде, когда «совесть отступает перед
блеском остроумия», создает парадоксальную
логику «антимира», создаваемого в детской
субкультуре сегодня».[4,с.24]
Детский
фольклор - часть народной культуры. Это
живая традиция. Детский фольклор распространен
повсеместно. На всей территории большой
страны, в каждом дворе и школе можно встретить
те же жанры, тексты. С их помощью знакомые
и незнакомые дети быстро находят общий
язык, темы для разговоров, улаживают взаимоотношения.
Почти все дети - носители этой традиции,
знатоки детского фольклора. Они же и его
активные создатели.
Дети растут быстро. На место повзрослевших приходят новые поколения детей. А жанры, тексты детского фольклора, игры, шалости живут долго, многие десятилетия. Прочность традиции тем более удивительна, что дети единственные в современном обществе передают свою культуру старинным способом – «из уст в уста», «делай, как я».
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Устную традицию дети лучше всего узнают к 10-12 годам, она еще занимает и увлекает их. Подростки лет с 13 уже порывают с миром детства, ориентируются на нормы поведения своих более старших товарищей, воспринимая и их фольклор. Младшие подростки (10-12 лет) не потеряли интерес к своей мифологии, а их юмор почти всегда еще отражает именно детские понятия и представления. В дальнейшем жанры детского фольклора перерождаются в нечто иное, то, что живет и в фольклоре взрослых. [3, с.5].
Образы народной мифологии занимают в рассказах гораздо большее место, чем бандиты, шпионы и подобное. Носителями зла часто выступают родители, как и в «садистских куплетах».
Возможно, жанр устного юмористического рассказа, процветающий в детской среде, возник на стыке (при взаимовлиянии) анекдота, небылицы, сказки. Автором первого, ставшего классическим текста «садистского куплета» был ленинградский детский поэт Олег Григорьев.
Войдя в издавна существующую традицию черного юмора, этот текст вызвал к жизни десятки, если не сотни, аналогичных. Черный юмор всегда привлекал детей, и в их репертуаре такие произведения были. Например, гимназический анекдот 1910-х г.г.:
"Сережа пришел с экзамена?
Информация о работе Детская страшилка как форма устного народного творчества