Детская страшилка как форма устного народного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 12:22, реферат

Описание работы

Тема нашей работы звучит следующим образом: «Детская страшилка как форма устного народного творчества».
В соответствии с выбранной нами темой работа будет носить теоретический и практический характер.
Новизна нашей работы состоит в том, что:
- мы сравним прошлое и настоящее, проведем между ними параллель;
- раскроем специфику исследуемого понятия.
Следует отметить, что в изученной нами литературе подобного подхода к страшилкам не было.

Содержание работы

Введение
Современный жанр – детские страшилки.
Детские страшилки: исторические «корни».
Страшилки наших родителей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Исследовательская работа Детские страшилки.docx

— 33.47 Кб (Скачать файл)
  • Да.
  • -А где он?
  • В гостиной висит".   [2, с.67].           

Сегодня «садистские куплеты» теряют былую популярность, пик которой пришелся на начало 1980-х. Их существование поддерживается отчасти за счет смены героев, увеличением традиционных дву - и четверостиший до четырех, шести и восьми строк. К «классическим» строкам добавляются новые. В общем, жанр пережил время своей всеобщей популярности и живет обыкновенной фольклорной жизнью, меняясь и забываясь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Страшилки наших родителей

Наши родители тоже когда-то были маленькими... Я очень люблю, когда моя мама рассказывает мне о своём детстве. Особенно интересны воспоминания мамы о пионерском лагере.

После отбоя в лагере мало кто сразу укладывался. Пионеры — наши родители — дрались подушками, прыгали по кроватям, в общем, делали всё, что угодно, лишь бы не спать. А когда уставали, но сон всё никак не приходил, ребята начинали рассказывать страшилки. Именно в такие летние ночи в комнатах можно было услышать истории про Гроб на колёсиках, Чёрную Руку, Красное Пианино и другие ужасы. Ребята дрожали от страха, но никто не признавался, что ему страшно.

Эти истории — детские страшилки — заинтересовали меня. Я попыталась узнать о них подробнее и постараюсь поделиться своими изысканиями с вами.

Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. Приводим примеры нескольких страшилок из детства моих родителей. См. Приложение № 3.

Чувство страха — это особенность детской психики. Учёные считают, что слушая подобные «произведения», дети так своеобразно тренируются изживать свои страхи.

Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх.

Эффект усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в отличие от фильма ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его собственные, индивидуальные страхи.

Заключение

 

В данной работе перед нами стояла цель - выявить исторические "корни" страшилок, найти и определить связь сегодняшних произведений детской литературы с устным народным творчеством.

Мы проанализировали образцы детского фольклора, сравнили их и пришли к заключению:

- страшилки  - фольклорная традиция, вобравшая  в себя социальный и интеллектуальный  опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку готовые  способы решения жизненных проблем  в детском сообществе, приобретение  психологической независимости  от взрослых и отстаивание  своей позиции.

- детские  страшилки появились под влиянием  различных социальных и возрастных  групп, их фольклора, массовой культуры, бытующих представлений и т.д.

Дальнейшая научно-практическая работа в направлении изучения детских страшилок как формы устного народного творчества представляется особенно интересной. В дальнейшем планируется изучить наследие детского фольклора через преемственность поколений.

Представленные материалы и результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях при проведении уроков, внеурочной и досуговой деятельности детей. 

 

Список литературы

 

  1. Гречина О.Н., Осорина М.В. «Современная фольклорная проза детей»- Л.: Наука, 1981.
  2. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. М., 1996
  3. Методология и методы педагогических исследований: Учебно-методическое пособие/ сост. Э.В. Андреева; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004
  4. Новицкая М.Ю. Русский детский игровой фольклор. С.-Пб., 1997

Интернет – ресурсы:

 5. Гречина О.Н. Русский  детский фольклор // http://sv-scena.ru/Russkijj-detskijj-foljklor-uchebnoe-posobie.t7947.html

6. Осорина М.В. Секретный мир  детей в пространстве мира  взрослых // http://modernlib.ru/books/mariya_osorina/sekretniy_mir_detey_v_prostranstve_mira_vzroslih/read/

7. Трыкова О.Ю. http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=41390

8. Успенский Эдуард. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы //

http://modernlib.ru/books/uspenskiy_eduard_nikolaevich/krasnaya_ruka_chernaya_prostinya_zelenie_palci/read


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

«Антистрашилки»

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!

***

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: «Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!» Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: «Мы передавали русские народные сказки».

(Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. М., 1996)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Садистские стишки

Двое влюбленных лежали во ржи.

Тихо комбайн стоя у межи.

Тихо завелся и тихо пошел.

Кто-то в батоне ухо нашел.

***

Недолго мучалась старушка

В высоковольтных проводах,

Ее обугленная тушка

Пугала птичек в небесах.

***

Дети в подвале играли в гестапо -

Зверски замучен сантехник Потапов.

Девочка Таня купаться пошла,

В среду нырнула, в субботу всплыла.

 

(Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. М., 1996)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

Страшилки из детства моих родителей.

Чёрный Город

Это было давно.

На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет...

— ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!

***

Синяя Перчатка

Жила-была Синяя Перчатка. Все её боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. Однажды шла по улице девочка — а была эта улица тёмная-претёмная — и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает Синяя Перчатка. Девочка испугалась и побежала домой, а за ней Синяя Перчатка. Девочка вбежала в подъезд, а Синяя Перчатка за ней, поднялась на свой этаж, а Синяя Перчатка — за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял. Но девочка открыла дверь, вбежала домой. Вдруг — стук в дверь. Девочка открывает дверь, а там — СИНЯЯ ПЕРЧАТКА!

(Последняя  фраза сопровождалась обычно  резким движением руки в сторону  слушающего).


Информация о работе Детская страшилка как форма устного народного творчества