Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 12:22, реферат
Тема нашей работы звучит следующим образом: «Детская страшилка как форма устного народного творчества».
В соответствии с выбранной нами темой работа будет носить теоретический и практический характер.
Новизна нашей работы состоит в том, что:
- мы сравним прошлое и настоящее, проведем между ними параллель;
- раскроем специфику исследуемого понятия.
Следует отметить, что в изученной нами литературе подобного подхода к страшилкам не было.
Введение
Современный жанр – детские страшилки.
Детские страшилки: исторические «корни».
Страшилки наших родителей.
Заключение
Список литературы
Сегодня «садистские куплеты» теряют былую популярность, пик которой пришелся на начало 1980-х. Их существование поддерживается отчасти за счет смены героев, увеличением традиционных дву - и четверостиший до четырех, шести и восьми строк. К «классическим» строкам добавляются новые. В общем, жанр пережил время своей всеобщей популярности и живет обыкновенной фольклорной жизнью, меняясь и забываясь.
Наши родители тоже когда-то были маленькими... Я очень люблю, когда моя мама рассказывает мне о своём детстве. Особенно интересны воспоминания мамы о пионерском лагере.
После отбоя в лагере мало кто сразу укладывался. Пионеры — наши родители — дрались подушками, прыгали по кроватям, в общем, делали всё, что угодно, лишь бы не спать. А когда уставали, но сон всё никак не приходил, ребята начинали рассказывать страшилки. Именно в такие летние ночи в комнатах можно было услышать истории про Гроб на колёсиках, Чёрную Руку, Красное Пианино и другие ужасы. Ребята дрожали от страха, но никто не признавался, что ему страшно.
Эти истории — детские страшилки — заинтересовали меня. Я попыталась узнать о них подробнее и постараюсь поделиться своими изысканиями с вами.
Рассказ-страшилка состоит из нескольких предложений; по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. Приводим примеры нескольких страшилок из детства моих родителей. См. Приложение № 3.
Чувство страха — это особенность детской психики. Учёные считают, что слушая подобные «произведения», дети так своеобразно тренируются изживать свои страхи.
Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх.
Эффект усиливается тем, что слушающий включает собственную фантазию и, в отличие от фильма ужасов, не может видеть, а лишь представляет картины в самом ужасном виде, в том виде, который наиболее страшен лично для него, воплощает его собственные, индивидуальные страхи.
Заключение
В данной работе перед нами стояла цель - выявить исторические "корни" страшилок, найти и определить связь сегодняшних произведений детской литературы с устным народным творчеством.
Мы проанализировали образцы детского фольклора, сравнили их и пришли к заключению:
- страшилки
- фольклорная традиция, вобравшая
в себя социальный и
- детские
страшилки появились под
Дальнейшая научно-практическая работа в направлении изучения детских страшилок как формы устного народного творчества представляется особенно интересной. В дальнейшем планируется изучить наследие детского фольклора через преемственность поколений.
Представленные материалы и результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях при проведении уроков, внеурочной и досуговой деятельности детей.
Список литературы
Интернет – ресурсы:
5. Гречина О.Н. Русский детский
фольклор // http://sv-scena.ru/Russkijj-
6. Осорина М.В. Секретный мир
детей в пространстве мира
взрослых // http://modernlib.ru/books/
8. Успенский Эдуард. Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы //
Приложение № 1.
«Антистрашилки»
Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: «ХЛЕБ»!
***
Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: «Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!» Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: «Мы передавали русские народные сказки».
(Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. М., 1996)
Приложение № 2.
Садистские стишки
Двое влюбленных лежали во ржи.
Тихо комбайн стоя у межи.
Тихо завелся и тихо пошел.
Кто-то в батоне ухо нашел.
***
Недолго мучалась старушка
В высоковольтных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.
***
Дети в подвале играли в гестапо -
Зверски замучен сантехник Потапов.
Девочка Таня купаться пошла,
В среду нырнула, в субботу всплыла.
(Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. М., 1996)
Приложение № 3.
Страшилки из детства моих родителей.
Чёрный Город
Это было давно.
На одной чёрной-чёрной планете был чёрный-чёрный город. В этом чёрном-чёрном городе был большой чёрный парк. Посреди этого чёрного-чёрного парка стоял большой чёрный дуб. В этом большом чёрном дубе было чёрное-чёрное дупло. В нём сидел страшный большой скелет...
— ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!
***
Синяя Перчатка
Жила-была Синяя Перчатка. Все её боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. Однажды шла по улице девочка — а была эта улица тёмная-претёмная — и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает Синяя Перчатка. Девочка испугалась и побежала домой, а за ней Синяя Перчатка. Девочка вбежала в подъезд, а Синяя Перчатка за ней, поднялась на свой этаж, а Синяя Перчатка — за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял. Но девочка открыла дверь, вбежала домой. Вдруг — стук в дверь. Девочка открывает дверь, а там — СИНЯЯ ПЕРЧАТКА!
(Последняя
фраза сопровождалась обычно
резким движением руки в
Информация о работе Детская страшилка как форма устного народного творчества