Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 01:02, курсовая работа
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Пояснительная записка…………………………………………………………...
Дидактическое пособие по теме «Зима» для развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………….......................
Список используемых источников………
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….
Дидактическое пособие по теме «Зима» для развития речи детей
дошкольного возраста…………………………………………….....
Список используемых источников………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Обозначения и сокращения
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт
ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ д/с – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад
Пояснительная записка
чтобы пользоваться им.»
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием .
Развитие речи у ребенка подчинено
определенным закономерностям. Существует
специфический возрастной период ее развития
– первые три года. По истечении этой стадии
процесс слухо-речевого развития и обучения
замедляется и требует больших усилий. В целом, ребенок
проходит три этапа становления речи:
подготовительный или дофонемный – от
рождения до 1,5 – 2 лет, этап самостоятельной
речи – 1,5-2 до 7 лет и этап систематического
обучения и развития речи – школьный период.
Наблюдая за тем, как происходит
процесс овладения речью, можно заметить,
что дни и недели проходят, а изменения
лингвистических способностей почти незаметны.
Прогресс только кажется медленным, на
самом деле происходит нечто поразительное.
С очень небольшими инструкциями, а часто
и вообще без них, дети к 10-летнему возрасту
имплицитно достигают того, что поколения
лингвистов со степенью доктора философии
не могут достигнуть эксплицитно. Они
усваивают все значительные правила языка
с тонкими взаимодействиями между ними.
Ни один лингвист за всю свою жизнь не
смог описать грамматику какого-либо языка
так, чтобы охватить все грамматические
типы предложений. Однако же все мы, будучи
детьми, усваиваем такую грамматику.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
В ФГОС-е содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности".Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
В теории дошкольного воспитания
вопросы восприятия фольклора в разных
аспектах рассматривались исследователями
и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица,
Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина,
Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая,
Н.Ф.Самсонюк и другие). Эти исследователи
отмечают большой интерес детей к произведениям
устного народного творчества.
Под влиянием разнообразных
жанров устного народного творчества
происходит нравственно-эстетическое
развитие детей, формируются разнообразные
нравственные качества, понятия о нормах
поведения в семье, обществе (С.А.Газиева,
Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова),
осуществляется закладка основ для развития
у дошкольников патриотических чувств
(Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).
Произведения народного
творчества оказывают громадное
влияние на эстетическое воспитание детей
дошкольного возраста -Г.Гучене. Выявлены возможности
формирования творческих умений в процессе
освоения художественных речевых образов
произведений фольклора - О.Н.Сомкова.
Цель проекта: Создание дидактического пособия по теме «Зима» для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1.Изучить теоретические
источники по проблеме развития речи детей
дошкольного возраста.
2.Проанализировать
дидактические пособия и дидактический
материал, используемые в МБ ДОУ д/с
№14 «Колокольчик» корпус «Солнышко»,
для развития речи детей по теме «Зима».
3.Подобрать дидактические
материалы и структурировать пособие
для развития речи детей по теме «Зима».
4.Оформить наработанные
материалы и подготовить курсовой проект
к защите.
Этапы работы
над проектом:
1.Аналитический (февраль-
март)– Анализ изучения литературы и анализ
дидактических пособий в ДОУ.
2.Конструктивный(март-
апрель)– Подбор дидактического материала
и создание пособия по теме «Зима»
для развития речи детей дошкольного возраста.
3.Оформительско-
Проект разработан на основании следующих нормативно- правовых документов:
1.ФГОС дошкольного образования.
2.Программа «Детство» под редакцией В.И.Логиновой.
Дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Колокольчик», корпус «Солнышко» работают по программе «Детство». Задачи по развитию речи:
1.
2.
3.
Проанализировав дидактические пособия в д/с №14 «Колокольчик», корпус «Солнышко», в средней группе мы отметили наличие следующих дидактических пособий:
1.Картотека загадок.
2. Картотека лексико-грамматических игр.
3. Картотека картинок.
4. Картотека дидактических игр.
5.Картотека сказок и рассказов.
6. Картотека пословиц и поговорок.
7. Картотека физкультминуток и пальчиковых гимнастик.
Анализ дидактических пособий по развитию речи показал, что в данных дидактических материалах не достаточно информации по теме «Зима».
В беседе с воспитателем было выявлено, что не достаточно следующих дидактических материалов по теме «Зима»:
-дидактические игры,
-сказки,
-дыхательные и артикуляционные гимнастики,
- физкультминутки,
-рассказы,
-пословицы и поговорки,
-игры на развитие фонематического восприятия.
Предлагаемое дидактическое пособие по теме «Зима» для развития речи детей дошкольного возраста имеет следующую структуру:
- картинки, пейзажи;
- словарь;
-пословицы, поговорки;
- загадки,
-стихотворения;
- рассказы и сказки;
-лексико-грамматические игры ;
-игры на развитие фонематического восприятия;
-физкультминутки и пальчиковые гимнастики;
- дыхательная и артикуляционная гимнастики.
Мы предполагаем, что при использовании дидактических материалов пособия у ребенка сформируются целостные, системные представления о русской грамматике, улучшится грамматический строй речи; сформируется мышление, связная речь, воображение и обогатится словарь.
Дидактические материалы данного пособия можно использовать педагогами на занятиях и в свободной деятельности, а также в работе с родителями при изучении данной темы.
Дидактическое пособие по теме «Зима» для развития речи детей дошкольного возраста
1.Картинный материал
2.Предметный словарь
Существительные:
зима, снег, ветер, небо, лед, картина, снеговик, снежки, кормушка, снежинка, мороз, сугробы, снежная баба, горка, крепость, коньки, лыжи, санки, ледянка, снегокат, хоккей, холод, узор.
Прилагательные:
Снежная, морозная, холодная, белый, пушистый,
лёгкий, холодный, липкий, красивые, узорчатые,
гладкий, скользкий, прозрачный, хрупкий.
Глаголы:
Падает, кружится, намело,
замерзает, лепят, катаются, играют, бегают,
бросают, резвятся.
3. Пословицы и поговорки
«Декабрь - шапка зимы.»
«Месяц январь - зимы государ».
«У февраля два друга — метель и вьюга»
«Много снега - много хлеба»
«Зимою день темен, да ночь светла»
«Летом не припасешь, зимой не принесешь»
«Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет»
«Где придется зимовать, там и на печи лежать»
«Зимой съел бы грибок, да снег глубок»
«В теплой зимней шубке и морозы как шутка»
«Мороз не велик, да стоять не
велит».
«Мороз ленивого за нос хватает.»
«Хороший снежок урожай сбережет.»
«Зима снежная, лето дождливое.»
«От первого снега до санного пути шесть
недель».
«Первый осенний снег с бураном - зима
еще не стала»
«Дневной снег не лежит, первый снег выпадает
ночью»
«В зимний холод всякий молод»
«День дню рознь: нынче тепло, а завтра
мороз».
«Зима лето пугает, да все равно тает» .
«Зима спросит, что летом припасено».
«Зиме да лету союза нету».
«Зимой без шубы не стыдно, а холодно».
«Солнце на лето, зима на мороз».
«Много снега - много хлеба».
«Снега надует - хлеба прибудет».
«Новый год - к весне поворот».
«Январь - году начало, зиме – середина».
«С января солнце на лето поворачивает,
а зима - на мороз».
«У печи всегда лето красное».
«Февраль зиму выдувает, а март ломает».
«Году начало - зиме середина».
«Вьюги да метели под февраль полетели».
«В рукавицу ветра не изловишь».
«Шубе верь, а погоде не верь».
«Два друга: мороз да вьюга».
«Береги нос в большой мороз».
«Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет».
«Спасибо, мороз, что снегу нанес».
«Береги нос в большой мороз».
«Солнце на лето, зима на мороз».
«Как февраль ни злись, как тот март ни
хмурься, а весною пахнет».
«Первая пороша на санный путь».
«Первая ласточка не делает весны».
«Ранние ласточки к счастливому году».
«На выдумку природа таровата».
«Преобразуем природу на счастье народу».
«Мы науки уважаем, значит будем с урожаем».
«В одну ночь зима становится»