Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 01:02, курсовая работа
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Пояснительная записка…………………………………………………………...
Дидактическое пособие по теме «Зима» для развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………….......................
Список используемых источников………
4.Загадки
***
Не колючий, светло-синий
По кустам развешен ...( Иней)
***
Морковка бела, всю зиму росла.
Солнышко пригрело - всю морковку съело.(Сосулька)
***
Без крыльев, а летит,
Без корней, а растет.(Снег)
***
Выгляну в оконце,
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.(Снег)
***
Все резные, кружевные –
лёгкие пушинки
С неба прилетели к нам
Белые …(Снежинки)
* * *
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа. (Лед)
* * *
Лежит, лежит, да в речку побежит. (Снег)
* * *
Гуляет в поле, а не на коне, летает высоко, а не птица. (Метель)
* * *
Пеленает снегом ель
С песней грустною ...(Метель)
* * *
Хоть и отдых у ребят,
По домам они сидят.
За окошком минус тридцать.
Я пришёл к Зиме-сестрице.
Льдом сковал и пруд, и речку,
А кота загнал на печку.(Мороз)
* * *
У метели есть подруга,
Звать подружку эту ... (Вьюга)
* * *
Солнце скроет, с ветром воет,
Небо синее закроет
И поземкой стелется
Зимняя ...(Метелица)
5.Стихотворения
6. Рассказы, сказкиЗимой Автор: И. Соколов-Микитов Протянулся
через дорогу и скрылся в густом ельничке
разгонистый заячий след. Лисий, строченый.
лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги.
Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый
хвост, быстро взмахнула на зеленую елку. На Ленинских горахАвтор: А. Малеинов Папа
и мама в воскресенье взяли лыжи, я - санки,
и мы пошли на Ленинские горы. С Ленинских
гор всю Москву видно и наш дом тоже. Русские народные сказки Два мороза Гуляли по полю два мороза, два родных брата — мороз Синий-нос и мороз Красный-нос. Гуляют-погуливают морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая, светлая. Просторно морозам на воле. А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили и давай по крышам стрелять! — Эге, — говорит мороз Синий-нос,— все попрятались, боятся на двор вылезть. — Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху,— отвечает мороз Красный-нос. Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается. — Погоди-ка, брат,— сказал мороз Красный-нос.— Давай побежим с тобой на дорогу в поле. И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают. Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою. В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит. — Ну, погодите-ка,— говорит мороз Синий-нос.— Ты беги за мужиком, а я за паном. И побежали они путников морозить. Долго бежал мороз Синий-нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А мороз Синий-нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил. А мороз Красный-нос догнал селянина и давай его морозить. — Эге, мороз не шутит,— говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало. — Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь. Заехал человек в лес. А мороз Красный-нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать. Сделал кожух белым как снег. Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз. — Эге, братец, да ты здесь? Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил мороз Красный-нос и прямо в лес. Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может. Зимовье зверей А.Н. Афанасьев Шел бык лесом; попадается ему навстречу баран. «Куды, баран, идешь?» — спросил бык. «От зимы лета ищу», — говорит баран. «Пойдем со мною!» Вот пошли вместе; попадается им навстречу свинья. «Куды, свинья, идешь?» — спросил бык. «От зимы лета ищу», — отвечает свинья. «Иди с нами!» Пошли втроем дальше; навстречу им попадается гусь. «Куды, гусь, идешь?» — спросил бык. «От зимы лета ищу», — отвечает гусь. «Ну, иди за нами!» Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух. «Куды, петух, идешь?» — спросил бык. «От зимы лета ищу», — отвечает петух. «Иди за нами!» Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя: «Как же, братцы-товарищи? Время приходит холодное: где тепла искать?» Бык и сказывает: «Ну, давайте избу строить; а то и впрямь зимою позамерзнем». Баран говорит: «У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так прозимую». Свинья говорит: «А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюся в землю и без избы прозимую». Гусь говорит: «А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденуся, — меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую». Петух говорит: «И я тож!» Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать. «Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить». Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего — приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!» — «А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твоей избы бревно; тебе же будет холоднее». Бык думал-думал: «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит», — и пустил барана. Вот и свинья прозябла, пришла к быку: - 78 - «Пусти, брат, погреться». — «Нет, не пущу; ты в землю зароешься, и так прозимуешь!» — «А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню». Делать нечего, надо пустить; пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух: «Пусти, брат, к себе погреться». — «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так прозимуете!» — «А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю; тебе же холоднее будет». — «Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на верх1 всю землю с потолка сгребу; тебе же холоднее будет». Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха. Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и зачал песенки распевать. Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: «Ну, любезные куманьки, я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, быка; для тебя, волк, барана; а для себя петуха». — «Хорошо, кумушка, — говорят медведь и волк, — мы твоих услуг никогда не забудем! Пойдем же, приколем да поедим!» Лиса привела их к избушке. «Кум, — говорит она медведю, — отворяй дверь, я наперед пойду, петуха съем». Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал ее и тотчас прижал к стене рогами, а баран зачал осаживать по бокам; из лисы и дух вон. «Что она там долго с петухом не может управиться? — говорит волк. — Отпирай, брат Михайло Иванович! Я пойду». — «Ну, ступай». Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку. Бык и его прижал к стене рогами, а баран ну осаживать по бокам, и так его приняли, что волк и дышать перестал. Вот медведь ждал-ждал: «Что он до сих пор не может управиться с бараном! Дай я пойду». Вошел в избушку; а бык да баран и его так же приняли. Насилу вон вырвался, и пустился бежать без оглядки Девочка СнегурочкаДаль В. Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит: — А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая! Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит: — Что ж будешь делать — нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Вот старики обрадовались, вынули ее,
да ну старуха скорее шить да кроить, а
старик, завернув Снегурочку в полотенечко,
стал ее нянчить и пестовать: Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают. Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать: — Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться! Жучка, весь день за стариком в лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал. — Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься! Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да девочка Снегурочка. Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочку они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок. Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голос подают. Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ay! Ay!» Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся: — О чем, девица, о чем, красная? — Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули! — Слезай,— сказал медведь,— я тебя домой доведу! — Нет, медведь, — отвечала девочка Снегурочка, — я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня! Медведь ушел. Бежит серый волк: — Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь? — Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули! — Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому! — Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня! Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна: — Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь? — Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули! — Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу! — Нет, лиса, льстивы слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой! Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет. — Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала: — Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой, Жучка, пойду! Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова! Снегурочка с дерева слезла, Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой. Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет. Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается. Пришли они домой; старики с радости заплакали.
Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем
накрыли: Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили. |
7. Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"
1. «Что бывает зимой?»
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень» .
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
2. «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
3. «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.
4. «Назови ласково» (с существительными данной темы)
снег - снежок
сосулька - сосулечка санки - саночки
горка - горочка
5. "Сделай снеговика"
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
7.Физкультминутки
зима краска зимы Хлопья белые Только, зимушка, ребят 1. Мы на лыжах в лес идем, 2. Вот студеною зимой Но утихла злая вьюга, |
5. Снег Как на горке снег, снег, 6. В лесу Весь засыпан снегом лес. 7. Во дворе Раз, два, раз, два- 3. На дворе у нас
мороз. Как на сказочной картинке.
4. Зимушка-зима Здравствуй Зимушка-зима!
|
6.Пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре,
Мы во двор пришли
гулять.
Бабу снежную
лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом
А еще в снегу
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим.
Два поймаем.
Три уроним
И сломаем.
7. Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Ветряная мельница
Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок.
Литература
1.http://mdou171.edu.yar.ru/
2.http://nsportal.ru/detskiy-
3.http://dohcolonoc.ru/cons/
4.http://www.bibliofond.ru/
Приложение
Структура речи
В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: "стул" - значит, "посади на стул", "придвинь стул" и т. д.; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Потом между 1,5 и 2 годами у ребёнка появляются ᴨȇрвые не однословные предложения (из 2 - 3 слов); они представляют собой сначала как бы цепь однословных предложений. Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложения: ребёнок ᴨȇреходит к флексийной речи.
Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развитии ребёнка; вᴨȇрвые прокладывается путь к отражению отношений - основного содержания мышления. Первые флексийные формы и различные способы сложных словообразований ребёнок приобретает от окружающих, усваивая их тогда, когда его развитие подготовлено к этому. Но ребёнок не ограничивается только механическим закреплением тех словообразований и словоизменений, которым его научили взрослые. На тех конкретных словоизменениях, которым его обучают взрослые, он овладевает практически некоторой совокупностью формообразований как способов оᴨȇрирования словами. Пользуясь ими, ребёнок затем самостоятельно образует словоизменения, не полученные им непосредственно путём обучения; на основе обучения совершается процесс формирования, подлинного речевого развития ребёнка.
Своеобразные словообразования и словоизменения, в большом количестве встречающиеся у ребёнка 2 - 5 лет, служат ярким тому доказательством.
В ᴨȇрвый ᴨȇриод появления предложений (2 - 2,5 года) речь ребёнка представляет собой простое рядоположение главных предложений; придаточные предложения отсутствуют: ребёнок овладел лишь формой паратаксиса (форма главного предложения). Главные предложения не связаны или очень слабо связаны такими союзами, как "и", "и вот", "и ещё". Затем, примерно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения - гипотаксис. Это значит, что в речи ребёнка устанавливаются отношения подчинения (между главным и придаточным предложениями) и соподчинения (между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи усложняется, выделяются отдельные, относительно самостоятельные части речи, которые связываются между собой различными отношениями - пространственными, временными. Около 3 лет появляются обычно ᴨȇрвые "почему", выражающие причинные отношения.
В дошкольном возрасте развитие формальной структуры, грамматических форм речи часто оᴨȇрежает развитие мышления. Между речевой формой и её мыслительным содержанием, между внешней и внутренней, смысловой, стороной речи у детей часто существует расхождение; ᴨȇрвая оᴨȇрежает вторую. В связи с этим их нельзя отождествлять: наличие у ребёнка определённых речевых форм ещё не означает, что он осознал и то мыслительное содержание, для выражения которого они служат; наличие слова или термина не гарантирует его понимания. В связи с этим существенная задача психологического исследования заключается в том, чтобы проследить, как совершается усвоение смыслового содержания тех речевых форм, которые ребёнок усваивает в процессе обучения.
Определённый уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребёнка. Но речь в свою очередь оказывает определённое влияние на умственное развитие ребёнка, включаясь в процесс формирования его мышления.
Тезаурус
Загадка — метафорическое выра
Стих - стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях: художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.); трока стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.