Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:25, статья
Династия Юань длилась всего около 80 лет и пала из-за многочисленных восстаний. В эпоху Мин происходит изолирование Китая от внешнего мира, выдвигается лозунг «на подражание», и как следствие, Китай отстает от европейских держав. Сущность "политики подражания" заключалась в подражании древности. Ничего нового достигнуто не было. Все традиционные формы искусства были законсервированы и стали привилегиями только ученых.
Династия Юань длилась всего около 80 лет и пала из-за
многочисленных восстаний. В эпоху Мин происходит
изолирование Китая от внешнего мира,
выдвигается лозунг «на подражание», и
как следствие, Китай отстает от европейских
держав. Сущность "политики подражания"
заключалась в подражании древности. Ничего
нового достигнуто не было. Все традиционные
формы искусства были законсервированы
и стали привилегиями только ученых.
В области литературы эпоха Мин дала нам прозаический
роман. Не очень быстрыми темпами развивалась
поэзия, в основном пейзажная и любовная. Хуабэнь стали переписываться
на полуразговорный/
Некоторые популярные литературные
приемы в романах:
1. Обрисовка характеров
Герои подобны сказочным, могли совершать
подвиги и чудеса.
2. Особое внимание – к психологическому
портрету героев.
Самые известные романы:
«Троецарствие»
«Речные заводи»
«Сон в красном тереме»
«Путешествие на запад»
Роман стал величайшим литературным достижением эпохи Мин. Минские романы
впервые были написаны на разговорном
«байхуа», а не на классическом «вэньяне»,
к тому времени уже давно мертвом языке.
В старую литературу на «байхуа» входят
почти только одни романы. Почти все они
были написаны при династии Мин.
Официальный мир с большим презрением относился
к этим произведениям, отчасти из-за
разговорного языка, на котором они были
написаны, отчасти из-за их вымышленного
сюжета. Ни один ученый не мог позволить
себе писать или даже читать его. Даже
детям запрещалось читать подобную литературу.
Об авторах многих известных романах мы
почти ничего не знаем. Хотя они были учеными
и великими писателями, но обычно писали
под псевдонимами или вообще публиковали
свои произведения анонимно. В императорском
Китае роман литературой не считался,
ему нельзя было посвятить ни исследование,
ни критического очерка.
Сейчас уже можно проследить происхождение
и развитие романа, равно как и оказанное
им воздействие на национальную культуру
Китая. Хотя в собственном смысле «романы»,
написанные живым языком и насчитывавшие
до ста глав появилась лишь при Мин, однако
художественная проза существовала и
прежде. Знаменитые новеллы танской
династии, создававшиеся учеными в
изысканном классическом стиле, рассказывали
о легендарных героях или об отдельных
эпизодах истории.
Уличные рассказчики являлись
едва ли не самыми традиционными действующими
лицами повседневной жизни Китая в течение
тысячелетий. При сунской династии простые
люди с большим интересом слушали истории
и легенды. Со временем рассказчиков становилось
все больше , их жизнь - лучше. Узловые моменты
истории были записаны на разговорном
языке как «либретто» для рассказчиков.
Они назывались «хуабэнь» и были подлинными
предтечами минских романов.
"Троецарствие", написанное
Ло Гуанчжуном в самом начале эпохи Мин
является ярким произведением этого периода.
Это огромная книга, насчитывающая 120 глав
и рассказывающая о событиях ста лет: с
168 года, когда пала династия Хань, и до
265 года, когда империя вновь была объединена
под власти династии Цзинь.
ЮА́НЬСКАЯ ДРА́МА (юань цюй) — традиц. обозначение кит. классич. драматургии 13—14 вв. (от назв. династии монг. императоров, правившей в Китае в 1271—1368). К Ю. д. относят пьесы в жанре цзацзюй, т. к. произв. другого драматич. жанра той эпохи — наньси (см. Южная драма) до недавнего времени не были известны. Ю. д. зародилась в городах Сев. Китая, находившегося в нач. 13 в. под властью чжурчжэней, а затем монголов. После завоевания монголами Юж. Китая (1279) центр Ю. д. переместился из Ханбалыка (монг. назв. совр. Пекина) в Ханчжоу. Исполнялась в гор. балаганах, а также бродячими труппами в деревнях.
Ю. д. — одно из высших достижений гор. культуры ср.-век. Китая. Сочетая диалоги, поэтич. арии и декламац. стихотв. вставки, она продолжала традиции «высокой» поэзии, нар. песни, гор. сказа и фарсовых сценок. Ее прозаич. диалоги были понятны рядовому горожанину, поэтич. арии удовлетворяли утонченным вкусам образованных сословий. Известны названия более 700 драм, из к-рых сохранились (гл. обр. в более поздних редакциях) ок. 160. Можно считать установленным авторство ок. 100 пьес. Сведения о жизни драматургов почти не сохранились. Они, как правило, не занимали официальных постов и объединялись в своего рода лит. цехи — «книжные общества». Наиболее известны Гуань Хань-цин, Бо Пу, Ма Чжи-юань, Ван Ши-фу, Чжэн Гуан-цзу.
Почти все сюжеты Ю. д. заимствованы из историч. и лит. источников нар. сказаний религ. легенд; действие обычно отнесено к другим историч. эпохам. Тем не менее авторам удалось вскрыть мн. социальные пороки своего времени — бесправие народа, засилье чиновников, угнетенное положение женщины. Во мн. пьесах прославляется борьба против иноземных завоевателей и произвола власть имущих, утверждается право на свободу чувства, на человеческое достоинство. Финалы пьес, как правило, мажорны: добро торжествует, хотя бы и после гибели героя. Но есть немало произв., популяризирующих реакц. стороны конфуцианской морали, свойственное буддизму и даосизму пессимистич. мировоззрение, уход от жизни, мистицизм. Герои драм персонифицируют обобщенные нравств.-социальные категории (честный сановник, трусливый военачальник и т. д.), но встречаются также попытки индивидуализации и психологизации образов.
В жанрово-тематич. отношении Ю. д. включает: историч. трагедии и драмы (напр., «Дождь в платанах» Бо Пу); социальные и бытовые драмы и комедии, в т. ч. пьесы о повстанцах и о расследовании преступлений («Обида Доу Э» Гуань Хань-цина, анонимная «Долина желтых цветов»); любовные комедии («Западный флигель» Ван Ши-фу, рус. пер. 1960); драмы на даоские и буддийские сюжеты («Бешеный Жэнь» Ма Чжи-юаня) и пьесы-сказки («Лю И передает письмо» Шан Чжун-сяня). Ю. д. оказала влияние на развитие позднейших жанров кит. драматургии — чуаньци, цзинси и др.
ЦЗАЦЗЮ́Й (букв. — смешанные представления) — разновидность кит. муз. драмы. В 10—12 вв. название Ц. носили короткие театр. представления преим. фарсового характера; их тексты не сохранились. Собственно Ц. возникли в 1-й пол. 13 в. и процветали до сер. 14 в. Для Ц. характерно чередование прозаич. диалогов с поэтич. ариями в жанре цюй. 10—15 арий, объединенных сквозной рифмой, составляют цикл (таошу), к-рый вместе с примыкающими к нему диалогами образует акт (чжэ). Ц. обычно состоит из 4 актов, но есть пьесы, состоящие из неск. частей по 4 акта каждая. В начале пьесы или между актами может добавляться интермедия (сецзы, букв. — клин) с 1—2 ариями. Арии — как бы лирич. комментарий к сюжету пьесы, раскрывающемуся гл. обр. через диалог. В пределах одного акта или даже всей пьесы может петь лишь один персонаж: мужской (чжэнмо) или женский (чжэндань). Остальные персонажи лишь ведут диалог, в к-рый иногда вкрапливаются стихотворные и песенные фрагменты. Язык Ц. близок к разговорному. Диалоги известны б. ч. в позднейших (15—17 вв.) редакциях. В 30 пьесах, сохранившихся в изданиях 13—14 вв., диалоги либо отсутствуют, либо сильно сокращены.
Первоначально арии для Ц. писались на бытовавшие в Сев. Китае мелодии и были основаны на фонетич. нормах сев. диалектов. С 15 в. допускаются и южно-кит. мелодии. Одновременно смягчаются формальные ограничения — варьируется размер пьес, увеличивается число поющих персонажей. Об идейно-художеств. особенностях Ц. периода расцвета жанра и об их авторах см. в ст. Юаньская драма.
Юа́ньская дра́ма (от имени династии Юань) или Цзацзюй (кит. трад. 雜劇, уп
История
Слово «цзацзюй» («смешанные представления») употреблялось на юге Китая и ранее (в X—XIII веках) для обозначения небольших фарсовых пьес, которые назывались «смешанными», потому что состояли из трёх частей, мало связанных друг с другом и разных по характеру исполнения (на севере страны такие фарсы назывались «юаньбэнь»). Такие фарсы писались на бытовые или на исторические темы (их героями могли быть как лекари, монахи, школяры, чиновники, так и государи и полководцы прошлых времён). У этих пьес не было окончательно фиксированного текста, который вполне заменяло несложное либретто с возможностью импровизации. Известно около тысячи наименований подобных фарсов, однако ни один из сценарных планов не сохранился до нашего времени.
К середине XIII века наименование «цзацзюй» («смешанные представления»)
стало словесным обозначением совершенно
иного жанра, возникшего на севере страны
в первой половине XIII века в противоположность
драме «наньси» (кит. трад. 南戲,упр. 南戏, пиньин
Доминирование в традиционном Китае конфуцианства в качестве государственной идеологии обуславливало крайне низкое положение театра относительно других видов искусства. Конфуцианство относилось к театру в лучшем случае как к «обезьянничеству». Юаньская администрация, полиэтничная и в большинстве случаев не имеющая классического китайского образования, в начальный период своего существования полностью игнорировала конфуцианскую систему ценностей. В то же время монголы с самого начала завоеваний проявили значительный интерес к зрелищным искусствам Китая (в частности, считается что вместе с их походами в мире распространился китайский «театр теней»). Юаньская драма — основное литературное достояние эпохи Юань и единственный театральный жанр, который связан с названием исторической династии Китая, тогда как другие театральные жанры, как правило, носят наименование по региону (что ставит их на уровень «местных традиций»).
Особенности жанра
Для юаньской драмы свойственны четыре-пять актов, в каждом из которых присутствовал цикл арий одной тональности и с текстами на одну рифму, которые пел лишь один персонаж, мужской или женский, в то время как остальные вели прозаический диалог или декламировали стихи (разве что шут — «чоу» (кит. трад. 丑, пиньинь:chŏu) — иногда исполнял комические песенки); между актами или в начале пьесы могла вставляться одна или две «сецзы» (букв. клин) — интермедии с усечённым циклом арий.
Основные юаньские драматурги и произведения
Четыре великих юаньских драматурга
Традиционно в китайской культуре выделяются «четыре великих юаньских драматурга» (буквально «великая четвёрка юаньского цюй» кит. 元曲四大家) : Бо Пу, Гуань Ханьцин, Ма Чжиюань и Чжэн Гуанцзу. Различные китайские образовательные традиции задают различный порядок их упоминания, при этом обычно ставя первым Гуань Ханьцина и дискутируя относительно логики расстановки остальных.
Западный флигель
Ван Шифу прославился оригинальной пьесой «Западный флигель», более длинной, чем обычные пьесы. Она была оценена как одно из сокровищ национальной литературы, в этом качестве входила в литературные антологии, а при династии Цин преследовалась.
Также заметными драматургами эпохи были Кан Цзиньчжи, Ли Хаогу, Чжан Гобинь, Чжэн Тинъюй, Ян Цзиньсянь и другие.
Влияние
Юаньская драма распространилась по всему Китаю и со временем приняла множество региональных форм. Наиболее известная из них — современная пекинская опера.