Драма "Гроза" Островского А.Н

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:16, реферат

Описание работы

Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.
К этой драме мы обращаемся и сейчас . Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах , смену общественных устоев.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Биография А. Н.Островского…………………………………………..5
Глава 2. История создания драмы «Гроза»……………………………………..7
Глава 3. Речевая характеристика Катерины………………………………….....9
Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и Кабанихи……....12
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.45 Кб (Скачать файл)

 Ещё алыми цветами!         

 Наряду с народным  просторечием и устрой народной  поэзией на язык Катерины, как  уже отмечено, большое влияние  оказывала церковно-житийная литература.         

 «У нас, — рассказывает  она, — полон дом был странниц  да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).          

 Владея сравнительно  богатым словарём, Катерина говорит  свободно, привлекая разнообразные  и психологически весьма глубокие  сравнения. Её речь льётся. Так, её  не чужды такие слова и обороты  литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в  одну секунду было, что-то во  мне такое необыкновенное.         

 В первом монологе  Катерина рассказывает о своих  снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы  золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы  и деревья, будто не такие, как  обыкновенно, а как на образах  пишутся»          

 Эти сны и по содержанию, и по форме словесного выражения  навеяны, несомненно, и духовными  стихами.         

 Речь Катерины своеобразна  не только лексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом из простых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы:«Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю…Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).        

 Чаще всего, как это  характерно для синтаксиса народной  речи, Катерина связывает предложения  посредством союзов а и да. «А придём из церкви… а странницы  станут рассказывать… А то будто я летаю… А какие сны мне снились».        

 Плавучая речь Катерины  иногда приобретает характер  народного причитания: «Ах, беда  моя, беда! (Плачет) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».        

 Речь Катерины глубоко  эмоциональна , лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи(клочок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы(«Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).          

 Лирическую задушевность, поэтичность речи Катерины придают  эпитеты, идущие после определяемых  слов (храмы золотые , сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устной поэзии народа.           

 Островский раскрывает  в речи Катерины не только  её страстную, нежно-поэтическую  натуру, но и волевую силу . Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

 

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и Кабанихи                                                   

 

 

      В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью . Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми , имеющими силу и власть.      

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый ! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.         

 Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».       

    «Вид необычный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, но  на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.             

 Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого«ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера . Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны.           

 Нас поражает их  бессердечие по отношению к  зависимым от них людям, нежелание  расстаться с деньгами при  расчётах с рабочими. Вспомним, что  рассказывает Дикой: «О посту  как-то, о великом, я говел, а тут  нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.         

 Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным  человеком в городе, в общении  с которым Дикой должен быть  вежлив. «Ну, ты не очень горло-то  распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».           

 Ещё одна черта, которая  их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не  как кого-то, кто прощает, а как  того, кто может их наказывать.            

 Кабаниха, как никто, отражает  всю приверженность этого города  к старым традициям. (Она учит  Катерину, Тихона, как надо жить  вообще и как вести себя  в конкретном случае.) Кабанова  пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, недолжны с нас , дураков , и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.          

 С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех , держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей , что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой , искренней, а главное несчастной женщиной.       

 Мы можем сказать, что  Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.      

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки , порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он  способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения . Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том , что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей , именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.                

 

 

                                        

 

 

 

 

Заключение     

Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назвать его непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза»предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово , сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показывает его с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский , настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом , каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит. Особенно это важно для драмы.           

  В «Грозе» Островского мы можем чётко выделить положительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху . Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – это единственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катерины нарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народным языком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины , как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажа даже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствием Островский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи и Дикого.          

 Он рисует Кабаниху  как убеждённую защитницу устоев  «тёмного царства». Она строго  соблюдает все порядки патриархальной  старины, не терпит ни в ком  проявления личной воли, обладает  великой властью над окружающими.           

 Что касается Дикого, Островский смог передать всю  злость и гнев, который кипит  в его душе. Дикого боятся все домочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Но оба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своим безудержным характером.          

 В драме Островского  «Гроза» с помощью художественных  средств писатель сумел охарактеризовать  героев и создать яркую картину  того времени. «Гроза» очень сильна  по воздействию на читателя, зрителя . Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся не каждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные , красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способен сказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, не прибегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Лебедев Ю.В русская литература XIX века: 2-ая половина: Книга для учащихся.-М.: Просвещения. 1990.-288 с.

2.Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы. М.: Проосвещение. 1982.-384 с.

3.Остовский А.Н. Гроза. Бесприданница. Пьесы..М.: Детская литература.. 1975.-160 с.

 

 

 


Информация о работе Драма "Гроза" Островского А.Н