Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 04:30, реферат
Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художествен-ной литературы. Отсюда важность вопросов: что такое литература, какова ее сущность и назначение, какой она должна быть. Проблема изучения литера-турных родов (эпоса, драмы, лирики) - одна из важнейших, проблем литера-туроведения, решение которой напрямую связано с ответом на эти и другие жизненно важные вопросы.
Литературные произведения разделяются на три основных рода: эпос, дра-му и лирику. Наиболее древним из данных родов художественного творче-ства является эпос.
Введение 3
1.Специфика драмы 5
2. Жанры драматического произведения 9
2.1 Трагедия 10
2.2 Комедия 12
2.3 Драма 14
Заключение 17
Список литературы 18
Кафедра журналистики
Реферат
На тему: «Драматический род литературы»
Выполнил:
Студент з/о гр. ЖР-11
Петров О. М.
Проверила:
канд. фил. наук, доцент
Г. Г. Багаутдинова
Йошкар-Ола
Введение 3
1.Специфика драмы 5
2. Жанры драматического произведения 9
2.1 Трагедия 10
2.2 Комедия 12
2.3 Драма 14
Заключение 17
Список литературы 18
Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художественной литературы. Отсюда важность вопросов: что такое литература, какова ее сущность и назначение, какой она должна быть. Проблема изучения литературных родов (эпоса, драмы, лирики) - одна из важнейших, проблем литературоведения, решение которой напрямую связано с ответом на эти и другие жизненно важные вопросы.
Литературные произведения разделяются на три основных рода: эпос, драму и лирику. Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Основная черта эпоса состоит в том, что он воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от читателей. Лишь в автобиографических жанрах и в литературе XX века это правило нарушается. Повествование в эпосе ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника событий и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (речь персонажей). Повествование в эпосе ведется обычно в прошедшем времени, как уже о совершившихся событиях, и только в новой литературе в эпос входят и настоящее время, и соединение прошедшего, настоящего и будущего времен. Язык эпоса в значительной степени изобразительно–пластический, в отличие от лирики, где господствует эмоционально–экспрессивная речь. Видовыми разновидностями эпоса являются эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.
Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка – стихотворную речь. В лирике отсутствует развернутый сюжет, в ней мы не встретим законченных характеров, поступков, описаний, занимающих существенное место в прозе. Видовыми разновидностями лирики являются эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, эклога, песня, романс, послание, элегия, дума, гимн, дифирамба, ода, мадригал, канцона.
И наконец, третьим родом художественного творчества, который и будет рассмотрен в данной работе, является драма. Главным отличием драмы от всех родов заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме также отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и т.п. Единственным средством обрисовки действующих лиц в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки, которые как бы вбирают в себя все то наиболее существенное, что могло бы быть рассказано о них в эпических произведениях.
В заключение вводной части отмечу, что существуют произведения, которые сочетают в себе признаки многих жанров, видов, а иногда и родов художественного творчества. Например, лиро–эпическая поэма сочетает в себе признаки и эпоса, и лирики, драматическая поэма, сочетающая в себе признаки и лирики, и драмы и т.п.
Драма в литературе занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление принадлежащее театру. По своему содержанию драма отражает наиболее острые в социальном и психологическом отношении моменты жизни. В отличие от эпоса, в драме мы видим подражание действию, посредством действия, а не рассказа. По образному определению В. Г. Белинского, «драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени, перед глазами читателя или зрителя».
Отличительными особенностями, драмы как литературного рода, являются отсутствие повествователя и резкое ослабление описательного элемента. Основа драмы - зримое действие, и это сказывается на особом соотношении в ней событийного движения и речей персонажей. Высказывания героев и расположение, соотношение частей - важнейшие способы раскрытия мысли автора. По отношению к ним другие способы выражения авторской позиции (перечень действующих лиц, ремарки, указания для постановщиков и актеров) играют подчиненную роль.
Важнейшей частью в драме является конфликт. Конечно, конфликты существуют и в эпосе, они есть и в лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом сюжете иные, чем в драме. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столкновения - существеннейший способ выявления жизненных программ персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе.
Содержательное наполнение конфликтов, равно как и способы, их воплощения в драматическом произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их содержанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразделяют на трагические, комические и собственно драматические. Первые два типа выделены в соответствии с двумя основными жанровыми формами драмы, они исконно сопутствуют трагедии и комедии, отражая наиболее существенные стороны жизненных конфликтов. Третий - возник на довольно поздней стадии драматургии, и его осмысление связано с теорией драмы, разработанной Лессингом («Гамбургская драматургия») и Дидро («Парадокс об актере»).
Разумеется, конфликт при всей содержательной многозначности и разнообразии функций не единственный компонент, определяющий специфику драмы как рода. Не менее важны способы сюжетной организации и драматического повествования, соотношение речевых характеристик героев и построения действия и др. Однако, самой важной категорией драмы является, безусловно, конфликт. С одной стороны, анализ этого аспекта позволяет, исходя из родовой специфики драмы, выявить глубину художественного содержания произведения, учесть особенности авторского мироотношения. С другой, именно рассмотрение конфликта может стать ведущим направлением в анализе драматического произведения, так как он интересен действенным столкновениям убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно проникнуть к постижению мотивов, стоящих за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. Выявить роль данной категории в создании событийной и идеологической напряженности драмы, в выражении социальных и этических программ героев, в воссоздании их психологии.
Драма изображает человека только в действии, в процессе которого он обнаруживает все стороны своей личности. «Драматизм,- подчеркивал В. Г. Белинский, отмечая особенности драмы,- состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого».
В произведениях
Вследствие того что герои драматургических произведений проявляют себя только в действии, речь их имеет целый ряд особенностей: она непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те особенности речи, которые приобретают конкретность на сцене.
Драматург, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные факты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замедляющие развитие действия, исключаются.
Все, показанное в пьесе, трагедии, комедии или драме, завязывается драматургом, по меткому выражению Гоголя, «в один большой общий узел». Отсюда - концентрация изображаемых событий и второстепенных персонажей вокруг главных действующих лиц. Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особенность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и развязке.
Отличие драмы от эпоса и лирики выражается также и в том, что произведения драматургического жанра пишутся для театра и получают свое окончательное завершение только на сцене. В свою очередь театр оказывает на них влияние, подчиняя их в какой-то степени своим законам. Драматургические произведения делятся, например, на действия, явления или сцены, смена которых предполагает перемену декораций и костюмов. Примерно в трех, четырех действиях пьесы, т. е. в течение трех, четырех часов, занимаемых спектаклем, драматург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение. Эти требования, относящиеся к драматургам, обязывают их выбирать такие явления и события жизни, в которых особенно ярко проявляются характеры изображаемых людей.
Работая над пьесой, драматург видит не только своего Героя, но и его исполнителя. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания писателей. По поводу исполнения ролей Бобчинского и Добчинского Н. В. Гоголь писал: «...создавая этих двух маленьких чиновников, я воображал в. их коже Щепкина и Рязанцова...» Эти же мысли находим мы и у А. П. Чехова. В период работы Художественного театра над спектаклем «Вишневый сад» Чехов сообщал К. С. Станиславскому: «Когда я писал Лопахина, то думалось мне, что это ваша роль».
Существует и иная зависимость драматургического произведения от театра. Она проявляется в том, что пьесу со сценой соединяет в своем воображении читатель. При чтении пьес возникают образы тех или иных предполагаемых или действительных исполнителей ролей. Если театр, по выражению А. В. Луначарского, является формою, содержание которой определяет драматургия, то и актеры в свою очередь помогают драматургу своим исполнением дорисовать образы. Сцена в какой-то мере заменяет описания автора. «Драма живет только на сцене, - писал Н. В. Гоголь М. П. Погодину - без нее она как душа без тела».
Театр создает гораздо большую иллюзию жизни, чем какое-либо другое искусство. Все, что происходит на сцене, воспринимается зрителями особенно остро и непосредственно. В этом - огромная воспитательная сила драматургии, отличающая ее от других родов поэзии.
В драме традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму. Для правильного понимания литеральных жанров, необходимо сначала определить, что они из себя представляют, дать им определение.
Литературные жанры — группы литературных
произведений, объединенных совокупностью
формальных и содержательных свойств
(в отличие от литературных
форм, выделение которых основано только
на формальных признаках). Нужно заметить
что, основные литературные жанры (например
такие как, трагедия и комедия) в процессе
своего исторического развития претерпевают
весьма существенные изменения. Последующие
многообразие жанровых характеристик,
сложившихся в драматургии, делает довольно
сложной возможность четкого определения
принадлежности конкретного произведения,
к какому либо определенному жанру. Аникст
по этому поводу замечает: «практически
определение жанра в искусстве не в состоянии
охватить все произведения данного жанра.
Более того, можно считать почти безусловным,
что значительная часть произведений
отклоняется от признанной формулы жанра.
Определение формулирует идеальные нормы
жанра, что может найти соответствие в
классических образцах жанра, иногда весьма
малочисленных». Получается, что мы
не всегда можем четко сформулировать
и определить жанровую принадлежности
того или иного произведения. Так как же
определить жанр? И. Пал пишет: «жанр -
определенное жизненное содержание, тип
конфликта, тип жизненных противоречий».
То есть жанр одновременно есть и «объект
подражания» (жизненное содержание) и
при этом еще «тип конфликта». На мой взгляд,
не правомочно соединять критерии жанра
с понятием конфликта, точнее с его типологией,
так как конфликт может быть разнокачественен
по своей сути: национальным, государственным,
классовым, нравственным, борьбой добра
и зла, любви - ненависти и т.д. Он может
быть использован как в трагедии так и
в комедии.
Теперь перейдем к рассмотрению основных
драматических жанров. Начнем, возможно,
с самого древнего жанра - трагедии.
2.1 Трагедия
Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία,
Термин «трагедия» появляется впервые
в древней Греции для обозначения религиозного
обряда — традиционных мимических игр
и хоровых песен (дифирамбов), связанных
с аграрными празднествами в честь бога
Диониса. Ритуальной основой этих празднеств
было жертвоприношение козла (по-гречески
tragos, откуда и возникло название «трагедия»,
«козлиная песнь», «песнь в честь козла»),
сопровождавшееся исполнением сказания
о Дионисе.
Содержанием трагедии всегда являются великие исторические противоречия, столкновения противоречивых социальных сил, предстоящие художнику, в зависимости от его мировоззрения, то в абстрактной мистифицированной форме — как рок, как провидение, как непреложный нравственный кодекс, то — в разрыве со старой метафизикой, — как закономерности исторического процесса. «Для трагедии в ходе и развязке частного действия должно быть видно господство какой-нибудь высшей силы, которая управляла бы событиями этого мира» (Гегель). Являясь адекватной художественной формой выражения трагического, как объективной категории действительности, трагедия создается на основе признания торжества необходимого над случайным, общего над частным, — торжества утверждающей себя жизни над единичным поражением. В трагедии художник подымается над миром единичного и случайного, не занимается замкнутой в себе индивидуальностью, но дает широкое обобщающее драматическое изображение значительного этапа развития человечества, выступает с драматическим решением философских проблем. Мир предстает в трагедии как закономерно движущееся целое, и необходимость, открывающаяся в развязке, «есть уже не слепая судьба и неразумная, которую многие называют древней судьбой. Эта судьба есть высокий разум событий» (Гегель).
Замкнувшаяся в себе индивидуальная страсть, печальная участь человека, сложившаяся в силу бытовых условий, несчастный случай, обрушивающийся на человека извне — не могут быть темой трагедии. Трагическим событием, трагической судьбой является лишь та, которая с необходимостью постигает героев; герой трагедии гибнет в силу своеобразного величия своей натуры. «Великие религиозные реформаторы, мученики за свои убеждения, бойцы за политическую свободу ... люди мысли, падающие жертвой своих открытий — таковы герои трагедии» (Готшалль). Судьба трагического героя необычайна; его душа раскрывается незаурядно; его страсти достигают титанического напряжения, но они никогда не становятся болезненными, патологическими. Трагическая судьба героя не вызывает ни тоски, ни ужаса перед жизнью; в гибели героя запечатлевается «торжество истины над ограниченной человеческой личностью» (Белинский). Жанру трагедии чуждо слезливо-сентиментальное или романтически-упадочное отношение к действительности; развязка трагедии долженствует вызывать не пессимистическое отчаяние, не грустное примирение с судьбой, а волю к жизни и борьбе. Гибель героя вызывает не страх перед судьбой, необходимостью, гибелью, а учит, что «есть нечто сильнее судьбы: это дух, мужественно сносящий ее».