Драматический род литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 04:30, реферат

Описание работы

Жизнь человеческого общества трудно представить себе вне художествен-ной литературы. Отсюда важность вопросов: что такое литература, какова ее сущность и назначение, какой она должна быть. Проблема изучения литера-турных родов (эпоса, драмы, лирики) - одна из важнейших, проблем литера-туроведения, решение которой напрямую связано с ответом на эти и другие жизненно важные вопросы.
Литературные произведения разделяются на три основных рода: эпос, дра-му и лирику. Наиболее древним из данных родов художественного творче-ства является эпос.

Содержание работы

Введение 3
1.Специфика драмы 5
2. Жанры драматического произведения 9
2.1 Трагедия 10
2.2 Комедия 12
2.3 Драма 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Драматический род литературы.docx

— 45.58 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Комедия

 

Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и др.-греч. ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Термин «комедия» означал первоначально в Древней Греции весёлые песни (от komos — весёлая процессия и ode — песня). Долгое время под комедией подразумевалось произведение, полярное трагедии, с обязательным счастливым концом; его герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках, вплоть до классицизма (Н. Буало), Комедия определялась как «низший» жанр, а вся драма делилась на полярно соотнесённые комедию и трагедию; такое членение осознанно было нарушено в литературе Просвещения признанием «среднего» жанра — так называемой мещанской драмы   

Комедия показывает в смехотворном виде некоторые коллизии, устанавливая к странностям или порокам персонажей отрицательное отношение класса, идеологом которого является автор комедии. Именно это и имел в виду Аристотель, определяя комедию как «воспроизведение худших людей, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Таким образом, задача комедии - произвести комическое впечатление на читателей, вызывая их смех с помощью смешной наружности (комизм формы), речей (комизм слова) и поступков (комизм действия персонажей), нарушающих социально-психологические нормы и обычаи данной общественной среды. Все эти виды комизма переплетаются в комедии, причем перевешивают то одни, то другие.

Существуют различные  жанры комедии, названные по преобладающему приёму:

  • Комедия положений – комедия, где смех вызывают нелепые ситуации, в которые попадают герои.
  • Комедия характеров - высмеивает определённые черты характера персонажей, комизм создаётся за счёт их столкновения и проявления в различных условиях.
  • Комедия - буффонада создаёт комический эффект за счёт гротеска, фарсовых приёмов.
  • Классическая комедия сочетают разнообразные

 
Термин «комедия» часто употребляется  авторами как обозначение жанровой принадлежности пьесы, которая не до конца является комедией (напр., «Чайка» или «Вишнёвый сад» А. П. Чехова). Иногда этот термин толкуется в более широком значении – «комедия» как обозначение течения жизни в названии эпических произведений («Божественная комедия» Данте).

В отличие  от трагедии, комедия не должна брать  за основу сюжета исторический или мифологический материал. Она отражает будничные, «прозаические» моменты жизни людей. Если трагедия предлагает зрителю целостный мир, а по сути, подражает целостному миру, то комедия, напротив, предлагает контрастный, иногда противоречивый взгляд на мир. Она предстает не как данность, а как возможность появления такого, противоречиво мира, если те пороки, которые выведены на сцену не будут исправлены. Комедия, это подражание людям худшим, хотя и не во всей их подлости: ведь смешное есть лишь часть безобразного. В самом же деле, смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное».

Следует отметить что в драматургии есть отельный жанр обладающий признаками, как трагедии так и комедии – это трагикомедия. Трагикомедия - драматическое произведение, обладающее признаками, как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта; сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция автора при этом не декларируется.

 

2.3 Драма

 

Драма — литературный (драматический) жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.

Исторически он наиболее молодой жанр из всех. Уже в самых первых теоретических обоснованиях нового жанра появляется попытка противопоставить его прежним жанровым системам. Он понимается как жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни.

Подобно комедии, драма воспроизводит, прежде всего частную жизнь людей, но её главная цель — не осмеяние человеческих характеров и нравов, а изображение личности в её драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления или нравственные изменения, однако её характеры лишены исключительности, свойственной трагическим героям. Драма тяготеет к воссозданию острых противоречий и коллизий. Вместе с тем её конфликты не столь напряжённы и неизбывны и в принципе не исключают разрешения. 
Предвестия драма обнаруживаются уже в античной (например, у Еврипида) и особенно ренессансной драматургии; однако как самостоятельный жанр драма сложилась и получила теоретическое обоснование только во 2-й половине 18 века у просветителей (мещанская драма Драма Дидро, Л. С. Мерсье во Франции, Г. Э. Лессинга в Германии); её интерес к социальной практике, быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии простого, «среднего» человека способствовал развитию реалистических начал в европейском искусстве. 
 
  Для начальных этапов развития драмы  характерно благополучное разрешение изображаемых конфликтов. В дальнейшем внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается всё реже, а герой остаётся обычно в разладе с обществом, с самим собой; его участью всё чаще становится душевное страдание или одиночество («Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского, «Строитель Сольнес» и «Гедда Габлер» Г. Ибсена, пьесы А. П. Чехова, Б. Шоу). Напряжённое идейное противоборство героя и среды (общих условий жизни) отличает драмы М. Горького. В середине 20 в. ведущей остаётся психологическая драма. Отдельные разновидности драмы смыкаются с иными жанрами, активно используя их средства выразительности (например, приёмы трагикомедии, театра масок и др.).

Вот что писал  о драме Дидро: «… я повторяю: честность! честность! честность! Она трогает нас более задушевно и сладостно, чем то, что возбуждает наше презрение и смех»

Интересно мнение и другого французского драматурга Бомарше: «… для того чтобы жанр серьезной драмы обладал всегда той правдивостью,… автор… должен перенести меня так далеко от кулис… заставить исчезнуть из моих глаз выходки и шутки актеров и все театральное окружение, что бы воспоминания о них не вернулись ко мне ни разу за время представления его драмы».

Эти требования, впоследствии стали основополагающими  в достижении на сцене «правды  жизни». Свое высшее достижение драма  впервые находит в творчестве Ибсена и Островского, а затем  она становиться ведущей драматической структурой конца XIX-XX вв., активно разрабатываемой Тургеневым, Чеховым, Горьким и т.д. Постепенно драма начинает доминировать в театре, вытесняя с подмостков трагедию и тесня комедию. Почему столь молодой жанр вдруг набирает такую силу, что становиться ведущим - этот вопрос остается открытым и по сей день? Мне кажется секрет ее успеха в том, что она сочетает в себе трагические моменты, комические и мелодраматические. Драма является неким синтезом из различных жанров, т.е. некой драматургической полифонией. Она так же полифонична, как и вся культура ХХ века. Поэтому можно считать драму самым «высшим» (на сегодняшний день), самым сложным и самым ярким в истории драматургическим жанром.

Рассматривать драму более подробно, значит писать о ней отдельное исследование, выходящие за рамки данной работы, поэтому я ограничиваюсь сказанным.

 

 

Заключение

 

Драма является, пожалуй, самым сложным родом  литературы, её специфика заключается в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произведений передаётся с помощью речи и поступков действующих лиц. Драматическая литература подразделяется на жанры, главным из которых является трагедия, драма, комедия. Чётких границ между жанрами нет, но характерный признак трагедии - борьба сильных характеров и страстей, приводящая к гибели героя; драма - серьёзные и напряжённые столкновения между действующими лицами; комедия - осмеяние недостатков в характерах действующих лиц.

За многие столетия, драма прошла огромный и сложный эволюционный путь. Менялась ее композиция, структура, менялись способы ее воплощения на сцене. Неизменным оставалось то, что это особый вид искусства, предназначенный для сценического исполнения, который всегда составлял основу театра, то, без чего он практически не мыслиться. 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гуляев  Н. Теория литературы – 2– е изд. – М., 1985.
  2. Поспелов Г. Теория литературы. М., 1978.
  3. Тимофеев Л. Основы теории литературы. – М., 1995.
  4. Волков И. Теория литературы. – М., 1995.
  5. Утехин М. Жанры эпической прозы. –  М., 1982.
  6. Чернец Л. Литературные жанры. – М., 1982.
  7. Бореев Ю. Эстетика – 4– е изд. – М., 1988.
  8. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.
  9. Волькенштейн В. Драматургия М., 1969.
  10. Кургинян М. С. Драма. Теория литературы. М., 1964.
  11. Костелянц В. О. Лекции по теории драмы. Л., 1976.

Информация о работе Драматический род литературы