Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:23, реферат
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Краткие сведения о маньеризме
Биография Марино
Марино и маринисты
Анализ сонета Марино
Список литературы
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Славянский государственный педагогический университет
РЕФЕРАТ
на тему: «Джамбаттиста Марино»
Славянск 2011
План
Краткие сведения о маньеризме
Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности. Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). . Маньеризм склонен к аллегоризму и символизму .В Италии к этому стилю целиком относят творчество Марино и его последователей — маринистов, но в этом случае границы стиля глубоко отодвигаются в XVII век. Искусство маньеризма в целом характеризуется главенством формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. Характерные черты «маринизма»: устремленность к софистическому остроумию и аллегорическим образам, причудливым метафорам и сравнениям, к виртуозному стиху и словесной игре при отсутствии чувства природы, этических и гражданских идей.
-1-
Биография Марино
Дата рождения:
18.10.1569
Место рождения:
Неаполь
Дата смерти:
25.03.1625
Марино Джамбаттиста (18.10.1569, Неаполь – 25.03.1625) – итальянский поэт, создатель поэтического направления, отличающегося вычурностью стиля и изощренно-изобретательными экспериментами с языком (назван по его имени «маринизмом»). Родился в Неаполе. Жизнь его была бурной и переменчивой, полной опасных приключений и рискованных авантюр. Отец Марино, Джован Франческо, просвещенный юрист, знаток и любитель литературы, собирал у себя в доме поэтов и писателей Неаполя. Этой среде будущий поэт во многом обязан своими ранними литературными пристрастиями и рано определившимся призванием. Тщетны были надежды старого Марино сделать из сына образованного правоведа. Занятиям юриспруденцией Джамбаттиста предпочитал чтение Ариосто, Тассо и Вергилия. Потеряв всякую надежду, что из сына выйдет что-нибудь путное, отец выгнал его из дома. Джамбаттиста Марино служил в качестве секретаря у влиятельных господ; не слишком обременительные обязанности оставляли много досуга, который Марино употреблял на написание стихов, главным образом мадригалов. Образ жизни молодого поэта был более чем легкомысленный. Веселый, общительный, живой и остроумный, Джамбаттиста Марино приобрел много друзей и доброжелателей среди неаполитанской знати и в литературных кругах. Любовная связь с дочерью богатого неаполитанского купца окончилась трагически – смертью молодой женщины. Поэт оказался за решеткой. Однако благодаря хлопотам влиятельного покровителя Мансо был освобожден, но вскоре впутался в другую опасную авантюру, на этот раз с подделкой документов (он подделал архиепископскую грамоту, чтобы спасти своего приговоренного к плахе друга). Спасаясь от смертной казни , бежит в Рим, где поступает на службу к кардиналу Пьетро Альдобрандини. В Риме пользуется
-2-
покровительством прелатов, близких к папскому престолу, становится секретарем кардинала Альдобрандини. Вместе с кардиналом Марино, ставший уже известным в Италии поэтом, направляется в Равенну, затем в Турин. Быстрые успехи его при дворе туринского герцога (он становится кавалером и удостаивается самой высокой награды герцогства – креста св. Маврикия и Лазаря) вызывают зависть и интриги придворных: в него стреляет некий рифмоплет Гаспаре Муртола, осмеянный в острых эпиграммах неаполитанцем, но попадает не в него, а в его спутника. Покушавшийся Муртола был посажен в тюрьму и ему грозила смертная казнь, но Джамбаттиста Марино проявил великодушие и ходатайствовал о помиловании злейшего врага. В 1611 г. происками врагов Марино сам попадает в тюрьму, где сидит несколько месяцев, «связанный как собака» (по его собственному выражению). Влиятельные друзья и поклонники его таланта добиваются его освобождения. Неожиданно он получает приглашение Маргариты Валуа («королевы Марго») приехать в Париж и с радостью покидает Турин и отправляется во Францию. Неистощимое остроумие Марино, живость нрава и привлекательная наружность способствовали его успехам при французском дворе. Он заслужил расположение молодого короля Людовика XIII, итальянца по матери, и получил пенсию. Джамбаттиста Марино провел в Париже восемь лет, оказав огромное влияние на французскую поэзию и став как бы звеном, связавшим итальянскую культуру с французской. Вернувшегося из Франции Марино чествовали в городах Италии как первого национального поэта. Особенно триумфальным было возвращение в Неаполь, из которого он некогда бежал. Последний год жизни Джамбаттиста Марино провел на родине. Его выбрали председателем испано-итальянской «Академии бездельников» («Academia de los Ociosos»), которая представляла собой литературное общество, объединявшее литераторов – сатириков и юмористов. Его главное сочинение – огромная (в 45000 строк) галантная поэма «Адонис» («Adone», 1623), над которой он работал в течение двадцати лет, повествующая о любви Венеры и Адониса, Другие сочинения: сборник идиллий «Волынка» («La Sampogna», 1596); поэтические циклы «Рифмы» («Le rime», 1602) и «Лира» («La lira», 2 т., 1608 и 1614); стихотворные сборники «Эпиталамы» («Epitalami», 1616); «Галерея» («Galleria», 1636); поэма «Избиение младенцев» («La strage degli innocenti», 1632); прозаическая книга «Священная болтовня» («Dicerie Sacre»), разделенная на три раздела: «Живопись», «Музыка», «Небо» . Умирает он признанным метром новой поэтической школы, окруженный поклонниками, последователями, подражателями.
-3-
Марино и маринисты
Одним из крупнейших зачинателей литературы барокко в Италии был Джамбаттиста Марино (1569—1625). Он дал свое имя целому направлению. Определение "маринисты" было впервые употреблено главным врагом Джамбаттисты Марино Томмазо Стильяни, обозначившего им "не всех тех, кому нравятся произведения Марино", но лишь "пустых рифмоплетов и глупых педантов, а также их последователей, которые безосновательно влюблены в каждый его слог, которые не ценят никого другого и принимают так близко его заботы, как свои собственные". Таким образом, оригинальное определение не охватывает какую-либо поэтическую школу, а только тех молодых итальянских литераторов и профессоров, которые после выхода в свет поэмы "Новый мир" ("Il Mondo nuovo", 1617), содержащей ядовитый намек на "кавалера Марино", сомкнули свои ряды вокруг неаполитанца. Для маринизма характерен сенсуалистический гедонизм, кончеттизм и чисто формалистическое новаторство (так называемый «бароккизм»), порожденное скудостью идей, отсутствием больших нравственных и национальных идеалов. Маринисты нередко прославляли напыщенными стихами того или иного политического деятеля, но политическая тема, и прежде всего тема национально-освободительная, осталась маринизму чужда. Социальной средой, породившей и поддерживавшей это направление в итальянской литературе XVII в., было неофеодальное общество, сформировавшееся в Италии вокруг небольших дворов светских и церковных князей.
Марино, естественно, был самым значительным из маринистов, однако полностью в маринизм его поэзия не укладывается.
Выше всех своих произведений Марино ценил поэму «Адонис», которая разрослась до сорока тысяч стихов. В размерах поэмы проявилась одна из особенностей поэтов и художников барокко, которые стремились к гигантскому, полагая, будто таков путь к величественному и грандиозному. Поэма вышла в Париже в 1628 г. с посвящением Людовику XIII и с предисловием известного французского писателя Шаплена. «Адонис» имел большой успех, но после смерти Марино попал в индекс запрещенных книг — не за еретическое вольнодумие, ибо Марино всегда старательно подчеркивал свое католическое правоверие, а за непристойное содержание.
Огромная поэма Марино не имеет ни внутреннего, идейного единства, ни крепко связанного сюжета. Главный интерес «Адониса» — в лирических отступлениях, из которых можно почерпнуть немало автобиографических сведений, во вставных фрагментах, представляющих самостоятельные миниатюры. Поэма декоративна, быстрые смены сцен, неожиданные появления людей и богов приближают «Адониса» к театру эпохи барокко с его математически рассчитанными чудесами. Природа в поэме не дикая и своенравная, а старательно ухоженная человеком, подчиненная геометрическому плану и расчету.
Поэма проникнута сенсуализмом и своего рода «языческим» пантеизмом. Марино следил за физическими и астрономическими открытиями своего века и,
-4-
как многие писатели барокко, Мир кажется
ему бесконечным звездным лабиринтом.
Пантеистические и
В поэзии Марино преобладают мотивы радости жизни, но они соседствуют с мотивами быстротечности и бренности всего земного. Любовные переживания поэта неотделимы от его восприятия природы. Стихи Марино проникнуты ощущением единства и связи всего сущего — космоса, земли, человеческого сердца.
Поэтические приемы Марино многообразны. Он любит густое метафорическое письмо, часто прибегает к аллитерациям, антитезам, адноминации — игре словами, одинаково звучащими, но имеющими разные значения, ассонансам и т. д. Для того чтобы создать эффект неожиданности, Марино иногда опускает рифму, как, например, в стихотворении «Эвридика». Синтаксис Марино отягчен латинскими построениями; особенно присущ ему гипербат. Между подлежащим и сказуемым вставляются слова, их разделяющие, которые удлиняют и утяжеляют фразу. Поэзия, по мнению Марино, должна прежде всего поражать, ошеломлять читателя. «Кто не способен удивить, категорически заявлял он в одном из сонетов «Муртенды», пусть берется за скребницу: его место не на Парнасе, а в конюшне». Эстетические воззрения Марино наиболее полно отразились в его письмах, написанных красочной барочной прозой, и в трех «Священных речениях» (1618), озаглавленных «Живопись», «Музыка», «Небо».
«Священные речения» были своего рода религиозными проповедями, предназначенными для чтения. В них Марино дал волю свободному полету фантазии и весьма мало заботился не только о порядке изложения, но и об ортодоксальности. «Речения» являлись вольными вариациями на библейские темы, дававшими повод для проявления неистощимого острословия и рассуждений о проблемах, волновавших его современников, в том числе о сущности, видах и назначении искусств. Основная идея Марино — взаимосвязанность и единосущность всех искусств. Живопись и поэзия для него — близнецы; поэзия есть говорящая живопись, а живопись — молчаливая поэзия.
Идея взаимосвязанности и взаимопроникновения всех искусств нашла образное воплощение в поэзии самого Марино. В «Адонисе», отдавая дань музыкальности своего века, он стремится передать виртуозность соловьиного пения. В сборнике стихов «Галерея» (Венеция, 1620), описывая произведения выдающихся живописцев и скульпторов (Рубенса, Л. Карраччи, Бронзино), Марино ищет поэтические эквиваленты творениям изобразительного искусства. Особенно любил Марино «Магдалину» Тициана и «Избиение младенцев» Гвидо Рени; картина Рени вдохновила Марино на последний большой труд — поэму «Избиение младенцев».
«Избиение младенцев» Марино писал двадцать лет, поэма увидела свет уже после смерти автора. Колорит ее мрачный, не свойственный раннему
-5-
творчеству
жизнелюбивого поэта. Поэма исполнена
суровым «романтическим пафосом». Ее
главный герой, иудейский царь Ирод,
наделен демоническими
Большинство маринистов были чистыми эпигонами. Они еще более механически подражали Марино, чем петраркисты XVI в. — Петрарке. С конца 30-х годов XVII в. маринизм, по сути, перестает быть явлением литературного развития Италии. Та эвфория чувственности, которая обладала известной поэтичностью в поэмах, сонетах и мадригалах Марино, сменилась у его подражателей штампами, схемами, сухой рационалистичностью, а виртуозность стихотворной формы выродилась в малозанятную формалистическую игру в метафоры, каламбуры и необычные размеры. Эпигоны направления, усвоившие элементы поэтики барокко, в своем стремлении поразить читателей доходили нередко до абсурда, как, например, Паоло Адриани, поэт из Виченцы (середина XVII в.). Идея единосущности поэзии и музыки превратилась у него в рабское подражание музыкальному сопровождению. Он настолько подчинил стихотворение музыке, что нашел нужным разделить слова на повторные слоги, указывая их длительность певцу. Марио Беттини, иезуит из Пармы, пытался подражать звукам птичьего языка. Другой маринист второй половины XVII в., Лодовико Лепорео, изобретал небывалые размеры и злоупотреблял игрой внутренними рифмами и повторами в стихах; он даже объявил, что открыл «новую ритмическую прозу», которая, впрочем, была известна еще в Средние века. Желание поразить читателя и непременно найти новое и невиданное приводило к результатам, прямо противоположным тем, к которым стремились эти третьестепенные бароккисты.