Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:21, реферат
Все творчество итальянского журналиста и писателя Джанни Родари (1920 – 1980) проникнуто чувством радости об этом прекрасном, удивительном мире. Несмотря на трудное детство в бедной семье, задор и жизнерадостность наполняют большинство его сказок. Сам писатель считал, что детская книга должна быть веселой и яркой как игрушка. По мнению писателя игрушки и книги, могут научить детей тому, чему иначе они научиться не смогут научиться. Причем в каждой книге должна быть какая-нибудь неожиданная выдумка. Этого и добивался он в своих произведениях.
Введение
1.Биография сказочника Родари.
2.Творчество великого сказочника для детей.
3.Методические приемы по работе со сказками Д. Родари.
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Заканчивает Джанни Родари сказку следующими словами: «Правда, есть еще на свете другие замки и другие дармоеды, кроме принца Лимона и синьора Помидора, но и этих господ когда – нибудь выгонят, и в их парках будут играть дети. Да будет так!»/6/
Сказка имела огромный успех у юного читателя. «Мальчик – луковка» стал эмблемой многих пионерских плакатов в Италии, специальный значок – «значок Чиполлино» - вручается ребятам, активно участвующих в работе «Детского уголка» газеты «Унита»: тем из них, кто сумел проявить большую сообразительность, задор и умение в решении ребусов и загадок, в своих стихах и рисунках, присланных в газету. Журнал «Лаворо» так писал об этой сказке: «Трудная задача – создавать новые книги для детей. Нужны такие книги, которые учили бы детей понимать жизнь, быть честными и прямыми и не вдалбливали бы им ханжескую мораль…В книге Родари сказочный элемент удачно сочетается с изображением реальной правды нашей действительности, и, как в лучших образцах подлинно народной литературы, героизм и доброта положительных героев приводит к торжеству справедливости».
Свои удивительные сказки Джанни Родари называл «игрушками из слов». Действительно, его произведения – это праздник ярких, солнечных красок богатой фантазии. Одни из лучших сказок писателя: «Чиполлино», «Сказки по телефону», Джельсамино в стране лжецов», «Путешествие Голубой стрелы», «Джип в телевизоре». Яркие образы, созданные Джанни Родари, надолго врезаются в память. Невозможно не полюбить его смелых героев, борющихся с ложью и несправедливостью: Чиполлино, Джельсамино, Редиску и других./1, 5/
В своем творчестве писатель не скрывает от юных читателей и реальной жизни. Он уделяет много внимания социальной несправедливости, повествует не только о радости и счастье, горе тоже присутствует в его работах. Однако неизменный солнечный оптимизм не позволяет стать его сказкам грустными и унылыми, но, напротив, они вселяют веру в добро и справедливость.
3 .Методические приемы по работе со сказками Д.Родари
Существуют различные работы со сказкой, целью которых является не только развитие художественного восприятия и социальных эмоций дошкольников, но и развитие творческого мышления, воображения, внимания и памяти, позитивной коммуникации и адекватной самооценки.
Анализ сказок – сознание и интерпретация того, что «стоит» за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета, поведением героев. При этом дети могут отвечать на ряд вопросов:
Как вы думаете, о чем эта сказка?
Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
Как вы думаете, почему герой совершал те или иные поступки?
Что могло бы произойти, если бы герои не совершали тех поступков, которые описаны в сказке?
Что было бы, если бы в сказке были только плохие или только хорошие герои? И т.д.
Рассказывание предварительно нарисованной сказки.
Придумывание истории про любой предмет окружающий обстановки.
Рассказывание сказки от первого лица.
«Дело вовсе не в том, чтобы поощрять пустопорожние фантазии; речь идет о том, чтобы протянуть ребенку руку помощи, чтобы он смог представить себе и самого себя, и свое будущее. Для трехлетних – пятилетних детей это отнюдь не «запретные мечты», а совершенно необходимые упражнения».
Переделывание и дописывание сказок. Этот метод предлагал использовать известный итальянский писатель Джанни Родари.
«Перевирание сказки». «Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново.
Придумывание сказки по опорным словам. Педагоги исследуют с помощью такой игры упражнения способность детей реагировать на новый и по отношению к определенному ряду фактов неопределенный элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.
Сочинение сказок.
Постановка сказок с помощью различных видов театров: кукольного, теней, бибабо и т. д.
Психогимнастические упражнения: «Превращения в животных», «Превращения в сказочных персонажей», «Прогулки по волшебному лесу» и т. д.
Игра в сказку. Сюжетно – ролевым играм вообще принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.
Художественная литература,
особенно сказки, является для дошкольников
особой формой действительности –
это реальность человеческих эмоций,
чувств в особых, сказочных условиях.
Игры, связанные со сказочными сюжетами,
появляются у детей под влиянием
взрослого и самих
Игра в сказку позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победу и поражение, счастье и беду. Одно это уже расширяет границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В сюжетно – ролевых играх на сюжеты сказок разных народов дети могут изменять различные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время прослушивания сказки, просмотра кукольных спектаклей, они могут реализовывать в игре, проявляя свою активность, преданность, отзывчивость. Как правило, дети творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. (см. приложение №2).
При наблюдении за такими играми педагогу целесообразно оценивать следующее:
- Как осуществляется
- Какую роль ребенок охотно берет на себя, от какой, наоборот, отказывается или берет неохотно?
- Как протекает игра, какие события она включает?
- Что выпадает из сюжета сказки?
- Что в сюжет сказки привносится?
- Что разыгрывается в сказке подробно, а что только слегка намечено, выполняется как бы мимоходом?
- Как разыгрывается каждая роль – какие поступки совершают действующие лица, какие качества героев отражают дети в своем игровом поведении?
- Получает ли в игре отражение переживания героев?
Игра – драматизация. Сфера восприятия детьми художественного произведения, в частности сказки – особая область. Хотя сказка Дж. Родари, вследствие особенностей ее содержания и композиционной структуры, создает благоприятные условия для возникновения у детей сопереживанию герою, у некоторых из них одно прослушивания художественного текста еще не вызывает соответствующих эмоциональных переживаний. Чтобы лучше понять и более глубоко прочувствовать смысл сказки, детям необходимо воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в развернутой внешней форме, ы форме игры – драматизации. Благодатной почвой в данном случае является насыщенность сказки Дж. Родари диалогами, динамизм действия, характерные роли – маски./6/
Являясь одной из форм сюжетно – ролевой игры, игра – драматизация по сюжету сказки, художественного произведения, имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия воспроизведения и ролевой игры, дает педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у дошкольников.
Таким образом, сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ понятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующийся личности.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным актуальность и практическая значимость научных исследований, целью которых является изучения восприятия сказок Дж. Родари детьми дошкольного возраста. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, олицетворяющих добро и зло, по сути, едины в сказках Дж. Родари. В этом смысле любая сказка не знает границ, она – для всего человечества.
В заключение хочется сказать, что сказка Дж. Родари – это не только развлечение (хотя только за одно это ее можно было бы ценить и любить). Совместное чтение сказки является благодатной почвой для расширения общения с ребенком, помогает понять особенности его восприятия, возвращает нас к поэтическому видения мира. Но, кроме всего этого, сказка совершенно необходима дошкольникам, потому что лучше сказки никто и ничто не умеет развивать фантазию ребенка и его способности действовать в воображении с предметами и событиями. А без такой способности человек не может ни учиться, ни строить планы.
Процесс восприятия сказки Дж. Родари – это двойная работа воображения. Воспринимая сказку, читатель берет на себя роль понравившегося ему персонажа и в этой роли совершает действия в воображаемых обстоятельствах, заданных сказкой. И действия эти тоже воображаемые. Поэтому сказка с удвоенной силой (по сравнению с игрой) нагружает воображение, развивает и тренирует его.
Таким образом, мы возвращаемся
к вопросу о несомненной
Работа со сказкой учит детей быть мыслить более связно, логично, укрепляет их память, дает представление о новых для них предметах и явлениях.
Сказочные коллизии легко воспринимаются детьми и по – настоящему трогают их. Это школа нравственности, которая учит различать хорошее и плохое, воспитывает веру в добрые поступки, формирует оптимистический взгляд на возможности человека и его судьбу.
Невзирая на несомненную «стратегическую» общность, сказки, конечно же, сохраняют национальную индивидуальность, да и внутри национального фольклора каждая подлинно народная сказка по – своему неповторима. Работая со сказкой, необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее сокровенно нравственного смысла, широко использовать сказку как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.
Сопоставление вариантов сказок, различных «редакций» одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для осмысления сказки, установление связи сказки народной со сказкой литературной и шире – вообще с литературным творчеством – благодатные возможности работы со сказкой в детской аудитории./2/
В заключение вновь хотелось бы вернуться к словам Дж. Родари, писавшего, что «творческая жилка воображения есть у всех – у ученого, у инженера; для научных открытий она так же важна, как для создания произведения искусства; в конце концов, она нужна и просто в повседневной жизни». Сочиняйте же сказки сами, учите этой науке детей. И пусть чудесная книга чудесного Джанни Родари станет вам в этом хорошим помощником!
Цель реферата достигнута. В нем дана исчерпывающая информация и по биографии Дж. Родари, и по его детским произведениям, и методика работы со сказками. Этот материал можно использовать в ДОУ на занятиях с детьми.
Список литературы
Приложение 1
Информация о работе Джанни Родари. Сказочник и мастер фантазии