Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 19:12, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть, какими были общественные движения второй четверти XIX века, и какие пути развития России они предлагали.
Задачи:
проанализировать общественное движение в России после декабристов;
сравнить идеи западников и славянофилов;
описать зарождение разночинского этапа революционного движения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Общественное движение в России после декабристов.Начало революционной деятельности В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.А. Бакунина …………….5
Ситуация после декабристского восстания ………………………………5
Возникновение новых кружков в 20-30-е г.г……………………………..6
«Философические письма Чаадаева ………………………………………8
Идейные разногласия западников и славянофилов ………………………...10
Славянофилы ………………………………………………………………..10
Революционные демократы ………………………………………………..12
Западники ……………………………………………………………………12
Общие позиции славянофилов и западников …………………………….13
Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Зарождение разночинского этапа революционного движения ……………………………………………………14
«Пятницы» …………………………………………………………………..14
Учение Фурье ……………………………………………………………….15
Революционные позиции петрашевцев ……………………………………16
Заключение ………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

Европейская литература и русское общество во второй четверти 19 века..docx

— 58.55 Кб (Скачать файл)

«Пятницы» проводились также у Плещеева, Спешнева, Кузьмина, Ханыкова и других петрашевцев. Аналогичные кружки, по некоторым предположениям, существовали и в других городах - Москве, Казани, Ревеле и Ростове (Ярославской губернии). В 1845 г. петрашевцами был выпущен карманный словарь иностранных слов, изданный Н. Кирилловым, под редакцией Майкова. Сам Кириллов никакого отношения к петрашевцам не имел. Второе издание этого словаря, вышедшее в 1846 г., было конфисковано за пропаганду в нем идей фурьеризма. Все конфискованные экземпляры были сожжены. Пропаганда фурьеризма в словаре велась следующим образом. При объяснении слов «нормальное состояние» петрашевцы писали: «Нормально развитым или благоустроенным обществом, обществом, находящимся в нормальном состоянии,- будет то, которое доставляет всякому из членов своих средства для удовлетворения их нужд пропорционально потребностям».

3.2. Учение Фурье

При объяснении слов «организация производства» Петрашевский говорит прямо, что из всех учений, существующих на свете, учение Фурье9 является самым замечательным.

Далее рассказывается о том, что Фурье стремился к созданию такого общества, в котором примирялись бы интересы капиталистов, рабочих и людей умственного труда путем того, что 4/12 из чистой выгоды предоставляется на долю вкладчика капитала, т. е. капиталисту, 5/12 - самому производителю (рабочему) и 3/12 - тому, чья идея, чье знание, чей талант руководили этим производством. Вместе с этим там же пропагандировались фурьеристские «фаланстеры» как наилучшая форма организации человеческого общества.

Проповедь идей утопического социализма у петрашевцев связывалась с резким осуждением крепостничества. В 1848 г. Петрашевский выпустил специальное литографированное обращение к съезду петербургских дворян «О способах увеличения ценности дворянских или населенных имений», где выдвинул относительно умеренное предложение о том, чтобы купцам было дано право покупать землю вместе с крестьянами, однако с условием предоставления при этом права крестьянам выкупаться на волю или быть только обязанными крестьянами. Чтобы заинтересовать в этом помещиков, он доказывал им, что для помещиков такая операция выгодна, так как тогда цена на землю поднимется.

Дворяне не обратили внимание на это предложение Петрашевского, зато им заинтересовалось III отделение10.

Взгляды петрашевцев на пути уничтожения крепостничества нельзя сводить к мерам, предлагаемым в данной записке Петрашевского, ибо петрашевцы и сам Петрашевский были решительными сторонниками уничтожения крепостничества. Момбелли показал, что когда во время одной из очередных «пятниц» он был президентом (председателем) собрания, то на нем разбирались вопросы «о свободе книгопечатания, перемене судопроизводства и освобождении крестьян»; «особенно резко говорили об этих предметах Головинский и Петрашевский; последний из них сказал, что вопросы эти должны решаться в один день».

3.3. Революционные позиции  петрашевцев

Наряду с уничтожением крепостничества петрашевцы стояли также за уничтожение самодержавия. Петрашевский выдвигал необходимость осуществления в России переворота. В докладе генерал-аудитора царю по делу петрашевцев говорится, что по окончании в 1841 г. курса в университете «...либеральное направление в нем еще более укрепилось от изучения социальных систем, в особенности системы Фурье. Избрав изучение этих систем как средство к достижению преступного замысла на ниспровержение настоящего государственного устройства, он употреблял разные средства к осуществлению своего предположения». Революция 1848г. на Западе способствовала оживлению деятельности петрашевцев, укреплению их взглядов и сосредоточила их внимание во время «пятниц» на вопросах свержения самодержавия. В этих условиях заметнее стало их размежевание на две группы. Умеренные представители петрашевцев стояли за ограничение деятельности общества мирной пропагандой фурьеризма. Революционное же крыло петрашевцев верило в близость революции в России и готовилось к ее свершению. Об этом свидетельствует сам Николай Гаврилович Чернышевский, который через Ханыкова был связан с петрашевцами. В своем «Дневнике» Чернышевский писал, что при встрече с Ханыковым в декабре 1849 г. они «более всего говорили о возможности и близости у нас революции». Ханыков заявлял Чернышевскому, что революции в России «недолго дожидаться». Революционное крыло петрашевцев возглавляли Петрашевский и Н. А. Спешнев. Они стремились создать тайное общество с целью организации восстания. В докладе генерал-аудитора Петрашевскому предъявляется следующееобвинение: 
«В конце 1848 г. Петрашевский возымел замысел к скорейшему достижению переворота, уже не посредством пропаганды, а действиями насильственными, пытался образовать тайные общества отдельно от своих собраний».

Такая попытка нашла выражение в подписке членов этой организации, которую они должны были давать при вступлении в нее. Текст документа был обнаружен следственными властями у Спешнева.

В этом документе говорилось: «Я, ниже подписавшийся, добровольно, по здравом размышлении и по собственному желанию» поступаю в Русское общество и беру на себя следующие обязанности, которые в точности исполнять буду. Когда Распорядительный комитет общества, сообразив силы общества, обстоятельства и представляющийся случай, решит, что настало время бунта, то я обязываюсь, не щадя себя, принять полное и открытое участие в восстании и драке, т. е. что по извещению от Комитета обязываюсь быть в назначенный день, в назначенный час в назначенном месте, обязываюсь явиться туда и там, вооружившись огнестрельным или холодным оружием или тем и другим, не щадя себя, принять участие в драке и как только могу споспешествовать успеху восстания».

О революционных позициях Спешнева свидетельствует также текст непроизнесенной речи, захваченной III отделением у Спешнева, где говорится, что он был намерен пользоваться устным словом «для распространения социализма, атеизма и терроризма». К левому крылу примыкали также Момбелли, Григорьев, Филиппов и другие. В произведении поручика Григорьева «Солдатская беседа», посвященном вопросу о положении в армии, Григорьев «...употребил в высшей степени дерзкие выражения о начальстве и священной особе вашего императорского величества. Вообще,- продолжает в своем докладе генерал-аудитор,- сочинение это сколько по содержанию, столько и по слогу, приноровленному к пониманию солдат, могло увлекательно действовать как на них, так и на народ, который представлен также угнетенным от помещиков».

В дневнике Момбелли, видного участника группы Спешнева, также встречаются резкие выражения в адрес царя. Момбелли пишет, что он «желал бы чадолюбивого императора в продолжении нескольких недель посадить на пищу витебского крестьянина, который ел хлеб с мякиной и соломой». Момбелли пишет о необходимости уничтожения деспотизма. Филиппов-петрашевец в своих заповедях указывал на то, что «царь, который забыл свой долг, не хочет заступиться за народ, унять господ и начальников, - тот враг богу и людям». Комментируя четвертую заповедь закона божия, где говорится: «помни день субботний» - Филиппов подчеркивает, что помещики гоняют крестьян на барщину и в будни и в праздники. «Видали мы господ, - пишет он,- что почитай целую неделю гоняют бедных мужичков на барщину».

Вывод из этого сторонники левого крыла петрашевцев делали тот, что необходимо организовать вооруженное восстание, свергнуть царя и уничтожить крепостничество.

Правительство увидело в петрашевцах опасный элемент. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 г. они были арестованы.

Для ведения следствия была создана особая комиссия во главе с генерал-аудитором11. По окончании следствия был назначен военно-полевой суд. В ноябре 1849 г. несколько петрашевцев были приговорены к расстрелу, остальные - к каторге; 22 декабря троих из них заставили пережить ужас смерти, так как их (Петрашевского, Спешнева и Момбелли) поставили на эшафот, дали команду стрелять по ним и лишь после этого объявили о замене смертной казни ссылкой в Сибирь. Петрашевский был приговорен к пожизненной ссылке, остальные - к ссылке на различные сроки, от 10 до 15 лет. Так закончилась деятельность петрашевцев.

Кружки петрашевцев продолжили дальнейшее развитие общественного движения в России, они явились промежуточным звеном на пути к новому, разночинскому, революционно-демократическому этапу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на Николаевскую реакцию (по словам А.И. Герцена - «внешнее рабство»), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить “внутреннюю свободу” - независимость и свободомыслие духовной элиты.

Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.

В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного “духовного парламента” России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Изучив данную тему, можно сделать вывод о том, что Россия второй четверти XIX века отличалась многообразием различных движений и политических взглядов. Но, несмотря на это, многие идеи так и не получили своего продолжения. Можно долго спорить о том правильным ли путём в конце концов стала в последствии развиваться наша страна, но историю как говориться не переписать. Сегодня, обращая свой взгляд на события былых времён, мы должны научиться не делать ошибок, допущенных нашими предками и выбрать тот путь развития, который позволит нашему государству стать великой державой.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Водовозов Н.В. Виссарион Григорьевич  Белинский. М., 1986.

2. Восточный вопрос во внешней  политике России кон. XVIII - нач. XX вв. / Под ред. Н.С. Киняпиной. М., 1977.

3. Киняпина Н.С. Внешняя политика  России первой половины XIX в. М., 1963.

4. Ковальченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский  аграрный рынок XVIII - начала XIX в. М., 1974.

5. Леонтович В.В. История либерализма  в России. М., 1994. С.

6. Пирумова Н.М. Александр Герцен: Жизнь и деятельность. М., 1989

7. Российские государи: Их происхождение, интимная жизнь и политика. М., 1993.

8. Российская дипломатия в портретах / Под ред. А.В. Игнатьева. М., 1992.

9. Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская  мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999

12. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М., 1990.

13. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986.

14. И.В. Кузнецов, В.И. Лебедев. Пособие для учитилей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв". Учпедгиз. Москва, 1958г.

 

1 Цитата С. П. Шевырева из письма к М. П. Погодину.

2 «Дмитрий Калинин» 1830.

3 По имени бывшего воспитанника университетского пансиона Н.П.Сунгурова, выдававшего себя за члена сохранившейся декабристской организации.

4 Немецкий студент, убивший в 1819 г. драматурга А. Коцебу, считавшегося агентом русского правительства в Германии.

5 Марселье́за (фр. La Marseillaise )— самая знаменитая песня Великой французской революции, ставшая сначала гимном революционеров, а затем и всей страны.

6 Собр. соч., т. 9, 1956, с. 36

7 Из называли «левыми западниками»

8 По имени основателя Буташевича-Петрашевского, переводчика Министерства иностранных дел

9 Франсуа́ Мари́ Шарль Фурье́ (1772- 1837) — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма.

10 Орган политического сыска и следствия в России. Создан императором Николаем I в 1826 г.

11 Главный военный судья

 

 


Информация о работе Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX в