Формирование представления о патриотизме на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Патриотические чувства заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы разбудить эти чувства, научить детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о патриотизме младших школьников 5
1.1 Анализ понятия «патриотические чувства» в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Формировании нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения . 7
Глава 2. Направления работы по формированию патриотических представлений на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников…………………………………….15
2.1 Формы и приемы работы по формированию представлений о патриотизме на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………15
2.2 Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения…………….21
Заключение 25
Список использованной литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

С самого раннего возраста искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое.

А.Д. Солдатенков полагает, что объективным показателем патриотизма является «моральное отношение индивида к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, героям войны, людям труда, к Родине» [23, с. 52]. Формирование этической культуры и моральная направленность, конечно, могут быть показателем патриотизма.

Следует отметить, что с одной стороны, умение различать добро и зло, действовать в защиту кого-то или чего-то, уважение к другим и т.д. (т.е. категории, отражающие нравственные начала личности) - могут стать основой становления патриотизма. С другой стороны - патриотизм может быть тем интегративным полем, где проявляется нравственная культура личности. Эта взаимосвязь естественна, поскольку процесс нравственного воспитания человека предполагает усвоение нравственных норм как ценностей общего жития, готовности сохранять и оберегать все то, что дорого человеку, в том числе - Родину.

М.А. Терентий [27] считает, что о формировании патриотизма можно судить по содержанию, объему, систематичности приобретенных учащимися знаний в области патриотизма; степени самостоятельности патриотических суждений; качеству мировоззренческой убежденности, проявляющейся в делах и поступках школьника. Т.М. Суходолова [24] уточняет содержание знаний (знание боевой и трудовой славы народа) и вводит в качестве показателей участие в общественно-полезном труде, самовоспитание и т.д.

Обобщая перечисленные суждения, заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента: когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценно), эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны), деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, заботиться о пожилых людях и маленьких детях, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира и т.д).

Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота - знающего, чувствующего и действующего. Причем, именно в деятельности субъекта выстраивается смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация.

Перечисленные компоненты могут проявляться на разных уровнях и в различных сочетаниях. В.Г.Максимов [16] отмечает, что уровней воспитанности по каждому качеству можно представить как минимум два и как максимум - неограниченное количество. Мы полагаем возможным выделить три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности патриотизма младшего школьника;

- высокий уровень - учащийся имеет  глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.;

- средний уровень - учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны;

- низкий уровень - знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

Рассматривая патриотическое воспитание школьников как целенаправленный, специально организуемый процесс формирования патриотических качеств (который предполагает освоение школьником определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной ориентации и активно-деятельностной социальной самореализации) мы, в рамках предстоящего исследования, предполагаем, уточнить современные формы и содержание патриотического воспитаниям младших школьников, определить потенциал сотрудничества различных социальных институтов в процессе патриотического воспитания, определить возможности адаптации некоторых образцов соответствующего зарубежного опыта.

Эмоционально-чувственный критерий включает в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», особенность проявления чувств.

Поведенческо-волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» (участие в акциях по облагораживанию местности, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и ее имуществу, к делам за пределами школы.

На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:

4 уровень - уровень проявления патриотических  качеств личности по всем 4 критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные.

3 уровень - уровень западания отдельных  показателей в каждом критерии: нравственные качества личности  проявляются лишь под контролем  учителя; проявляет чувство привязанности  и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется.

2 уровень - уровень проявления патриотических качеств не менее чем по трем критериям: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно - может послушать, но сам материал не готовит.

1 уровень - уровень проявления патриотических  качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Направления работы по формированию патриотических  представлений на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта  младших школьников

 

2.1 Формы и приемы работы по формированию представлений о патриотизме  на уроках литературного чтения в начальной школе

 

Изменение качества российского образования и его оценка является одним из центральных направлений комплексной программы модернизации российского образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Следующий шаг в этом направлении должен быть сделан в сторону содержательного наполнения направления «оценки качества российского образования». Прежде всего это касается подходов к новому поколению образовательных стандартов в связи с изменением и его понятия, и его структуры. Основной акцент должен быть сделан на разработку требований к образовательным программам, результатам образования и условиям их достижения. Под новые образовательные результаты необходима разработка и новых контрольно-измерительных материалов, другая система мониторинговых исследований и диагностики, другая система аттестации, как учащихся, так и педагогов, аккредитация образовательных учреждений, требует изменений подход к содержанию и организации всей системы повышения квалификации педагогов и управленцев в сфере образования. 

Для перехода к следующему поколению государственных образовательных стандартов необходимо еще раз обозначить ряд противоречий, которые обострились после введения в марте 2004 года приказом МО РФ Федерального компонента государственного стандарта общего образования: 

1) Противоречие между знаниевым и компетентностным подходами в образовании.

До сих пор неявно признается тождественность изучаемого и приобретенного обучающимся. Все, что может пригодиться в жизни учащимся (а, скорее всего, большинству никогда не пригодится) должно быть обязательно заблаговременно изучено всеми. Возможность учащегося самому определять, какие именно и в каком объеме знания ему необходимы, и в соответствии с этим выстраивать работу по их получению не признается.

Стандарт, ориентированный на такое образование, касается регламентации номенклатуры учебных предметов и наполняющих их дидактических единиц. Важнейшим элементом такого стандарта является перечень обязательных к изучению фрагментов научного содержания, т.е. обязательного минимума содержания. При таком подходе предметом стандартизации является содержание образования – наполнение учебных программ и обеспечивающее освоение программы единственное условие – базисный учебный план.

Компетентностный подход ориентирован на современное постиндустриальное общество, где единицей измерения потенциала выпускника является не столько номенклатура знаний, умений и навыков, сколько круг задач, потенциально решаемых выпускником, опыт их решения и способность к самостоятельному приобретению такого опыта. При таком подходе на первый план, наряду с общей грамотностью и предметными знаниями могут выступать такие качества выпускника, как, например, способность выдвижения и проверки гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Именно эти и ряд других способностей в большей степени востребованы в постиндустриальном обществе. При таком подходе именно они и должны стать одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Основной проблемой в настоящее время будет – как превратить набор ключевых компетентностей в перечень образовательных результатов, демонстрирующих степень овладения компетентностями, какими средствами учебные и внеучебных образовательных программ должны формировать компетентности и, наконец, каковы технологии оценивания степени их сформированности.

Речь  уже  должна идти не только (и не столько) об усвоении   знаний, умений и навыков, как о результатах обучения, а должна ставиться задача освоения разных видов деятельности, затребованных в любых жизненных ситуациях.  

Следовательно,  основная  задача при разработке новых стандартов заключается в том, чтобы описать результаты образования на каждой ступени обучения через умения школьников действовать в разных учебных, внеучебных, социальных ситуациях. 

2) Противоречие между экстенсивным  подходом к построению базисного  учебного плана и требованием устранения перегрузки учащихся.

«Цена» достижения желаемых образовательных результатов, выраженная в затратах времени участников образовательного процесса, является до сих пор неприемлемой для детей и их родителей, поскольку школьное образование нельзя рассматривать как самоценность – это средство (несомненно, очень важное), прежде всего, развития детей. Однако существуют и другие средства развития ребенка, его личности – дополнительное образование, самообразование, занятия спортом, общение, общественно-полезная деятельность и т.п. С этой точки зрения затраты времени на обучение – это всегда время, «отнятое» от других видов деятельности, не менее значимых для развития личности.     

Естественно, что любая такая деятельность требует определенных затрат времени. Поэтому ни один вид деятельности, включая школьное обучение, не должен претендовать на все время учащихся.

Номенклатура учебных предметов в учебном плане до сих пор остается нерешенной проблемой способа определения объема учебного времени. Объем учебного времени продолжает устанавливаться через еженедельное число часов на изучение тех или иных предметов. Такой способ ограничивает самостоятельность школы в планировании образовательного процесса. Этот способ нормирования препятствует созданию гибкого учебного режима, ориентированного на здоровьесберегающие технологии.

Предлагается разработать и представить другой механизм определения объемов учебного и внеучебного времени школьников в рамках образовательного плана работы школы. Целесообразно рассмотреть вопрос о замене учебного плана на образовательный план школы, в котором заложить требования к соотношению учебных и внеучебных видов деятельностей при переходе от одного возраста к другому. Целесообразно также указать соотношение между учением и обучением, которое должно меняться от класса к классу.  

Информация о работе Формирование представления о патриотизме на уроках литературного чтения как средство обогащения нравственного опыта младших школьников