«Герой Нашего Времени» – психологический роман

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:13, аттестационная работа

Описание работы

C давних времен человечество совершало открытия в разных сферах, стремясь усовершенствовать свою жизнь, будь то техника, медицина или астрология. Поэтапно решая свои насущные проблемы, люди хотели найти ответы на вечные вопросы, открыть тайны, скрытые от них. И все чаще и чаще человек задумывался,- а что там, за пределами Земли, где заканчивается галактика и, наконец, сколько тайн хранит вселенная? Но, пытаясь познать далекую и неизвестную вселенную, порой забываем и не видим, что «вселенная» рядом. Когда мы присматриваемся ко всему и ко всем, что нас окружает, то понимаем, что каждый человек – море загадок и неизвестных тайн, разгадывать которые можно вечно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Жизненный путь Михаила Юрьевича Лермонтова………………………..5
2.Закономерность появления романа «Герой Нашего Времени»…..............11
3.Психологизм в художественной литературе ………………………………14
3.1. Композиция романа «Герой Нашего Времени» и система рассказчиков……………………...............................................................15
3.2. Психологическая деталь как средство характеристики внутреннего состояния героев…………….…………………………………………...18
3.3. Природа как способ отображения характеров и эмоций героев…………….………………………………………………………..20
3.4. Личность Печорина…….…………………………………………....21
3.5. Грушницкий как психологический двойник Печорина……...........24
4. Психологический анализ главного героя романа «Герой Нашего Времени»…………………………………………………………………………26
Выводы и заключения…………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №25 с  углубленным изучением гуманитарного  цикла.

 

 

Экзаменационная работа по литературе

 

 

 

 

«Герой Нашего Времени» – психологический роман

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Автор:

                                                                                         Довгаль А.С.

                                                                                        Ученица 11 «А» класса

                                                                                        МОУСОШ № 25.

                                                                                        Научный руководитель:

                                                                                        Корнеева А.Б.

                                                                                        Учитель литературы

 

 

 

Г. Благовещенск.

2008г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

стр.              

Введение…………………………………………………………………………3

1. Жизненный путь Михаила Юрьевича  Лермонтова………………………..5

2.Закономерность появления романа  «Герой Нашего Времени»…..............11

3.Психологизм в художественной литературе ………………………………14

3.1. Композиция романа «Герой Нашего Времени» и система рассказчиков……………………...............................................................15

3.2. Психологическая деталь как средство характеристики внутреннего состояния героев…………….…………………………………………...18

3.3. Природа как способ отображения характеров и эмоций героев…………….………………………………………………………..20

3.4. Личность Печорина…….…………………………………………....21

3.5. Грушницкий как психологический двойник Печорина……...........24

4. Психологический анализ главного героя романа «Герой Нашего Времени»…………………………………………………………………………26

 Выводы и заключения…………………………………………………………..29

 Список используемой  литературы……………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

C давних времен человечество совершало открытия в разных сферах, стремясь усовершенствовать свою жизнь, будь то техника, медицина или астрология. Поэтапно решая свои насущные проблемы, люди хотели найти ответы на вечные вопросы, открыть тайны, скрытые от них. И все чаще и чаще человек задумывался,- а что там, за пределами Земли, где заканчивается галактика и, наконец, сколько тайн хранит вселенная? Но, пытаясь познать далекую и неизвестную вселенную, порой забываем и не видим, что «вселенная» рядом. Когда мы присматриваемся ко всему и ко всем, что нас окружает, то понимаем, что каждый человек – море загадок и неизвестных тайн, разгадывать которые можно вечно.

Следует заметить, что в советское  время в нашем обществе не получала должного внимания и развития такая  наука, как психология. В наше время  дано достаточно  развернутое определение  этому термину. Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни человека и животных.  Таким образом, психология изучает душевные переживания индивидума, ищет их причины, анализирует настоящее состояние, прогнозирует дальнейшее развитие. Кроме того, термином «психология» обозначается также совокупность психических процессов, сопровождающих какой-либо вид человеческой деятельности. Основные функции психологии: понять, осознать, прочувствовать все и всех, что окружает нас, а также воспитать в каждом человеке чувства, побуждающие к каким – либо действиям.

В наши дни эта наука проникает  во все сферы деятельности человека. Сегодня многие понимают, что прежде чем дать оценку каким-либо действиям  и поступкам, важно понять мотивы, подвигающие людей на те или иные действия. В общем, разобраться в психологическом сплетении  духовного мира человека с окружающей его средой.

Одним из лучших способов познания человека является литература. Литература -  это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной. Но все же это не строгая наука, литература - явление культуры, вид искусства, отображающий и некоторые психологические аспекты. Основные функции литературы: социально-эстетическая, преобразующая, познавательная, воспитательная и языкотворческая.

Таким образом, становится ясно, что  литература и психология неминуемо  соприкасаются друг с другом, ведь основные функции литературы не могут  быть осуществимы без  психологии.

Следует отметить, что литература не сразу отражала внутренний мир  человека при помощи психологических  деталей. Изначально состояние души отображалось напрямую, при помощи реплик и непосредственных описаний человека или его состояния. И  только некоторое время спустя литераторы смогли передать в своих произведениях все переживания при помощи различных деталей.

Выбор произведения, которое стало  предметом моего экзаменационного реферата, объясняется тем обстоятельством, что роман М. Ю. Лермонтова «Герой Нашего Времени» признан в отечественной литературе первым психологическим романом. Таким образом, цель  моей исследовательской работы – доказать, что роман «Герой Нашего Времени» - первое звено в психологической русской художественной литературе. В соотвествии с целью я определила задачи:

  • Изучить биографию М. Ю. Лермонтова и историю создания романа;
  • Раскрыть черты психологизма в романе;
  • Сделать анализ личности главного героя романа с точки зрения современной психологии.

Предмет исследования – роман М. Лермонтова «Герой Нашего Времени».

Объект исследования- черты психологизма в романе.

В ходе работы над рефератом, я использовала большое количество источников, некоторые  статьи и книги легли в ее основу: №3, в этой статье очень подробно и четко отображена жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческий путь и изменения на протяжении всего жизненного пути; №15, где подробно и четко объяснены все черты психологизма и дано развернутое трактование этому термину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

 

 

Лермонтов Михаил Юрьевич родился  в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, а умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.

 Неведомый избранник, сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с Шан–Гриеями, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго. Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери поэта бабушка, женщина умная, властная взяла его под свою опеку, полностью отстранив отца от воспитания.

Детские впечатления от семейной драмы  отразились в творчестве Лермонтова, прямо или косвенно отразились в нем и родовые предания.

Детство поэта проходило в имении Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование (гувернер – француз, бонна  – немка, позднее преподаватель  – англичанин), с детства свободно владел французским и немецким языками. Уже ребенком Лермонтов хорошо знал быт (в том числе и социальный) помещичьей усадьбы, запечатленный в его автобиографических драмах. Летом 1825 бабушка повезла мальчика на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Позже упоминания о водах на Кавказе мы увидим в одной из частей романа «Герой Нашего Времени». В 1827 семья переезжает в Москву, и 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4–ый класс Московского университетского благородного пансиона, где получает систематическое гуманитарное образование, которое пополняет систематическим чтением. Уже в Тарханах определился острый интерес мальчика к литературе и поэтическому творчеству; в Москве его наставниками становятся А.З.Зиновьев, А.Ф.Мерзляков (у которого он берет домашние уроки) и С.Е.Раич, руководивший пансионским литературным кружком. В стихах Лермонтова 1828–30 есть следы воздействия “итальянской школы” Раича и воспринятой через нее поэзии К.Н.Батюшкого, однако уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму (первоначально – в интерпретации Пушкина), а также на литературно–философскую программу любомудров в “Московском вестнике”. В ближайшие годы байроническая поэма становится доминантой раннего творчества поэта. В 1828–29 он пишет поэмы “Корсар”, “Преступник”, “Олег”, “Два брата”.

В марте 1830 вольные порядки Московского  пансиона вызвали недовольство Николая I (посетившего пансион весной), и по указу Сената он был преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов уклоняется “по прошению” и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково (апрель – начало мая – июль 1830); в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно–политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение поэта – Екатериной Александровной Сушковой, с которой он познакомился у своей приятельницы А.М.Верещагиной. С Сушковой связан лирический “цикл” 1830. По–видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Наталье Федоровне Ивановой, дочери драматурга Ф.Ф.Иванова; стихи ивановского цикла отличаются повышенной драматичностью, включая мотивы любовной измены, гибели и т.п.; общие контуры романа с Ивановой отразились в драме “Странный человек”. Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова начала 1830–х гг. была Варвара Александровна Лопухина, в замужестве Бахметева, сестра его товарища по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным; по мнению близкого к поэту А.П.Шан–Гирея, Лермонтов “едва ли не сохранил... его до самой смерти своей”. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах, так и поздних произведений: “Валерик”, посвящение к VI редакции “Демона”; образе проходит в стихотворениях “Нет, не тебя так пылко я люблю”, в “Княгине Лиговской” (Вера) и др.

В 1832, разочарованный казенной рутиной  преподавания, Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург (июль–начало августа), надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, поэт не без колебаний принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два “страшных года” в закрытом военном учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо натуралистическом виде отразился в юнкерских поэмах – “Петергофский праздник”, “Уланша”, “Гошпиталь” – все 1834года). Она оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб–гвардейский Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма “Хаджи Абрек”, поэт отдает в цензуру первую редакцию драмы “Маскарад”, работает над поэмами “Сашка”, “Боярин Орша”, начинает роман “Княгиня Лиговская”. Он получает возможность общения с литературными кругами Петербурга. Сведения об этих контактах скудны; известно о знакомстве Лермонтова с А.Н.Муравьевым, И.И.Козловым и близким к формирующихся славянофильским кружкам С.А.Раевским, что способствовало укреплению уже определившегося интереса поэта к проблемам национальной истории и культуры. Раевский, один из близких друзей Лермонтова (в 1837 пострадавший за распространение “Смерти Поэта”), был полностью посвящен в процесс работы над романом “Княгиня Лиговская”, одна из сюжетных линий которого опирается на историю возобновившегося романа поэта с Сушковой.

В 1835–1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с  Пушкиным он также не знаком. Тем  более принципиальный характер получает его стихотворение «Смерть Поэта», написанное сразу же после гибели Пушкина. Лермонтов говорил от лица целого поколения, одушевляемого скорбью о гибели национального гения и негодованием против его врагов. Стихотворение мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широкую известность. Основную тяжесть вины Лермонтов перенес на общество и его верхушку – «новую аристократию», не имеющую за собой опоры в национальной исторической и культурной традиции и составлявшую в столице ядро антипушкинской партии, сохранившей к поэту и посмертную ненависть. Заключительные 16 строк стихотворения (написанные позднее, 7 февраля) были истолкованы при дворе как “воззвание к революции”. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о “непозволительных стихах”. Под арестом поэт пишет несколько стихотворений: “Сосед”, “Узник”, положивших начало блестящему “циклу” его “тюремной лирики”: “Соседка”, “Пленный рыцарь”  и др.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком  в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, апрель–начало мая – 1–ая половина сентября 1837); по пути следования в полк он “изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по–черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...” (письмо Раевскому, 2–я половина ноября – начало декабря 1837), в ноябре был в Тифлисе, где, по–видимому, возникли связи с культурной средой, группировавшейся вокруг А.Чавчавадзе (тестя Грибоедова), одного из наиболее значительных представителей грузинского романтизма. Лермонтов близко соприкасается с народной жизнью, видит быт казачьих станиц, русских солдат, многочисленных народностей Кавказа. Все это проецируется в его творчество, в частности, утвердив в нем фольклористические интересы; в 1837 он записывает сказку об Ашик–Керибе (“Ашик–Кериб”), стремится передать колорит восточной речи и психологию “турецкого” (тюркского, по–видимому, азербайджанского) сказителя; в “Дарах Терека”, “Казачьей колыбельной песне”, “Беглеце” из фольклорной стихии вырастает народный характер, с чертами этнической определенности. В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М.Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н.В.Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится с ссыльными декабристами (В.М.Голицыным, В.Н.Лихаревым, М.А.Назимовым) и близко сходится с А.И.Одоевским, памяти которого посвятил прочувственное стихотворение (“Памяти А.И.Одоевского”).

Информация о работе «Герой Нашего Времени» – психологический роман