Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
Герой нашего времени» - уникальное явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. Это «одна из самых удивительных книг во всей мировой литературе» (И.Андроников). Наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, «Мертвыми душами» Н.В.Гоголя лермонтовское произведение находится у истоков нового русского романа. «Эти произведения - те «три кита», на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины ХIХ-го столетия, принесшая нашей отечественной словесности мировую славу».
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 7
1.1. Понятие романа как литературного жанра 7
1.2. История развития русского романа 9
1.3. Философская проблематика романа 12
ГЛАВА 2 19
2.1. История создания романа «Герой нашего времени». 19
2.2. Философская проблематика романа «Герой нашего времени» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 7
1.1.
Понятие романа как
1.2.
История развития русского
1.3.
Философская проблематика
ГЛАВА 2 19
2.1.
История создания романа «
2.2.
Философская проблематика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37
Герой нашего времени» - уникальное явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. Это «одна из самых удивительных книг во всей мировой литературе» (И.Андроников). Наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, «Мертвыми душами» Н.В.Гоголя лермонтовское произведение находится у истоков нового русского романа. «Эти произведения - те «три кита», на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины ХIХ-го столетия, принесшая нашей отечественной словесности мировую славу».
Как всякое подлинно классическое
произведение, «Герой нашего времени»
живет интенсивной
Одна из видных исследовательниц лермонтовского творчества, Э.Г.Герштейн, подводя итог своим многолетним научным изысканиям, приходит к выводу: «Роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге» [6]. Далее она дает перечень до сих пор не решенных более или менее однозначно вопросов: «Что такое образ Печорина? Национальный тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой переходной эпохой - 30-х годов ХIХ-го века? Или он сохраняет свое влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в этом образе? А само произведение – самобытное или подражательное? Каким художественным стилем и методом написан роман – романтическим или реалистическим? И можно ли вообще называть «Героя нашего времени» романом? Можно ли так назвать собрание повестей?» [6]. Вывод, к которому приходит исследовательница, звучит следующим образом: «Ни на один из перечисленных вопросов твердого ответа в литературоведении нет. Споры ведутся до сих пор».
С момента своего выхода в свет лермонтовский роман является объектом постоянной полемики, и самые жаркие дискуссии разгораются, как только речь заходит о центральном персонаже. Устами главного героя Лермонтов предвосхитил баталии, развернувшиеся в критике вокруг фигуры Печорина: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно» [11]. Но исследователи порой забывают об этих словах. Их суждениям нередко присущи те самые категоричность и одномерность, которых опасался Печорин. У лермонтовского героя с самого начала появились яростные противники и не менее яростные заступники.
Печорин не имеет в себе ничего существенного, относительно к чистой русской жизни, которая из своего прошедшего не могла извергнуть такого характера, - писал С.П.Шевырев. - Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас Западом, тень его недуга, мелькающая в фантазии наших поэтов» [24].
На защиту Печорина встал Белинский, развернутая статья которого представляет, по справедливому замечанию Д.Е. Тамарченко, апологию героя. «Он просто отказывается признать в Печорине те отрицательные черты, о которых сам герой романа рассказывает в своем дневнике» [24]. Тенденции, обозначенные двумя приведенными точками зрения, во многом продолжают существовать и по сей день. Смеем утверждать, что адекватная интерпретация образа центрального персонажа имеет первостепенное значение в постижении художественного целого лермонтовского романа. Поскольку основные споры ведутся вокруг личности Печорина, его духовного мира и противоречий характера, трактовка фигуры главного героя оказывается теснейшим образом связаной с философскими проблемами человечества.
«Герой нашего времени» стоит у истоков русской психологической прозы. Как известно, по существу, это первый психологический роман в русской литературе. В качестве такового он очень обстоятельно исследован в отечественном литературоведении. В этом аспекте к нему обращались такие известные исследователи, как В.В. Виноградов, Э.Г. Герштейн, А.И. Журавлева, Е.Н. Михайлова, В.И. Коровин, Б.Т. Удодов, М.М. Уманская, Б.М.Эйхенбаум и др. Однако художественный мир романа столь многогранен, что он еще не может считаться исчерпанным.
Говоря о философии в «Герое нашего времени», исследователи чаще сосредотачиваются на изображении сложного противоречивого мира героя, «истории души» Печорина. Между тем, данная проблема, особенно в лермонтовской постановке, на наш взгляд, имеет еще ряд аспектов.
Романтики понимали внутренний мир человека как подлинную вселенную, прекрасную, беспредельную и таинственную. «Внутренняя Вселенная», которая еще великолепнее и достойнее восхищения, нежели внешняя, нуждается в ином небе, нежели то, которое простирается над нами, и в ином, более возвышенном мире, нежели тот, который обогреваем лучами солнца», - писал Жан-Поль [6].
Рассуждая об этом, романтики прежде всего имели ввиду жизнь духа, находящуюся в сложном процессе движения и борьбы противоречивых тенденций.
В трактате «Гений христианства» французский романтик Шатобриан писал: «В христианстве - от Моисея до Иисуса Христа, от апостолов до поздних отцов церкви - все являет нам внутреннего человека, все стремится рассеять мрак, которым он окутан» [9]. Достоинство христианской религии Шатобриан видел в том, что она стимулирует индивида к самопознанию, побуждает его обратить взор внутрь себя. Рассматриваемое понятие связано с христианской идеей самосовершенствования, которая невозможна без постоянного самонаблюдения, моральной оценки собственных поступков и мыслей, отчета перед своей совестью в содеянном.
Представления о внутреннем мире включали в себя неизбежность и необходимость самосозерцания, самопознания, самоанализа, устремленность мысли к центру «Я». Вместе с тем «внутренний человек» для романтиков - это сознание, ощущающее и воспринимающее внешний мир, и потому синтетическое в своей основе [7].
В силу того, что большая часть лермонтовского романа представляет собой дневник главного героя, в романе чрезвычайно важен образ воспринимающего сознания. Мир увиден глазами Печорина, другие персонажи проведены сквозь призму его восприятия. В лермонтоведении на это указывали И.А. Зайцева, С.Н. Никитин, Б.Т. Качурин, А.М. Шнеерсон. И все же данный аспект романа представляется не вполне исследованным. Кроме того, рассматривая дневник Печорина, исследователи чаще полностью доверяют его анализу и самоанализу, объективности его оценок в отношении окружающих и себя самого. Однако дневник Печорина - это сложнейшее явление, в котором присутствует как строгий анализ событий, так и отражение духовных процессов, которые еще не вполне осознанны героем [7]. Эти процессы обуславливают «многослойность» повествования; они в большей степени о отражены в лермонтовском романе.
Как известно, являясь неповторимой индивидуальностью, Печорин показан и как человек исторический, как герой своего времени. Историческое в романе прежде всего выступает в своем духовном выражении, определяя некоторые черты сознания героя. Поэтому представляется необходимым учитывать такие грани его духовного мира, которые определены временем. К подобным историческим приметам сознания Печорина, на наш взгляд, в особенности относится его ироничность, а также сосредоточенность на проблеме свободы воли и необходимости, которые чаще рассматривались в философском аспекте, нежели как черты сознания героя. Таким образом, роман Лермонтова, по-видимому, содержит целый ряд еще открытых вопросов, что и обуславливает актуальность обращения, к нему.
Целью курсовой работы является рассмотрение романа «Герой нашего времени» через призму философии, рассмотреть те ее грани, которые до сих пор не привлекали достаточного внимания исследователей.
В связи с этим в работе ставятся задачи:
В работе использованы традиционные историко-литературные и сравнительно-типологические способы анализа. При этом поставленные задачи диктуют необходимость детального «вчитывания» в текст, в связи с чем анализ порой соприкасается с эстетическим и психологическим комментарием к роману.
Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни [5].
Возможны следующие варианты повествования:
Название «Роман» возникло
в эпоху средневековья и
Несмотря на исключительную
распространённость этого жанра, его
границы до сих пор недостаточно
ясны и определенны. Наряду с произведениями,
носящими это имя, встречаются в
литературе последних столетий крупные
повествовательные
Все эти большие эпические жанры существуют наряду с романом и отличаются от него, хотя их названия, так же как и у романа, мало определены. Проблема заключается, следовательно, в том, чтобы подойти к самим произведениям, к их отличительным особенностям и на основании их изучения определить, что же такое роман, чем он отличается от других крупных повествовательных жанров, в чём его сущность. Подобного рода исследования неоднократно ставились историками и теоретиками литературы. Пытаясь определить особенности романа как жанра, они, однако, уходили в скрупулёзное описание отдельных романов, их строения, их композиционного своеобразия; они искали ответа на вопрос в плоскости формальных наблюдений, на основе чисто морфологических обобщений. Они делали своё исследование статическим, упуская социально-историческую перспективу. Ярким примером такого рода исследований могут служить работы «формальной школы», в частности работы В.Б. Шкловского [24].
Другого рода ошибки встречаются у тех историков литературы, которые исходили из совершенно правильной методологической предпосылки: разрешение проблемы романа, как и всех прочих поэтических форм, возможно только в исторической перспективе. Они давали прежде всего историю романа, надеясь в смене всевозможных разветвлений этого жанра уловить его единство, его историческую сущность. Наглядным примером такого рода исследований является работа К. Тиандера «Морфология романа» [16]. Однако он не смог теоретически овладеть массой исторического материала, диференцировать его и наметить верную перспективу; его «морфология» романа сводилась к внешней истории этого жанра. Такова судьба подавляющего числа исследований романа этого типа.
В особом положении оказались
те исследователи, которые совмещали
историчность изучения с высотой
теоретических предпосылок. Среди
специалистов-литературоведов, представителей
старого буржуазного
Информация о работе "Герой нашего времени" как философский роман