Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:39, реферат
“Обломовщина”- национальная черта русского народа. История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - довольно скучная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаѐт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесѐнное ясно и твѐрдо. Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
I. Введение 3
II. Основная часть 4-11
1. ―Обломовщина‖ – национальная черта русского народа. 4-5
2. Обломов и Штольц. 6-7
3. Обломов и Ольга. 8-10
4. Обломов и Агафья Матвеевна. 11
III. Заключение. 12
IV. Список используемой литературы. 13
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 61
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ - КОРЕННОЙ
НАРОДНЫЙ НАШ ТИП.
реферат по литературе
Выполнил учитель
ГБОУ школы-интерната №61
Гамезердашвили Елена Альбертовна
Москва 2013
2
Оглавление.
I. Введение 3
II. Основная часть 4-11
1. ―Обломовщина‖ – национальная черта русского народа. 4-5
2. Обломов и Штольц. 6-7
3. Обломов и Ольга. 8-10
4. Обломов и Агафья Матвеевна. 11
III. Заключение. 12
IV. Список используемой литературы. 13
3
Вступление.
Публикация завершенного романа ―Обломов‖ началось в январе 1859 г. В
течение четырех месяцев журнал ―Отечественные записки‖ знакомил
читателей с новым
произведением И. А. Гончарова.
―Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую
минуту во всей России нет ни одного города, где бы не читали
―Обломова‖, не хвалили ―Обломова‖, не спорили об ―Обломове‖ ‖ – так
оценил появление романа критик
А. В. Дружинин
Некоторые люди
находят роман Гончарова ―
действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая
гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало
интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но
Обломов – ―народный наш тип‖, и именно он яркий представитель
русского народа.
Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидел частицу
себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского
времени. И сейчас живут среди нас обломовцы, ведь в этом романе
прославляется русская лень. И многие из нас с удовольствием лежали бы на
диване, как Илья Ильич, если бы была такая возможность.
В своѐм реферате я рассматриваю главный вопрос ― Что же такое
обломовщина?‖ и пытаюсь разобрать все черты Обломовского характера на
его взаимоотношениях с Ольгой Ильинской, Агафьи Матвеевной и
Штольцем.
4
“Обломовщина”- национальная черта русского народа.
История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни
дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - довольно __________скучная
история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаѐт перед нами
живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной
строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего
общественного развития, произнесѐнное ясно и твѐрдо. Слово это –
обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской
жизни.
В понятие ―обломовщина‖ входит целый патриархальный уклад русской
жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его
сторонами. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние
среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с
медленным, неторопливым течением равнинных рек. Эта природа просто
располагает человека к покою.
Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, - чистосердечен, мягок, у
него не потеряно драгоценное нравственное качество – совесть. Уже на
первой странице этого произведения автор обратил внимание читателя на
главную черту своего героя: ― Душа так открыто и ясно светилась в глазах,
в улыбке, в каждом движении головы, рук его‖.
Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и
чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чѐм-то
думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний
не от собственных усилий, а от других, - развила в нѐм апатическую
неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.
Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно
проникают друг друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет
ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.
Обломов - барин; ―у него есть Захар и еще триста Захаров‖, по
выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич
объясняет Захару таким образом:
―Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на
вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому!
Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я
беспокоиться? из чего мне?.. И кому я это говорю? Не ты ли с детства
ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни
холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не
зарабатывал и вообще черным делом не занимался‖.
И Обломов говорит совершенную правду. История его воспитания вся
служит подтверждением его слов. Он с малых лет видит в своѐм доме, что
все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и
маменька только распоряжаются да бранятся, за дурное исполнение. И вот
5
у него уже готово первое понятие — что сидеть, сложа руки почетнее,
нежели трудиться... В этом направлении идѐт и всѐ дальнейшее развитие.
Порой он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь,
и спрашивал
себя: ―Отчего я такой?‖ В
―Сон Обломова‖ писатель отвечает на этот вопрос. Он создаѐт картину
провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка
постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, ―в
благословенный уголок земли‖, где нет ―моря, нет высоких гор, скал,
пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и
угрюмого‖. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся
заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы.
Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в
Обломовке. А всѐ остальное время занимает ―какой-то всепоглощающий,
ничем непобедимый сон‖. А потому все ―ищущие проявления силы‖ в
Илюше ―обращались внутрь и никли, увядая‖.
Но Обломов не просто лежит на диване, глядя в потолок. Он мечтает.
И как только его мечты сталкиваются с реальностью, Илья Ильич теряется,
так было с его имением Обломовка. Его мечты никогда не воплотятся в
жизнь, потому что он даже пальцем не пошевелит для их осуществления.
Он всегда надеется на авось…
А ведь эта проблема не только Обломова, но и всего русского народа.
Если вспомнить наши народные сказки, то мы поймѐм причину
неосуществления мечтаний Илья Ильича. Почти во всех наших сказках
герои ничего не добиваются своим трудом, то щука, то золотая рыбка
исполняют все желания. Вот и мы до сих пор мечтаем о волшебной
палочке.
Но Обломов бездельничает ничуть не больше, чем все остальные
братья обломовцы; только он откровеннее — не старается прикрыть своего
безделья даже разговорами в обществе и гуляньем по Невскому проспекту.
―Свет, общество! Ты верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот
свет и общество, чтобы отбить охоту быть там!.. там нет ничего глубокого,
задевающего за живое.
Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости,
как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. Все это мертвецы. Чем
я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и
валетами‖.
6
Обломов и Штольц.
Обломов и Штольц – главные герои романа. Гончаров противопоставляет
Штольца Обломову.
Благодаря этому сравнению
ещѐ больше раскрываются перед нами. Они- люди одного класса, общества,
времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры,
мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы с удивлением
находим в Обломове
и Штольце различные
личность. Чтобы понять характер человека, мотивы его поступков, нужно
обратиться к истокам формирования личности: детству, воспитанию,
окружению, наконец, к полученному образованию.
Штольц вырос в небогатой семье. Отец его по происхождению был
немец. Мать-русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда
Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В
то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц
стал отправлять сына в город с поручениями, "и никогда не случалось,
чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах". Мать
учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну.
Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей. Штольц твѐрдо
усвоил, что добиться в жизни чего-либо можно только упорным трудом.
Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался
даже самой чѐрной работы. Жизнь его кипит действием. Для Обломова это
было бремя. Он не привык к труду и не видел в работе смысла. Его
родители были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим
особым законам. Самое главное в их жизни была еда. Ей посвящали много
времени. Они всей семьѐй решали, "какие блюда будут в обед или ужин".
После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так
проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в
гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали
получить справку, доказывающую то, что "Илья прошѐл все науки и
искусства". Что касается физического воспитания, то его даже не
выпускали на улицу. Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак,
Обломов вырос забитым мальиком, без образования, но добрым в душе.
Идеал счастья Обломова - полное спокойствие и хорошая еда.
Гончаров пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие,
расчѐтливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с
философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не
получилось. Его деятельность иногда становится никчѐмной суетой. Его
практицизм далѐк от высоких идеалов и направлен на личное благополучие
и мещанский комфорт. В Штольце ум преобладает над сердцем. Он
обвиняет Обломова в безделье и пытается ―расшевелить‖ его, заставить
трудиться. Но нужно ли это Обломову? Ещѐ в молодости он мечтал
―служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для
7
разрабатывания неистощимых источников‖... Однажды он уже
поступил на службу, которая представлялась ему в виде какого-то
семейного занятия, и, разочаровавшись, подал в отставку. Обломов понял,
что труд – это скука, а не праздность и все его идиллии о ― дружной, тесной
семьи‖ разрушила жестокая реальность. Но также он убедился в
бессмысленности службы, где
все торопятся быстрее ―
не вникая в него, и ―с яростью хватаются за другое, как будто в нѐм вся
сила и есть…‖ Всѐ это составляло единую систему, где труд был направлен
Информация о работе Илья Ильич Обломов – коренной народный наш тип