Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:39, реферат
“Обломовщина”- национальная черта русского народа. История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - довольно скучная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаѐт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесѐнное ясно и твѐрдо. Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
I. Введение 3
II. Основная часть 4-11
1. ―Обломовщина‖ – национальная черта русского народа. 4-5
2. Обломов и Штольц. 6-7
3. Обломов и Ольга. 8-10
4. Обломов и Агафья Матвеевна. 11
III. Заключение. 12
IV. Список используемой литературы. 13
на личный комфорт и карьеру. Частью этой системы и являлся Штольц. Он
не просто хотел ―поднять Обломова с дивана‖, а сделать его похожим на
себя, став тоже частью этой системы. Именно этого боялся Обломов,
поэтому все попытки Штольца ―расшевелить‖ его не увенчались успехом. В
той жизни, которую ему предлагает Штольц Обломов не видит поприща,
отвечающего высшему назначению человека. Обломов признавал только
труд души, ему несвойствен практицизм, ему не нужна карьера. У него всѐ
есть, и он предпочитает лежать на диване и предаваться мечтам
бессмысленной механической деятельности Штольца. Да и теперь он ―не
чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких
помыслов‖, и хотя он не рыщет по свету за исполинским делом, но всѐ-таки
мечтает о всемирной деятельности, всѐ-таки с презрением смотрит на
чернорабочих и с жаром говорит:―Нет, я души не растрачу моей На
муравьиной работе людей…‖
В конфликте Обломова со Штольцем за социальными и нравственными
проблемами просвечивает ещѐ и другой, историко-философский смысл.
Печально-смешной
Обломов бросает вызов
идеей исторического прогресса. Обломов готов выйти из суетного круга
истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились и успокоились,
бросили погоню за призрачным комфортом, перестали заниматься
техническими играми и стали бы наслаждаться простой, непритязательной
жизнью.
8
Обломов и Ольга.
За русским типом буржуа проглядывает в Штольце образ Мефистофеля.
Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "подсовывает"
Обломову Ольгу Ильинскую. Еще до знакомства ее с Обломовым Штольц
обговаривает условия такого "розыгрыша". Перед Ольгой ставится задача -
поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет.
Именно на этом развивается главная сюжетная ситуация в романе –
взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров
идѐт путѐм, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе:
проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти.
Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть
Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своѐ время
Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека,
оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви,
раскрывается его общественная несостоятельность. ―Обломов‖ не
противостоит этому выводу, а ещѐ более закрепляет его. Ольге Ильинской
свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра.
Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную
норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В
романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи
Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов
возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в
движение. Любовь открыла в нѐм свойства непосредственности, которая
затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к
Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к
искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум,
простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые
так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть
постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не
в Штольце, можно видеть ―намѐк на новую русскую жизнь‖; от неѐ можно
ожидать слова, которое сожжѐт и развеет ―обломовщину‖.
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково
постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в
любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с
женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь
они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна
их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь
серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не
игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к
своим правам, — они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.
Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее
всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся
9
сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал еѐ
предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало
сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он
начал пытать еѐ, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии
сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что
никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена
успокоили его... Но всѐ-таки он струсил под конец до того, что даже на
глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя
разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может
компрометировать. И всѐ оттого, что она от него потребовала решимости,
дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не
страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по
именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил,
а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему
вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно
привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он
начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет
Ольге длинное послание.
Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью,
чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу
от тех, пред кем они себя ругают.
Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, ―что
ему уж не тяжело, что он почти счастлив‖... Письмо свое он заключает
онегинским нравоучением: ―История со мною пусть, говорит, послужит вам
руководством в будущей, нормальной любви‖. Илья Ильич, разумеется, не
выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился
подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она
плачет, удовлетворился и — не мог удержаться, чтобы не предстать пред
ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и
жалким эгоистом явился в этом письме, написанном ―из заботы об ее
счастье‖. Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все
обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по
развитию.
Ольга постоянно размышляет не только о своѐм чувстве, но и о влиянии
на Обломова, о своей ―миссии‖:―И всѐ это чудо сделает она, такая робкая,
молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещѐ не начала
жить!‖
И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждѐт от Обломова
деятельности, воли, энергии; в еѐ представлении он должен стать похожим
на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе.
Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своѐм
воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.
―Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещѐ жить для меня, - а ты уж
давно умер‖.
10
Всѐ это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаѐт
горький вопрос:
―Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени
этому злу…‖
―Есть, - отвечает Илья. – Обломовщина!‖
11
Обломов и Агафья Матвеевна.
Спустя некоторое время в судьбе Обломова встречается другая женщина,
которая любит его беззаветной, жертвенной любовью, и все заботы о нѐм
берѐт на себя - это вдова Агафья Матвеевна. Какую роль она играет в жизни
Обломова? Вспоминая еѐ образ, можно с
уверенностью сказать, что она живое воплощение его идеала. Обломова она
привлекает
своей непрерывной
русская красота. Агафья Матвеевна в отличие от Ольги не блещет особым
умом и не умеет так чудно петь "Casta Diva", но, полюбив
Обломова раз, она готова отдать ему всю свою жизнь. Агафья Матвеевна
намного проще Ольги, но лишь с этой женщиной находит своѐ
человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Агафья
Матвеевна берѐт на себя все хозяйственные хлопоты Ильи Ильича. Для
Ильи Ильича это было осуществлением его мечты. Он начинает жить так,
как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать стало намного
приятнее и удобнее, чем вечно "крутиться" на службе, как Судьбинский,
чем писать обличительные статьи, как Пенкин. Его жизнь потекла
спокойно, без внешних волнений и беспокойств. "Его как будто невидимая
рука посадила, как драгоценное растение в тень от жара, под кров от дождя
и ухаживает за ним и лелеет".
В сущности, можно сказать, что дом на Выборгской стороне - та же
Обломовка. А Агафья Матвеевна тот же Захар. ―За рыбой присматривал
верный глаз хозяйки, чтобы она, не дай бог, не переварилась, зелень в
салате была самая свежая. Пыль с зеркала и со стульев сметена. Комната
всегда находилась в чистоте со свежим утренним запахом‖.
Что могло заставить барина полюбить простую женщину, вдову
коллежского асессора, которая ничего не умела, кроме как сделать жизнь
любимого человека очень уютной? Мне кажется, после того, как Илья
Ильич расстался с Ольгой Ильинской, сердце Ильи Обломова было
разбито. Но несправедливо было бы сказать, что Обломов умер для всех
благородных и великих целей, похоронив себя заживо на Выборгской
стороне. Всѐ, казалось бы, заросло, залилось, покрылось налѐтом времени в
нѐм. Лишь одно осталось нетронутым в Илье, чистым и ясным, каким и
было на протяжении многих лет. Чудом этим была душа Обломова, не
запылившаяся и прозрачная, как хрустальный сосуд, внутри которого
живая вода. Любовь в жизни Обломова была как трагична, так и прекрасна.
Трагичность заключается в его разрыве с Ольгой Ильинской, которая
привела его к внутренним переживаниям. А прекрасна она потому, что он,
наконец - то обрѐл счастье вместе с Агафьей Матвеевной, но, а счастье его
заключается в покое и смирении. В результате их любви на свет появляется
маленький Андрюшка, которого Штольц берѐт к себе на воспитание, и,
наверное, сделает из него "будущего " Штольца, направив все его силы на
механический труд, которого так боялся Обломов.
12
Заключение.
Я считаю, что роман ―Обломов‖ показывает не только ленивца-барина,
а человека, воспитанного на русских традициях. Человека, который
отказался от механического труда и светского общения, а предпочѐл лежать
на диване, чтобы
сохранить свою честность и
Обломов не только представитель того времени, но и нашего. В нѐм
мы видим себя, черты русского народа.
Гончаров, сумевший понять и показать нам нашу ―обломовщину‖, не
Информация о работе Илья Ильич Обломов – коренной народный наш тип