Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:01, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является: «народ и интеллигенция в повестях и рассказах В.В.Вересаева».
Актуальность выбранной темы заключается, прежде всего, в изучении творческого наследия одного из писателей «серебряного века»; изучение художественного мира писателя, в частности, раскрытия мироощущения и мировосприятия автора; изучение творческого вклада в развитие русской и мировой литературы. В работе рассматривается проблема народа и интеллигенции.
Цель работы: исследовать данную проблему в творчестве В.В.Вересаева.
Введение………………………………………………………………..4
Глава 1
1. Проблема народа и интеллигенции в истории и философии
1.1 Интеллигенция: содержание понятия…………………...5
1.2 Вопрос о народе………………………………………………9
Глава 2
1. Народ и интеллигенция в творчестве В.В.Вересаева.
1.1 Проблема «народ и интеллигенция» в ранних рассказах и повестях В.В. Вересаева…………………………………….....11
1.2Характеристика проблемы в более поздних произведениях В.В.Вересаева.…………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………26
«Все мне Васька Матвеев трудную работу дает. Напоила его кофеем, угостила, - думала, легче станет. Неделю давал шитье в прорезке, фальцовку на угол, а потом опять пошло по-старому».
Если в
ранних рассказах и повестях
мы видим, как рвется
Вывод один: нужно образование народа, в первую очередь, нравственное. Знание дает силу, но не вседозволенность.
На наш взгляд, Вересаев очень верил в единство людей, в необходимость ломки социальных и материальных разделений. Путь к этому единству, безусловно, лежит через сердца людей. По Вересаеву просто необходимо духовное становление человека, нравственное излечение.
Заключение
В данной курсовой работе мы исследовали проблему «народ и интеллигенция» в творчестве Викентия Викентьевича Вересаева. В ходе исследований мы выяснили, что писатель не просто ставит эту проблему, но и пытается определить решение ее.
Эта работа позволила нам выделить в рассказах и повестях Вересаева два этапа в решении проблемы. Ранний период творчества характеризуется стремлением автора найти точки, как соприкосновения, так и столкновения двух лагерей. В более поздний период, автор с проблемой «народ и интеллигенция» сопрягает другие немаловажные вопросы: место человека в этом мире, взаимоотношения людей, нравственность и честь. Писатель обращается к мотивам жертвенности, святости, соборности, используя их для характеристики народа и интеллигенции.
Нами были выделены причины проблемы в творчестве Вересаева:
Разрешение проблемы Вересаев видит в становлении человека, в соборности, в единстве людей-братьев.
Список используемой литературы:
1. http://syrmi k.narod.ru/kozhind/html
2. http://www.vehi.net/vehi/
3. http://atpspb.narod.ru/
4. http://www.struve.ru/html
5. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции. М., 2000
6. Фохт-Бабушкин Ю.
Вересаев В.В. Повести и
7. Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1955
8. Блок А.А. Собрание сочинений, т. 8. М.-Л.,1962
9. Изгоев А.С.Об интеллигентной молодежи. М., 1988
10. Новгородцев П.И. «Вехи», М., 2004
11. Волков А.А. История русской литературы XX века. М., 1977
12. Вересаев В.В. Сочинения в двух томах. М., Художественная литература, 1982
13. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 1996, №6
14. Кавелин К.Д. Из
истории русской
15. Франк С.Л. Этика нигилизма. М., 1968