Карамзин как литератор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 15:07, реферат

Описание работы

Цель моей работы: узнать о великой личности, Карамзине Николае Михайловиче. Услышав, много по истории, что этот человек знаменит не только как историк, но и как литератор, писатель, у меня возник интерес узнать о нем подробнее.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Биография
4-7
Глава 2. Карамзин как литератор
8-13
2.1. Издательская деятельность
10-12
Глава 3. Карамзин как историк
14-17
Глава 4. Заслуги Карамзина, исторического исследователя и исторического писателя
18
Глава 5. Труды
19-20
Глава 6. Память
21
Заключение
22
Список литературы

Файлы: 1 файл

карамзин.docx

— 135.56 Кб (Скачать файл)

В это время Шишков начинает против Карамзина и его сторонников литературную войну, которая осмыслила и окончательно закрепила реформу Карамзина в нашем языке и отчасти в самом направлении русской словесности. Карамзин в юности признал своим учителем в литературном слоге Петрова, врага славянщины; в 1801 г. он высказывает убеждение, что только с его времени в русском слоге замечается "приятность, называемая французами elegance". Еще позднее (1803) он так говорит о литературном слоге: "русский кандидат авторства, недовольный книгами, должен закрыть их и слушать вокруг себя разговоры, чтобы совершенно узнать язык. Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски... Что же остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения, угадывать лучший выбор слов". Шишков восстал против всех нововведений (причем, примеры берет и у неумелых и крайних подражателей Карамзина), резко отделяя литературный язык, с его сильным славянским элементом и тремя стилями, от разговорного. Карамзин не принял вызова, но за него вступили в борьбу Макаров, Каченовский и Дашков, которые и теснили Шишкова, несмотря на поддержку российской академии и на основание в помощь его делу "Беседы любителей российской словесности". Спор можно считать оконченным после основания Арзамаса и вступления Карамзина в академию в 1818 г. В своей вступительной речи он высказал светлую мысль, что "слова не изобретаются академиями; они рождаются вместе с мыслями". По выражению Пушкина, "Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова". Этот живой элемент заключается в краткости периодов, в разговорной конструкции и в большом количестве новых слов (таковы, например, моральный, эстетический, эпоха, сцена, гармония, катастрофа, будущность, влиять на кого или на что, сосредоточить, трогательный, занимательный, промышленностьМнения о результатах деятельности Карамзина сильно расходились при жизни его (его сторонники еще в 1798 - 1800 гг. считали его великим писателем и помещали в сборники рядом с Ломоносовым и Державиным, а враги даже в 1810 г. уверяли, что он разливает в своих сочинениях "вольнодумческий и якобинский яд" и явно проповедует безбожие и безначалие); не могут они быть приведены к единству и в настоящее время. Пушкин признавал его великим писателем, благородным патриотом, прекрасной душой, брал его себе в пример твердости по отношению к критике, возмущался нападками на его историю и холодностью статей по поводу его смерти. Гоголь говорит о нем в 1846 г.: "Карамзин представляет явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять". Белинский держится как раз противоположного мнения и доказывает, что Карамзин сделал меньше, чем мог. Впрочем, огромное и благодетельное влияние Карамзина на развитие русского языка и литературной формы единодушно признается всеми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Карамзин как историк.

        Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича Карамзина —« История государства Российского ». При жизни автора ею зачитывалась едва ли не вся просвещенная Россия, читали даже вслух в салонах, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий, описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали слезы. Сошлемся на свидетельство горячего поклонника таланта Николая Михайловича А.С. Пушкина: «Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом. несколько времени ни о чем ином не говорили.»

        Приступая к составлению русской истории без надлежащей исторической подготовки, Карамзин не имел в виду быть исследователем. Он хотел приложить свой литературный талант к готовому материалу: "выбрать, одушевить, раскрасить" и сделать, таким образом, из русской истории "нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев.

История притягивает Карамзина все сильнее и сильнее: в мае 1800 года он пишет Дмитриеву что «по уши влез в Русскую историю; сплю и вижу Никона с Нестором». В 1803 году Карамзин обратился с письмом к товарищу министра народного просвещения М. Н. Муравьеву, воспитателю императора Александра, знаменитому покровителю просвещения с просьбой об официальном назначении его историографом, и 31 октября был подписан указ о его назначении на должность. Он оставляет художественную литературу, отказывается от профессуры в дерптском университете и работает главным образом над «Историей государства Российского». Первый том «Истории...» был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году.

До издания первых 8 томов Карамзин живет в Москве, откуда выезжает только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами. Лето он проводит в Остафьеве, имении князя А.И.Вяземского, на дочери которого, Екатерине Андреевне, Карамзин женится в 1804 г. (первая жена Карамзина, Елизавета Ивановна Протасова, умерла в 1802 г.).1

По одной литературной гипотезе (обоснованной Ю.Н.Тыняновым), Екатерине Андреевне многие пушкинские любовные стихотворения посвящались. Просвещенная и умная, она помогала Карамзину в его занятиях, в частности, помогала вносить корректуры в «Историю государства Российского». Их знакомство состоялось 25 мая 1816 г., когда Карамзины приехали в Царское Село. По рассказам друзей Пушкина, «...Пушкину вдруг задумалось приволокнуться за женой Карамзина. Он даже написал ей любовную записку. Екатерина Андреевна, разумеется, показала ее мужу. Оба расхохотались и, призвавши Пушкина, стали делать ему серьезные наставления». Тем не менее, именно Екатерина Андреевна была той, за кем Пушкин послал, находясь на смертном одре. А в «Дон-Жуанском списке», набросанном Пушкиным в альбоме Е. Н. Ушаковой, по-видимому, Е. А. Карамзина упоминается под именем «Катерины II».

Известны и сложности взаимоотношений Пушкина и Карамзина. Карамзину Пушкин посвятил две достаточно едких эпиграммы по поводу его «Истории государства Российского»:

1) «Послушайте, я сказку вам начну   

  Про Игоря и про его жену,   

  Про Новгород, про время золотое,   

  И наконец про Грозного царя...» -  

  «И, бабушка, затеяла пустое!

Докончи нам «Илью богатыря».

 

  

2) В его «Истории» изящность, простота  

  Доказывают нам, без всякого пристрастья,   

  Необходимость самовластья  

  И прелести кнута.


        Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал «лучший и полный» экземпляр отправлявшейся в Ярославль жене, а сам готовился сражаться в ополчении. В начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей «Истории...». Хлопоты увенчались успехом, книги вышли в свет 28 января 1818 года 3 тыс. экземпляров разошлись в один месяц, потребовалось второе издание. При появлении Карамзина в гостях слуги докладывали, что явился граф Истории.

        Масштаб работы, отсутствие помощников и переписчиков, избыток  использованных в работе архивных документов, в том числе и на арабских языках, как и резкий переход от литературы к истории позже породили легенды, что на самом деле авторство «Истории...» принадлежит большому количеству друзей Карамзина, а не ему самому. В определенном смысле это так: Карамзин сам признавал, что ему помогали в работе многие будущие видные ученые-историографы: Строев, Калайдович – но только как рецензенты, что подтверждали они сами. Державин посылает ему свои соображения о древнем Новгороде; юный Александр Тургенев служил «европейским корреспондентом», следя, чтобы Карамзин не пропустил чего-то важного в новых трудах. Чем только могут, стараются содействовать Жуковский, Дмитрий Блудов. Старые рукописи присылают Д. .И. Языков, А. Р. Воронцов, А. Н. Мусин-Пушкин, Н. П. Румянцев. Будущий президент Академии А. Н. Оленин присылает Карамзину текст, 749 лет назад дописанный к древнейшему Евангелию (сейчас это самая старая из дошедших к нам русских книг). И сам историк, путешествуя и переписываясь с монастырскими настоятелями, отыскал ряд ключевых документов: Ипатьевскую летопись, Троицкую летопись, Судебник Ивана Грозного.

       Конечно, слог "Истории" Карамзина носит на себе печать литературной его манеры, со всеми ее условностями; но в выборе материала, в его расположении, в истолковании фактов Карамзин руководится "Историей" Щербатова, отступая от нее, не к пользе истины, в картинных описаниях "действий" и сентиментально-психологической обрисовке "характеров". Особенности литературной формы "Истории Государства Российского" доставили ей широкое распространение среди читателей и поклонников Карамзина, как литератора. В 25 дней разошлись все 3000 экземпляров первого издания "Истории Государства Российского". Но именно те особенности, которые делали "Историю" превосходной для своего времени популярной книгой, уже тогда лишали ее текст серьезного научного значения. Гораздо важнее для науки того времени были обширные "Примечания" к тексту. Небогатые критическими указаниями, "примечания" эти содержали множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют. В основу своей истории Карамзин положил те материалы Московского архива министерства (тогда коллегии) иностранных дел, которыми уже пользовался Щербатов (особенно духовные и договорные грамоты князей и акты дипломатических сношений с конца XV в.); но он мог воспользоваться ими полнее, благодаря усердной помощи директоров архива, Н. Н. Бантыш-Каменского и А. Ф. Малиновского. Много ценных рукописей дало Синодальное хранилище (тоже известное Щербатову), библиотеки монастырей (Троицкой лавры, Волоколамского монастыря и другие), которыми стали в это время интересоваться, а также частные собрания рукописей Мусина-Пушкина и Румянцева. Особенно много документов Карамзин получил от канцлера Румянцева, собиравшего, через своих многочисленных агентов, исторические материалы в России и за границей, а также от А. И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива. Обширные выдержки из всего этого материала, к которому надо присоединить найденную самим Карамзиным южную летопись, историограф напечатал в своих "Примечаниях"; но, ограничиваясь ролью художественного рассказчика и оставляя почти вовсе в стороне вопросы внутренней истории, он оставил собранный материал в совершенно неразработанном виде. Все указанные особенности "Истории" Карамзина определили отношение к ней современников. "Историей" восхищались литературные друзья Карамзина и обширная публика читателей-неспециалистов; интеллигентные кружки находили ее отсталой по общим взглядам и тенденциозной; специалисты-исследователи относились к ней недоверчиво, и самое предприятие - писать историю при тогдашнем состоянии науки - считали чересчур рискованным. Уже при жизни Карамзина появились критические разборы его истории, а вскоре после его смерти сделаны были попытки определить его общее значение в историографии. Лелевель указывал на невольное искажение им истины, "через сообщение предшедшему времени - характера настоящего" и вследствие патриотичеких, религиозных и политических увлечений. Арцыбашев показал, в какой мере вредят "истории" литературные приемы Карамзина; Погодин подвел итог всем недостаткам "Истории", а Полевой усмотрел общую причину этих недостатков в том, что "Карамзин есть писатель не нашего времени" и что все его точки зрения, как в литературе, так и в философии, политике и истории, устарели с появлением в России новых влияний европейского романтизма. В 1830-х годах "История" Карамзина делается знаменем официально "русского" направления, и при содействии того же Погодина производится ее научная реабилитация. Осторожные возражения Соловьева (в 1850-х годах) заглушаются юбилейным панегириком Погодина (1866).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Заслуги Карамзина, исторического исследователя и исторического писателя

        И в Германии с уважением отзываются о первом и величайшем Историке России. Карамзин сохранил все, что нашлось в наших летописях драгоценного: каждую черту героя древнего времени, постоянное мужество наших пастырей душ - просветителей народа, некогда смелых заступников оного у трона; полное наше гражданское и церковное законодательство, и каждый отголосок славы из времен древнейшей России.

       Иностранные ученые не могли настоящим образом определить, на какую степень возвысился наш равно образцовый писатель как историк и как сохранитель отечественных преданий. Доныне единственный в слоге, Карамзин, с благоразумным выбором, соблюл также и мелкие исторические события в той великой и верной картине, где изобразил он нашу феодальную систему и ужасы междоусобия. Употребленный на сие труд скрыт в искусстве изображения. Кто без предубеждения читал предшественников Карамзина, тот знает, что его труду предшествовал хаос. Иностранец, не вполне обозревший материалы, служащие к составлению истории Российского государства, никак не может совершенно измерить пути, пройденного нашим изыскателем, одаренным взглядом ясным и проницательным. Потому немецкий критик обыкновенно довольствуется тем, что скажет свое мнение только о первом томе помянутой Истории, ибо предуготовительные к ней труды принадлежат большею частию иностранным и особенно немецким ученым.

     Если бы немцы могли читать нашего историка в оригинале, они убедились бы, что одно из желаний Шлецера - их и нашего учителя - наконец исполнено и что у нас есть "история нашего удивительного государства, написанная с основательностью Маскова, вкусом Робертсона, откровенностью Гианнони и прелестью Вольтера".

      Исполнилось и другое желание Шлецера: Александр читал историческое сочинение Карамзина. При имени сего монарха русское сердце чувствует себя проникнутым любовью к тому, кто любил Карамзина, чья дружба была славою и счастьем сердца, оставшегося ей верным до последнего своего биения.

 

 

 

 

 

Глава 5. Труды

Письма, повести, оды, стихотворения:  
 
* "Евгений и Юлия" (1789; повесть) 
* "Письма русского путешественника" (1791-1795; отдельное издание в 1801; письма, написанные во время путешествия по Германии, Швейцарии, Франции и Англии, и отразившие жизнь Европы накануне и во время Французской революции) 
* "Лиодор" (1791, повесть) 
* "Бедная Лиза" (1792; повесть; напечатана в "Московском Журнале"),  
* "Наталья, боярская дочь" (1792; повесть; напечатана в "Московском Журнале")  
* "К милости" (ода) 
* "Аглая" (1794-1795; альманах) 
* "Мои безделки" (1794; 2-е издание - в 1797, 3-е - в 1801; сборник статей, напечатанных ранее в "Московском Журнале") 
* "Пантеон иностранной словесности" (1798; хрестоматия по иностранной литературе, долго не проходившая через цензуру, запрещавшую печатать Демосфена, Цицерона, Саллюстия, т.к. они были республиканцами)

Историко-литературные сочинения:  
 
* "Историческое похвальное слово императрице Екатерине II" (1802) 
* "Марфа Посадница, или Покорение Новгорода" (1803; напечатана в "Вестнике Европы; историческая повесть") 
* "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" (1811; критика проектов государственных преобразований М.М. Сперанского 
* "Записка о московских достопамятностях" (1818; первый культурно-исторический путеводитель по Москве и ее окрестностям)  
* "Рыцарь нашего времени" (повесть-автобиография напечатана в "Вестнике Европы") 
* "Моя Исповедь" (повесть, обличавшая светское воспитание аристократии 
* "История государства Российского" (1816-1829: т. 1-8 - в 1816-1817, т. 9 - в 1821, т. 10-11 - в 1824, т. 12 - в 1829; первая обобщающая работа по истории России).

Письма:  
 
* Письма Карамзина к А.Ф. Малиновскому" (издано в 1860) 
* к И.И. Дмитриеву (издано в 1866) 
* к Н.И Кривцову 
* к князю П.А. Вяземскому (1810-1826; издано в 1897) 
* к А.И Тургеневу (1806-1826; издано в 1899) 
* переписка с императором Николаем Павловичем (издано в 1906).

Статьи:  
 
* "Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице" (статья) 
* "О московском землетрясении 1802 года" (статья) 
* "Записки старого московского жителя" (статья) 
* "Путешествие вокруг Москвы" (статья) 
* "Русская старина" (статья) 
* "О легкой одежде модных красавиц девятого - десятого века" (статья).2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6 .Память

Именем писателя назван:

  • Проезд Карамзина в Москве.

Установлен:

  • Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске/Ульяновске
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина

Карамзинская общественная библиотека в Симбирске создана в честь знаменитого земляка, первого русского историографа Н. М. Карамзина и открылась для читателей 18 апреля 1848.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Литературная и научная репутация Карамзина испытала множество превращений в зависимости от того, как оценивалась его тенденция. Однако именем Карамзина назван целый период истории русской литературы. Художественные произведения Карамзина давно забыты, но его воззрения долго волновали сердца противоположными чувствами. Это придает фигуре Карамзина своеобразное величие. Карамзинский период русской литературы непосредственно предшествовал расцвету пушкинской поры. Пушкин и Карамзин - эти имена звучат неравно для русского уха, но в исторической смене эпох они следуют одно за другим.

Информация о работе Карамзин как литератор