Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:56, лекция
Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли
Система упражнений по обучению выпускников комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения
ЕГЭ-2012
Prezentacii.com
Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года
Коммуни- кативная компе- тенция (речевые умения)
|
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (К2) |
55% |
Аргументация собственного мнения (К4) |
43% |
Прокомментировать
проблему – значит
показать
понять
Требования к комментарию
Комментарий к проблеме может включать
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы |
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п. |
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору |
Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п. |
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции |
Автор считает, утверждает, что…; убеждён в том, что; делает вывод, что… |
Роль типов речи в комментарии
Описание |
Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору. |
Повество-вание |
Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию. |
Рассужде-ние |
В художественных текстах рассуждение
|
Варианты обучения написанию комментария
|
|
|
|
|
Работаем с текстом
СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА
(1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.
(4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»
(12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"
(17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.
(18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."
(27) - Что вам, Семен Иваныч?
(28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.
(30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..."
(39) - Что там еще?
(40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?
(42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."
(47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…
(Ал.П.Чехов)
Вариант 1.
Обратимся к заданию А28.
Какое высказывание противоречит содержанию текста?
Безусловно, это вариант 2. Убираем его.
Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.
Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
Вариант
2.
Анализируем
композиционные и художественные приёмы
Вариант 3. Говорим об актуальности проблемы
Проблема двуличия (лицемерия) Актуальная (почему?) потому что
|
Образцы работы над комментарием Вариант 4: анализируем аспекты проблемы
Аспекты проблемы |
Комментарий |
Жизнь, по мнению Иудина, устроена совершенно несправедливо. |
Автор эмоционально воздействует на читателя, передавая мысли и чувства П.С.Иудина, суть нравственной проблемы, волнующей его героя. |
Человечество, считает Иудин, само породило нищету, продажность и позор. |
Герой осуждает богатых за их бездействие и нежелание помочь людскому горю. |
Ал.П.Чехов также даёт возможность читателю понять, что Поликарп Семёнович видит причину людских бедствий в бездействии богатых. |
Поступки Иудина прямо противоположны его «высоконравственным» мыслям. |
Однако, иронически рассказывая о поступках ростовщика, писатель недвусмысленно подчеркивает своё негативное отношение к нему, которое также передано в названии рассказа и «говорящей» фамилии героя. |
Вариант 5: анализ типов речи (повествование)
Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные для писателя нравственные вопросы.
Экспозиция |
2 предл. |
Завязка |
4-6 предл. |
Развитие действия |
13 – 15; 18 пр. 22-23,37-38 пр. |
Кульминация |
30-31, 43-44 пр. |
Развязка |
45-46пр. |
Тип речи – рассуждение.
В художественных текстах рассуждение
В данном
тексте рассуждение как тип речи помогает автору объяснить психологию, пове-дение П.С.Иудина, |
Информация о работе Комментарий к проблеме в сочинении-рассуждении