Комментарий к проблеме в сочинении-рассуждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:56, лекция

Описание работы

Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли

Файлы: 1 файл

С. Комментарий к проблеме, собственное мнение.pptx

— 876.12 Кб (Скачать файл)

Система упражнений по обучению выпускников комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения

 

ЕГЭ-2012

 

Prezentacii.com

Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года

 

 

 

Коммуни-

кативная компе-

тенция

(речевые умения)  

 

Комментарий

к сформулированной проблеме исходного текста (К2)

55%  

Аргументация собственного мнения

(К4)

43%  


  • Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме.

 

  • Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них.

 

  • Методы и приёмы обучения аргументации.

 

  • Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения).

 

  • «Банк» аргументов по самым различным проблемам.

 

Прокомментировать

проблему – значит

 показать

    • степень понимания текста;
    • умение видеть его важнейшие аспекты;

 понять

    • замысел автора;
    • ход авторской мысли.

Требования к комментарию

 

Комментарий к проблеме может включать

    • характеристику проблемы;
    • анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;
    • анализ аспектов (микротем);
    • синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:

 

 

 

 

 

Глаголы,  передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет,  выясняет, описывает и т.п.

Глаголы, передающие мысли, особо важные автору

Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует  внимание (на чём?)…, подчеркивает,  выделяет, отмечает  (что?), указывает  (на что?) и т.п.

Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции

Автор считает, утверждает, что…; убеждён в том, что; делает вывод, что…


Роль типов речи в комментарии

 

Описание

Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.

Повество-вание

Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию.

Рассужде-ние

В художественных текстах рассуждение

    • показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;
    • помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей;
    • передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого;
    • доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.

 


Варианты обучения написанию комментария

 

    • Используем в работе задание А28

 

    •  Говорим об актуальности проблемы
    •  Анализируем композиционные и художественные приёмы, типы речи

 

    •  Анализируем аспекты проблемы

 

    •  Учимся на готовых примерах

 


Работаем с текстом

 

СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА

 

            (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.

        (4)"Ну что такое наша жизнь? -  рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»

          (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

       (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"

       (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.

       (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."

  

            (27) - Что вам, Семен Иваныч?

     (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.

            (30)- И шесть много.  (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..."

           (39) - Что там еще?

     (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?

   (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."

        (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…

(Ал.П.Чехов)

 

Вариант 1.  
Обратимся к заданию А28.

 

Какое высказывание противоречит содержанию текста?

 

    1. Поликарпу Семеновичу  доставляет удовольствие  мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.
    2. Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.
    3. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.
    4. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.

 

Безусловно, это вариант 2. Убираем его.

 

        Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.

        Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на  гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира.  Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и  в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

  
Вариант 2.  
Анализируем композиционные и художественные приёмы

 

    • З а г л а в и е  рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?)

 

    • «Говорящая» фамилия героя.

 

    • Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.
    • Авторская ирония.

 Вариант 3. Говорим об актуальности проблемы

 

Проблема двуличия (лицемерия)

Актуальная (почему?)

            потому что

 

    • это один из самых распространённых и отвратительных человеческих пороков;
    • помогает наглядно убедиться в том, что двуличие может перерасти в образ жизни;
    • наглядно показывает несоответствие между внутренним и внешним образом человека.
    • позволяет осознать, насколько гадок человек, который поступает прямо противоположно тому , что думает;
    • позволяет понять, что единственный путь выявления лицемерия — это сопоставление мыслей и слов человека  с его делами и т.д.

  
Образцы работы над комментарием Вариант 4: анализируем аспекты проблемы

 

Аспекты проблемы

Комментарий

Жизнь, по мнению Иудина, устроена совершенно несправедливо.

Автор эмоционально воздействует на читателя, передавая мысли и чувства П.С.Иудина, суть нравственной проблемы, волнующей его героя.

Человечество, считает Иудин, само породило нищету, продажность и позор.


 

Герой осуждает богатых за их бездействие и нежелание помочь людскому горю.

Ал.П.Чехов также даёт возможность читателю понять, что Поликарп Семёнович видит причину людских бедствий в бездействии богатых.

Поступки Иудина прямо противоположны его «высоконравственным» мыслям.

Однако, иронически рассказывая о поступках ростовщика, писатель недвусмысленно подчеркивает своё негативное отношение к нему, которое также передано в названии рассказа и  «говорящей» фамилии героя.


Вариант 5: анализ типов речи (повествование)

 

     Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные  для писателя нравственные вопросы.

 

 

Экспозиция

2 предл.

Завязка

 4-6 предл.

Развитие действия

13 – 15; 18 пр. 22-23,37-38 пр.

Кульминация

30-31, 43-44 пр.

Развязка

45-46пр.


Тип речи – рассуждение.

 

    

 

 

В художественных текстах рассуждение

  • показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;
  • помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей;
  • передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого;
  • доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.

 

В данном тексте рассуждение как тип речи  помогает автору объяснить психологию, пове-дение П.С.Иудина,  
а читателю – увидеть лицемерие этого героя.

Информация о работе Комментарий к проблеме в сочинении-рассуждении