Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:56, лекция
Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли
Учимся на готовых примерах
Безусловно, это актуальная нравственная
проблема, которую можно отнести к разряду
«вечных».
Пожалуй, нет ни одного человека,
никогда не проявлявшего эту черту характера
хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные
маски, личности, личины. Но к некоторым
эти маски прирастают намертво, и с
такими людьми нельзя духовно сближаться:
кто знает, что скрывают они за притворной
добродетелью? И разве мало мы знаем примеров,
когда люди предпочитают «казаться», а
не «быть»? Особенно отвратителен этот
порок, когда человек много и правильно
говорит, кажется почти что святым
в глазах окружающих, а на деле совершает
поступки, отвратительные по своей сути.
Размышляя о разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы.
(Проблема исторической памяти)
Обратите внимание!
Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Типичные ошибки в комментарии
«Автор пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними» и т.п. |
2. Замена комментария описанием с «Мне текст понравился. Проблема невоспитанности – вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что он передает своё отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни». |
3. Замена комментария переписанны «В языке автора просторечные слова используются для выражения комического отношения к негативным явлениям нашей жизни, характерам и поступкам, а лексические повторы позволяют увидеть то, что вызывает отрицательную реакцию публициста». |
4. Замена комментария рассказом о «Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответную форму изложения, риторические вопросы и восклицания». |
5. Замена комментария выражением «По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор». |
Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют». |
5. Замена комментария выражением «По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор». |
Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют». |
Работа над аргументацией
Вариант «банка» аргументов
Блоки проблем |
Проблемы |
Утвержда- ющие тезисы |
а) Аргументы из читательского опыта; б)аргументы из жизненного опыта |
Чело-век и общест-во |
Лицемерия, двуличия |
Двуличные люди безнрав-ственны. |
а) Иудушка Головлёв, герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», постоянно говорил о любви к «милому другу маменьке», а впоследствии, завладев наследством, превратил ее в приживалку в своем доме. Он же, лицемерно изображая человека, истинно верующего в Бога, довел сына до самоубийства. б) Сейчас с экрана телевизора можно часто услышать негодующие речи о жестокости молодёжи. Но ведь то же самое телевидение практически на каждом канале демонстрирует фильмы, посмотрев которые, осознаешь, что человек человеку – враг… |
Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
Варианты заданий
Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.
Лицемерная любовь хуже ненависти.
а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь.
б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье.
в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы.
Ответ – в)
Определите, какой из вариантов
НЕ является аргументом к тезису.
Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I)
а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами.
б) Явный враг не скрывает своих намерений
в) Человек - самый страшный враг сам себе.
Ответ - в)
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой.
а) Если вы говорите у меня за спиной, значит, вы в числе тех, кого я оставил позади.
б) Живи открыто, честно и гордись тем, что ты – личность.
в) Думай и делай только то, что хотят от тебя окружающие.
Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан)
а)(Потому что)…
б)Поэтому…
(Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод)
а) (Потому что) свобода — это когда не нужно притворяться перед самим собой .
(Потому что) желая быть кем-то иным, а не самим собой, он и превращается в ничто.
б)Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для человека, как лицемерие.
Ищем ошибки в аргументации
Тезис |
Лицемерие – неискоренимый порок. |
Аргумент 1 |
Людям с двойной моралью легче жить: они приспосабливаются к любым обстоятельствам. |
Аргумент 2 |
Не стоит дружить с лицемерами. |
(Вторая мысль НЕ является аргументом для выдвинутого тезиса)
Ищем ошибки в аргументации
Тезис |
Лицемерие – неискоренимый порок. |
Аргумент 1 |
Я думаю, что человек должен себя перебороть! Именно в борьбе и закаляется характер! |
Иллюстрация |
Например, я каждый день давала себе обещание, что займусь спортом, но откладывала это на потом. Однако я переборола себя, и если уж пообещала, то теперь выполняю обещанное. |
(Аргумент и иллюстрация связаны с другой проблемой текста)
Ищем ошибки в аргументации
Тезис |
Лицемерие – неискоренимый порок. |
Аргумент 1 |
Во-первых, многие лицемерят ради карьеры, своих личных материальных выгод с единственной целью – получить как можно больше всяких земных благ. |
Иллюстра-ция |
Например, Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», желая добиться расположения Софьи, сначала не спорит с Фамусовым, а соглашается с ним. |
(Иллюстрация не соответствует
Идём за учителем!
Тезис |
|
Аргумент 1 учителя |
|
Мой аргумент 1 |
|
Иллюстрация 1 учителя |
|
Моя иллюстрация 1 |
|
Аргумент 2 учителя |
|
Мой аргумент 2 |
|
Иллюстрация 2 учителя |
|
Моя иллюстрация 2 |
|
Вывод учителя |
|
Мой вывод |
Типы аргументации.
Тезис
Прямые доказательства
Вывод
Тезис |
В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив. |
Аргумент 1 учителя |
Я согласен с позицией автора. Нездоровое любопытство окружающих, их цинизм и бестактность всякий раз заставляют инвалида чувствовать себя ущербным. |
Мой аргумент 1 |
|
Иллюстрация 1 учителя |
Подобное отношение к себе пережил Квазимодо, герой романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Его внешность пробуждает в людях отвращение, враждебность, и они буквально ненавидят несчастного горбуна. |
Моя иллюстрация 1 |
Аргумент 2 учителя |
Кроме того, многие в обществе считают, что жизнь инвалидов просто бессмысленна. |
Мой аргумент 2 |
|
Иллюстрация 2 учителя |
Наверное, поэтому у нас переполнены детские дома для детей-инвалидов, которым, к тому же, оказывается ещё и слабая государственная поддержка. |
Моя иллюстрация 2 |
|
Вывод учителя |
Невозможно чувствовать себя полноценным, счастливым человеком, каждый день борясь за выживание. |
Мой вывод
|
Типы аргументации.
Тезис
Обратные
доказательства
Антитезис
Тезис |
В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив. |
Аргумент 1 учителя |
С автором сложно согласиться. Во-первых, восприятие жизни зависит от мироощущения самого человека. |
Мой аргумент 1 |
|
Иллюстрация 1 учителя |
Так, главный герой автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» в результате болезни навсегда потерял способность передвигаться без костылей. Многое пришлось пережить этому мальчику, однако он сохранил в себе удивительную способность радоваться жизни, всем её проявлениям. |
Моя иллюстрация 1 |
Аргумент 2 учителя |
Во-вторых, возможность инвалида прожить счастливую жизнь, не ощущая собственной ущербности, зависит от того, насколько он сам будет стремиться наполнить её радостью, которую часто дает творчество. |
Мой аргумент 2 |
|
Иллюстрация 2 учителя |
Например, художник Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног. Он писал картины кистью, держа ее ртом. Окружающие завидовали ему, считая мастера по-настоящему счастливым! |
Моя иллюстрация 2 |
|
Вывод учителя |
Жизнь инвалидов всегда будет иметь только те цвета, которыми они сами её раскрасят. |
Мой вывод
|
Информация о работе Комментарий к проблеме в сочинении-рассуждении