Комментарий к проблеме в сочинении-рассуждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:56, лекция

Описание работы

Комментарий к проблеме может включать
характеристику проблемы;
анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;
анализ аспектов (микротем);
синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли

Файлы: 1 файл

С. Комментарий к проблеме, собственное мнение.pptx

— 876.12 Кб (Скачать файл)

Учимся на готовых примерах

 

   

           Безусловно, это актуальная нравственная проблема, которую можно отнести к разряду «вечных». 
    Пожалуй, нет ни одного человека, никогда не проявлявшего эту черту характера хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные маски, личности, личины. Но к некоторым эти маски прирастают намертво, и  с такими людьми нельзя духовно сближаться: кто знает, что скрывают они за притворной добродетелью? И разве мало мы знаем примеров, когда люди предпочитают «казаться», а не «быть»? Особенно отвратителен этот порок, когда  человек много и правильно говорит, кажется  почти что святым в глазах окружающих, а на деле совершает поступки, отвратительные по своей сути.

 

 

 

 

                                    (Проблема двуличия, лицемерия)

       

         Размышляя о разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой  пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем  реже школьникам говорят о значении нашей великой победы.

 

 

 

 

                 (Проблема исторической памяти)

Обратите внимание!

 

  Комментирующая  часть сочинения  (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

Типичные ошибки в комментарии

 

    1. Замена комментария пересказом содержания исходного текста.

           «Автор пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними»   и т.п.

2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного.

«Мне текст понравился. Проблема невоспитанности – вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что он передает  своё отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни».


3. Замена комментария переписанным текстом рецензии задания В8.

«В языке автора просторечные слова используются для выражения комического отношения к негативным явлениям нашей жизни, характерам и поступкам, а лексические повторы позволяют увидеть то, что вызывает отрицательную реакцию публициста».

4. Замена комментария рассказом о средствах выразительности.

«Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответную форму изложения,  риторические вопросы и восклицания».


5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме.

«По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор».

    1. Замена комментария одной развернутой цитатой из текста.

         Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать»  нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют».


 

5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме.

«По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор».

    1. Замена комментария одной развернутой цитатой из текста.

         Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать»  нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют».


 

 

Работа над аргументацией

Вариант «банка» аргументов

 

Блоки

проблем

Проблемы

Утвержда-

ющие

тезисы

а) Аргументы из читательского опыта;

б)аргументы из жизненного опыта

Чело-век и общест-во

Лицемерия, двуличия

Двуличные люди

безнрав-ственны.

а) Иудушка Головлёв, герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», постоянно говорил о любви к «милому другу маменьке», а впоследствии, завладев наследством, превратил ее в приживалку в своем доме. Он же, лицемерно изображая человека, истинно верующего в Бога, довел сына до самоубийства.

б) Сейчас с экрана телевизора можно часто услышать негодующие речи о жестокости молодёжи. Но ведь то же самое телевидение практически на каждом канале демонстрирует фильмы, посмотрев которые, осознаешь, что человек человеку – враг…


Тезис

 

 

 

Почему это так?

 

Потому что (так как)…

 

            Аргумент 1                   Аргумент2

 

       Что  следует из вышесказанного?

 

В ы в о д

Варианты заданий

 

  Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.

 

   Лицемерная любовь хуже ненависти.

 

   а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь.

   б) Любить - это значит  находить в счастье другого  свое собственное счастье.

  в) Действия и поступки  ненавидящего  предсказуемы.

 

 

 

                      Ответ – в)

 

 Определите, какой из вариантов

 НЕ является аргументом к тезису.

 Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I)

а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами.

б) Явный враг  не скрывает своих намерений

в) Человек - самый страшный враг сам себе.

 

Ответ - в)

    Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.

 

     Если  притворяться перед другими, то  под конец начинаешь притворяться перед собой.

                                (Франсуа Ларошфуко)

 

а) Если вы говорите у меня за спиной, значит,  вы в числе тех, кого я оставил позади.

б) Живи открыто, честно и гордись тем, что ты – личность.

в) Думай и делай только то, что хотят от тебя окружающие.

                                    Ответ б)

   Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.

   Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан)

  а)(Потому что)…

  б)Поэтому…

 

 

(Вариант ответа: вариант  а) – аргумент; б) – вывод)

 

 а) (Потому что) свобода — это когда не нужно притворяться   перед   самим  собой .

(Потому что) желая быть кем-то иным, а не самим собой, он и превращается в ничто.

 

б)Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для человека, как лицемерие.

Ищем ошибки в аргументации

 

Тезис

Лицемерие – неискоренимый порок.

Аргумент 1

Людям с двойной моралью легче жить: они приспосабливаются к любым обстоятельствам.

Аргумент 2

Не стоит дружить с лицемерами.


 

 (Вторая мысль НЕ является аргументом для выдвинутого тезиса)

Ищем ошибки в аргументации

 

Тезис

Лицемерие – неискоренимый порок.

Аргумент 1

Я думаю, что человек должен себя перебороть! Именно в борьбе и закаляется характер!

Иллюстрация

Например, я каждый день давала себе обещание, что займусь спортом, но откладывала это на потом. Однако я переборола себя, и если уж пообещала, то теперь выполняю обещанное.


 

    (Аргумент и иллюстрация связаны с другой проблемой текста)

Ищем ошибки в аргументации

 

Тезис

Лицемерие – неискоренимый порок.

Аргумент 1

Во-первых, многие лицемерят ради карьеры, своих личных материальных выгод с единственной целью – получить  как  можно  больше всяких земных благ.

Иллюстра-ция

Например, Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», желая добиться расположения Софьи, сначала не спорит с Фамусовым, а соглашается с ним.


 

(Иллюстрация не соответствует аргументу)

Идём за учителем!

 

Тезис

 

Аргумент 1 учителя

 

Мой аргумент 1

 

Иллюстрация 1 учителя

 

Моя иллюстрация 1

 

Аргумент 2 учителя

 

Мой аргумент 2

 

Иллюстрация 2 учителя

 

Моя иллюстрация 2

 

Вывод учителя

 

Мой вывод

 

Типы аргументации.

 

    • Поддерживающая

 

Тезис

 

Прямые доказательства

 

Вывод

Тезис

В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив.

Аргумент 1 учителя

Я согласен с позицией автора. Нездоровое любопытство окружающих,  их цинизм и бестактность всякий раз заставляют инвалида чувствовать себя ущербным.

Мой аргумент 1

 

Иллюстрация 1 учителя

Подобное отношение к себе пережил Квазимодо, герой романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Его внешность пробуждает в людях отвращение, враждебность, и они буквально ненавидят несчастного горбуна.

Моя иллюстрация 1

 

Аргумент 2

учителя

Кроме того, многие в обществе считают, что жизнь инвалидов просто бессмысленна.

Мой аргумент 2

 

Иллюстрация 2 учителя

Наверное, поэтому у нас переполнены детские дома для детей-инвалидов, которым, к тому же, оказывается ещё и слабая государственная поддержка.

Моя иллюстрация 2

 

Вывод учителя 

Невозможно чувствовать себя полноценным, счастливым человеком, каждый день борясь за выживание.

Мой вывод 

 

 

Типы аргументации.

 

    • Опровергающая

 

Тезис

 

Обратные

доказательства

 

Антитезис

Тезис

В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив.

Аргумент 1 учителя

С автором сложно согласиться.

Во-первых, восприятие жизни зависит от  мироощущения самого человека.

Мой аргумент 1

 

Иллюстрация 1 учителя

Так, главный герой автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи»   в результате болезни навсегда потерял способность передвигаться без костылей. Многое пришлось пережить этому мальчику, однако он сохранил в себе удивительную способность радоваться жизни, всем её проявлениям.

Моя иллюстрация 1

 

Аргумент 2

 учителя

Во-вторых,  возможность инвалида прожить счастливую жизнь, не ощущая собственной ущербности, зависит от того, насколько он сам будет стремиться наполнить её радостью, которую часто дает творчество.

Мой аргумент 2

 

Иллюстрация 2 учителя

Например, художник Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног. Он писал картины кистью, держа ее ртом. Окружающие завидовали ему, считая мастера по-настоящему счастливым!

Моя

иллюстрация 2

 

Вывод учителя 

Жизнь инвалидов всегда будет иметь только те цвета, которыми они сами её раскрасят.

Мой вывод 

 

 

 

    • Задания, позволяющие обнаружить степень адекватности восприятия текста выпускниками.

 

    • Упражнения, позволяющие научить выпускников видеть аспекты проблемы, намеченные автором.

 

    • Способы пояснения (истолкования) аспектов проблемы.

Информация о работе Комментарий к проблеме в сочинении-рассуждении