Композиция литературного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Термин «композиция» не имеет однозначного толкования. Композицию часто отождествляют с другими категориями – сюжетом, фабулой и даже системой образов. Наряду с термином «композиция» употребляют близкие ему по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), конструкция, структура художественного текста.

Содержание работы

1.Понятие композиции, внешняя и внутренняя композиции. 2. Пространство и время художественного произведения. 3.Точка зрения. 4. Типы композиций по составу. 5. Композиционные приемы. 6. Внесюжетные элементы произведения. Значение описаний, вставных конструкций, речи персонажей.

Файлы: 1 файл

13 Композиция.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

На культуру и литературу 20 века существенное влияние оказали концепции времени и пространства, рожденные естественными науками. Причем отразились не только на развлекательной фантастике, но и литературе изначально серьезной: Булгаков («МиМ») , Маяковский («Клоп», «Баня»), Набоков («Ада»). Сказались как научные представления о возможности перемещаться в иные миры (в частности, теория относительности), так и мистические сведения о посещениях прошлого и будущего. Но ни Жюль Верн, ни Герберт Уэллс не могли бы сравниться с фантастами  середины 20 века – А.Азимовым («Конец вечности»), Ст.Лемом «Солярис». Не говоря уже о современниках – Лукьяненко.

Деформация пространства и времени  в литературе не самоцель. Это художественное представление того типа мышления о  мире, каким располагают многоликие современники.

 

Точка зрения.

Литературоведение XX века предложило термин, которым стали обозначать одно из свойств художественной речи, определяющее читательское восприятие художественного пространства, времени. Это выражение определенной позиции, положения «наблюдателя». Наблюдающим в тексте может быть повествователь, персонаж. Его видение является точкой отсчета для повествования, построения изображения. В переводе с французского один из фрагментов «Мадам Бовари» Флобера звучит так: «Она молчала, Шарль тоже. От воздуха, проходившего под дверью, на полу слегка шевелилась пыль; он смотрел, как она движется, и слышал одно лишь внутреннее биение у себя в голове, а еще вдали, на дворе, крик курицы, которая снесла яйцо».

«Эта длинная трехчастная  фраза, включенная в один из первых в романе моментов безмолвия, своей  пространственной траекторией –  от воздуха до двора – описывает  замкнутую кривую, исходя из внешнего пространства и возвращаясь в него. Эта фраза – один из многих примеров того, как “точка зрения”, первоначально принадлежащая «безличному» рассказчику, незаметно перемещается в сознание персонажа. Начиная со слов «он смотрел, как…» повествование исходит от Шарля, поставленного в позицию грамматического субъекта; мы видим и чувствуем через посредство его ощущений»8.

Таким образом, точка  зрения – это положение   «наблюдателя»  в изображаемом мире (во времени, пространстве, языковой среде). Ею называют способ видения  мира.

Наиболее интересной принято считать концепцию точек  зрения, созданную Б.Успенским. По его  мысли, существуют идеологическая, фразеологическая, пространственная, временная, и психологическая точки зрения. Кроме того,  можно выделить т. зр. автора, рассказчика и т.д.

Точка зрения в плане  идеологии раскрывается Успенским  как возможность автора обозначить оценку, идеологическую роль персонажа. Это отражение системы идейного мировосприятия. Точка зрения фразеологическая проявляется тогда, когда автор  описывает разных героев разным языком, разными интонациями. Он может применять элементы чужой речи при описании другого человека. Использовать речь действующего лица или собственную точку зрения. Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики позволяет видеть пейзаж, интерьер, сцену, одно и то же событие глазами разных людей.  Психологическая точка зрения позволяет автору вести повествование со ссылкой на то или иное индивидуальное сознание, использовать субъективную или объективную точку зрения, совмещать разные восприятия фактов.

Мнение западных ученых отличается от воззрений Успенского. Так во многих работах утверждается, что термин точка зрения создан, чтобы указать на позицию, с которой  рассказывается история и что  существует две основных точки зрения: внутренняя и внешняя. В первом случае повествователь оказывается одним из действующих лиц;  повествование тогда ведется от первого лица. Во втором случае дается внешняя позиция того, кто не принимает участие в действии, идет повествование от третьего лица.

Как инструмент анализа  композиции точка зрения применима  прежде всего к произведениям, где  есть система рассказчиков погружен, как правило, Для раскрытия характеров писатель выбирает разные точки зрения в том или ином эпизоде, разные субстанции: повествователя, рассказчика, главного или второстепенного героя. Например, повесть Пушкина «Выстрел», роман Лермонтова «Герой нашего времени». В «Воскресении» Толстого есть эпизоды, где фразеологически речь принадлежит главному герою, Нехлюдову, но идеологически она направлена против него.

Однако произведение не рассказывает, а показывает. Рассказывающий, как правило, погружен в несколько персонажей и высвечивает центральное сознание. В романе XX века укореняется прием: изображать не с одной, а со многих точек зрения. Источники света поставлены с разных сторон, рассказ ведется от имени разных персонажей, один и тот же ход событий показывается глазами нескольких участников действия. (кажись, у Алданова это есть) Объективная картина возникает из сложения субъективных образов и восприятий…».

Следовательно, композицию эпического произведения можно рассматривать  как соотнесенность разных точек  зрения (автора, его представителей), которая способствует углублению образов. За любой сложной композицией, в  многообразии ее аспектов и приемов, важно увидеть автора, его систему ценностей.

 

Типы композиций по составу.

В отношении эпических  произведений уместно говорить о  разных типах композиции, строящихся на основе взаимоотношений сюжета и  фабулы. В самом общем виде выделяют линейную, инверсионную, кольцевую, новеллистическую композицию.

В линейной к. сохраняется  фабульная последовательность, то есть чередование событий в хроникальном измерении. Иногда ее называю прямой – «Кому на Руси жить хорошо».

Инверсионный тип связан с перестановкой фрагментов, имевших временную связь, а иногда даже обусловлен ретроспективой – обращением назад. Пример – роман Набокова «Лолита». В таком случае автор может делать отступления в прошлое, к событиям и времени, которые предшествовали завязке основного конфликта.

Новеллистическая композиция предполагает, что важные события, умалчиваемые в произведении, оказываются узнанными  только в конце. Такой тип помогает автору держать читателя в напряжении и поражать неожиданным поворотом.

Но бывают случаи, когда разные типы композиции сосуществуют, перемешиваются. Кольцевая – в рассказе Набокова «Круг». Текст в тексте, или рассказ с обрамлением – роман того же Набокова «Дар». Спиралевидная композиция «Героя нашего времени», по словам Набокова.

 

Композиционные приемы

 

К основным  комп. приемам  относят повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Повтор – один из самых  простых и наиболее востребованных приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – это кольцевая  композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый  свет,

Живи еще хоть четверть века…

…Умрешь – начнешь  опять сначала,

И повторится все, как  встарь;

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Роковая обреченность жизнь на круговорот воплощена в композиции стихотворения А.Блока.

Повтор деталей в  разных видах – это и рефрен, то есть ритмически повторяющееся вслед за строфой слово, стих, группа стихов. В фольклоре рефрен обычно состоит из восклицательных предложений, утративших смысловую значимость, типа «люли, люли, люли!»:

Степана-то дом на семи верстах стоит

Да виноградье да красно-зеленое!

Да кругом этого дома был железный тын

Да виноградье да красно-зеленое!

 

Свадебная песня, исполняется  по приезде после венчания. В ней есть слова тещи:

Уж ты зять-то, мой зять, зять любимый,

зять любимый, зять любимый, богоданный,

ты садись на коня, да не качайся,

Не качайся, не качайся, не качайся,

По улице поедешь  – не валяйся,

не валяйся, не валяйся, не валяйся.

 

 

Усиление применимо  в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Худож.эффект усиливается  за счет использования однородных деталей  и образов. Средством их организации  часто выступает фигура амплификации.

 

Противоположным повтору и усилению является прием противопоставления. Он основан на антитезе контрастных образов:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею  пролитый,

Соберет его черная горсть…

Объединение приемов  повтора и противопоставления создало зеркальную композицию «Евгения Онегина». В пушкинском романе повторяется ситуация признания в любви, но герои меняются местами. Исследователь Гуковский писал о том, что первая часть романа содержит стремление ее к нему, а вторая – наоборот. То есть в финале повторяется начало с переменой положений героев.

Монтаж – прием, при  котором два элемента текста, два  образа, располагаясь рядом, рождают  некий новый смысл. Так происходит с ремарками и диалогами чеховских  пьес. Реплики действующих лиц сменяют одна другую, но настоящего контакта, общения, понимания между участниками диалога не происходит, так как они даже не пытаются друг друга услышать. Монтаж в литературе, как и в кино, порожден эстетической причиной: необходимостью построить художественно цельное, поступательно развивающееся содержание из элементов, разобщенных в пространстве и во времени и размещенных в разных поэтических планах. Роман является многоплановым не только потому, что в нем объединяются события и действия, совершающиеся в разных местах в одно и то же время, но и потому, что его течение расположено во многих поэтических планах. Куски повествовательные и неповествовательные. Драматические сцены и лирические монологи. Пейзажи и публицистика. Изображение в самом малом и самом громадном масштабе. Рассказ от лица автора и от лица героев. Психологический анализ и бег событий. Сцены переднего плана и исторический фон. Экскурсы в прошлое и возвращение в настоящее. Представление случившегося и обсуждение случившегося. Изображения и рассуждения. Эти и другие планы сочетаются так, чтобы образное содержание было охвачено с наибольшей полнотой, и вместе с тем они монтируются так, чтобы своим следованием создавать некий мощный, всеохватывающий ритм. Само сочетание этих планов скрыто заключает в себе важнейшую художественную идею: необходимость видеть жизнь в ряде аспектов, разрезов и отношений, чтобы уловить ее единство.

В том случае, когда  один прием организует большой фрагмент или весь текст, он называется принципом  композиции.

 

При трактовке сюжета как действия, внесюжетные элементы – те отрывки литературного произведения, которые не продвигают развития действия.

Внесюжетные элементы композиции: описание, отступление, речь героев, вставные конструкции.

Эти элементы композиции не имеют такого организующего значения, как сюжет, время и пространство, точка зрения, но в своем функционировании тесно связаны со всеми этими явлениями. Они многограннее и детальнее позволяют раскрыть характер действующих лиц, так как их сущность проявляется не только в поступках, но в портрете, в восприятии природы.

Описания, отступления, речь героев входят в состав предметного  мира произведения, внутренней композиции, наряду с точками зрения, пространством  и временем. Объединяясь в смысловую  целостность, эти элементы образуют сцены, эпизоды.

Отступления. В них  автор более непосредственно  выражает свою позицию. Отступления  лирического плана – у Гоголя, философского – у Толстого.

Речь героев. Это способ раскрытия человеческой души. Выделяют монолог  - продолжающаяся речь героя в литературном произведении, открытый монолог  - произносимый вслух, внутренний монолог – произносимый мысленно, диалог, многоголосие.

Описание. Это воспроизведение  предметов в их статике.  Описательные формы: пейзаж, портрет, интерьер, характеристика поступков и быта героев.

Пейзаж – это изображение  незамкнутого пространства, в отличие  от интерьера, изображения внутренних помещений. Устойчивое представление  о том, что пейзаж является изображением природы ошибочно. Само слово происходит от французского корня «страна, местность», и оно может обозначать различные образы, занимающие положение в пространстве, например, образы вещей, могут быть урбанистические пейзажи. Существуют произведения без пейзажа. В драме пейзаж сильно редуцирован. Но роль его велика в эпосе. Он может передавать сведения о месте и времени протекания событий. Именно передавать в образной форме, а не просто указывать на их наличие. Пейзаж может влиять на мотивировку действий, так, в «Капитанской дочке» буран заставляет встретиться Гринева с Пугачевым. Мотивировочное значение пейзажа проявляется в сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера). Еще одна роль пейзажа – создание психологического настроя, который подготавливает читателя к изменениям в жизни героя. Пейзаж может выражать току зрения героя, так, в романах Набокова бабочка – это авторский знак; бабочки появляются в кульминационных моментах, совершенно неожиданно, когда персонаж находится в ситуации выбора, и от его отношения к бабочке, зависит его судьба.

В драме и лирике скупость пейзажа восполняется его символичностью. В драме эту символику могут нести не только декорации и костюмы персонажей, но и звуковые образы, звукоподражания, шумы («Чайка», «Три сестры»). В лирике пейзаж очень экспрессивен, представляет, в основном, не атрибуты внешнего мира, а ощущения от событий реальности, отсюда слова Северянина фиольно, росно, мольно. Психологизм и символичность пейзажа в лирике передаются через различные тропы – от психологического  параллелизма до метонимии.

Портрет  – это описание наружности персонажа. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. Портрет является важным способом создания образа персонажа. Для эпических произведений фольклора и для классической литературы характерно проведение соответствия между внутренним состоянием человека и его внешним обликом. Место и роль портрета определяются родом и жанром произведения, художественными задачами автора. Гоголь представил точное описание поз актеров в заключительной сцене – сцене окаменения.

Информация о работе Композиция литературного текста