Концепция человека в повести М.Твена «Таинственный незнакомец»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:03, реферат

Описание работы

Последние полтора десятилетия, начиная с середины 1890-х годов, отмечены в жизни и творчестве Твена сатирической яростью, горечью и отчаянием, которые резко контрастируют со сложившимся на протяжении долгого времени в сознании читателей образом смеющегося юмориста и делают позднего Твена одной из подлинно трагических фигур американской культуры. В эти годы у Твена накапливаются уничтожающие суждения о буржуазном образе жизни, буржуазной религии, буржуазной морали, американском буржуазном обществе в целом, которые он заранее предназначает для публикации после своей кончины. Предисловие к своей "Автобиографии" он так и назвал: "Из могилы".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Биография……………………………………………………………...3
История создания повести «Таинственный незнакомец»……….5
Основная часть
Концепция человека в повести Марка Твена «Таинственный незнакомец»…………………………………………………………....7
Нравственное чувство в понятии Сатаны………………………..11
Заключение……………………………………………………………......13
Список литературы…………………………………………………...…14

Файлы: 1 файл

Марк Твен.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат на тему:

 

Концепция человека в повести М.Твена

«Таинственный незнакомец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………….3

    1. Биография……………………………………………………………...3

    1. История создания повести «Таинственный незнакомец»……….5

  1. Основная часть

    1. Концепция человека в повести  Марка Твена «Таинственный незнакомец»…………………………………………………………....7

    1. Нравственное чувство в понятии Сатаны………………………..11

  1. Заключение……………………………………………………………......13

  1. Список  литературы…………………………………………………...…14

 

Введение

Биография Марка  Твена

        Этапы своего вхождения в литературу Марк Твен (1835 – 1910) изложил буквально в одном абзаце: "Я стал рудокопом в серебряных копях Невады, потом газетным репортером; потом золотоискателем в Калифорнии; потом репортером в Сан-Франциско, потом специальным корреспондентом на Сандвичевых островах, потом разъездным корреспондентом в Европе и на Востоке; потом носителем факела просвещения на лекторских подмостках, – и, наконец, я стал книжным писакой и непоколебимым столпом среди других столпов Новой Англии".     

        Марк Твен - настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс  родился 30 ноября 1835 года в маленьком городке Флориде. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья переехала в город Ганнибал . Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера».

       После смерти отца, старший сын, Ора́йон, начал издавать газету, и Сэм начал работать там в качестве типографа и, иногда, автора статей. Позже он работал лоцманом на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы в период  гражданской войны ему не пришлось искать новую работу. Именно в этот период по словам самого Клеменса  был взят им псевдоним «Марк Твен» из терминов речной навигации. Дословно — «метка две сажени» означал, что согласно отметке на лотлине достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов.

       В июле 1861 года Сэм уехал от войны на запад в Вирджинию. Там, надеясь разбогатеть, он стал шахтёром и начал добывать серебро. Но ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско где писал для нескольких газет одновременно. Как писал сам Марк Твен в автобиографии, его литературная карьера началась в январе 1867году после предложения Чарльза Уэбба издать сборник рассказов. Так как он имел некоторую известность на Атлантическом побережье, которая основывалась на рассказе «Скачущая лягушка» Первого успеха как писатель Твен добился в 1867 году в путешествии в Европу и на Средний Восток  в качестве корреспондента. Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей».   

       Последние  полтора  десятилетия,  начиная  с  середины  1890-х  годов, отмечены  в жизни  и  творчестве  Твена  сатирической  яростью,  горечью  и отчаянием,  которые резко контрастируют со сложившимся на протяжении долгого времени в  сознании читателей образом смеющегося юмориста и  делают позднего Твена одной из подлинно трагических фигур американской культуры. В  эти  годы у  Твена накапливаются уничтожающие суждения о  буржуазном образе жизни, буржуазной религии, буржуазной морали, американском буржуазном обществе в  целом,  которые  он  заранее предназначает для  публикации после своей кончины.  Предисловие к  своей "Автобиографии" он  так и  назвал:  "Из могилы".

        Марк Твен умер 21 апреля 1910 года от стенокардии. За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

 

 

История создания повести «Таинственный незнакомец»

      "Таинственный незнакомец" был издан в 1916 году как законченное Твеном  произведение.   Позднее обнаружилось,   что   рукопись  подверглась редакторской "доработке". 

       Первые записи писателя, связанные с «Таинственным незнакомцем», относятся к осени 1898 года. Далее, продумывая и расширяя план повести, Твен стал придавать своему замыслу чрезвычайный, совершенно особый характер; он считал, что именно в этой книге сумеет до конца высказаться по ряду волновавших его социальных и морально-философских вопросов. В мае 1899 года Твен писал другу, американскому писателю У.Д. Гоуэллсу, что намерен прекратить литературную работу для заработка и будет писать книгу, о которой давно мечтает, «книгу, в которой я ничем не буду себя ограничивать, но буду бояться, что задену чувства других, или считаться с их предрассудками… книгу, в которой выскажу всё, что думаю, всё, что на сердце, начистоту, без оглядки…». В том же письмо Твен рассказывает, что уже дважды начинал работу над повестью — и оба раза оказывался на неверном пути, но теперь, как он полагает, нашел, что искал, и надеется, что успешно закончит книгу. Через восемь лет, в автобиографической записи от 30 августа 1906 года, Твен отмечает, что повесть написана только «более чем наполовину». Твен добавляет: «Я многое бы отдал, чтобы довести повесть до конца. Сознание, что это невыполнимо, причиняет мне сильную боль».

       Первый текст, который был опубликован Альбертом Бигло Пейном, изначально считался каноническим. Однако, после его смерти новый хранитель Бернард Де Вото, занявший этот пост в 1938 году, обнародовал еще три варианта повести. Каждая из этих рукописей была незаконченной, как и опубликованный труд Пейна. Каждая рукопись имела свое авторское название, и их хронология такова: «Хроника Сатаны-младшего»,«Школьный холм» , «44, Таинственный незнакомец».

     Первый литературный хранитель последней повести Твена выбрал для публикации первую эзельдорфскую рукопись, которая имеет самостоятельное художественное значение. И это действие, по признанию литературоведов, правильно, но дальше с повестью начали происходить чудеса. Последняя глава изданной книги была взята из отдельной шестистраничной рукописи, имевшую авторскую помету «Заключение книги», но написанную им для второго эзельдорфского варианта. Также повесть была издана не под своим названием: оно было взято позднего варианта — «Таинственный незнакомец».

      Пейн удалил из незаконченной рукописи несколько незаконченных эпизодов в основном сюжете  повести. Он  заменил действующее лицо книги — отца Адольфа, негодяя священника, на астролога, взятого также из второй эзельдорфской рукописи. Таким образом, все дурные поступки священника и церкви были преподнесены как поступки тёмного и суеверного шарлатана. Также были удалены несколько законченных эпизодов, для смягчения антирелигиозной сути книги.

     Важно отметить, что в «Таинственном незнакомце» в той или иной форме затронуты все основные социально-политические проблемы, волновавшие Твена в последние годы жизни. В шестой главе повести говорится об эксплуатации рабочего класса; в девятой — Твен разоблачает захватнические войны; в десятой — показан белый колонизатор в Индии. По всей повести проходят как лейтмотив антирелигиозный, ненависть к угнетателям и жажда социальной справедливости.

 

Основная часть

Концепция человека в повести Марка Твена

«Таинственный незнакомец»

        На страницах "Таинственного незнакомца" нетрудно обнаружить отзвуки чрезвычайно прочно державшихся у Твена идей относительно предопределенности общественного развития и предначертанности человеческого бытия, подчиненного тем чертам личности, которые заложены самой природой. Однако повесть создавалась в пору краха представлений, берущих свое начало от "века разума". Вот этот перелом в сознании Твена запечатлел "Таинственный незнакомец", в этом отношении остающийся исключительно важным памятником духовной атмосферы на рубеже XIX и XX столетий. Время изменилось, заставив Твена отказаться и от выношенного им идеала "ганнибальской идиллии", и от не менее дорогой ему мысли о высоком демократическом призвании Америки, и от взгляда на человека как существо от природы неизменно доброе, лишь силою дисгармоничных общественных обстоятельств вынуждаемое порою далеко отступать от собственного гуманного естества.    

        В повести,Твен переносит действие из  современной ему Америки  в  Старый Свет и  в отдаленное  прошлое,   Эзельдорф  (Ослиная  деревня)  -  глухая  австрийская деревушка. Жители которой погрязли в корыстных интересах, убогих верованиях, нелепых, унижающих их предрассудках.   История рассказывает о жизни трех мальчиков ,которые одним майским утром повстречали ангела –Сатану(племянника дьявола),который называет себя Филипом Траумом(сон,  мечта).  Он  заводит дружбу с  тремя эзельдорфскими мальчиками и  старается открыть им глаза на страшные и уродливые стороны  мира,  в  котором они  живут.

        Филип Траум критикует  людей. Он относится к ним пренебрежительно. «…Всякий раз, как он заговаривал о жизни людей, об их поступках... по всему  его тону было видно, что он считает все, что касается  рода людского, не заслуживающим никакого внимания. » Говоря о людях, он сравнивает их с мухами. «А один раз он сказал, что, хотя люди тупые, пошлые, невежественные, самонадеянные, больные, хилые и вообще ничтожные , убогие и никому не нужные существа » Для него люди ничего не значат. Когда Сатана с мальчиками лепил маленьких людей и замок, он не считал их за существ важных, достойных жизни. Вместо помощи своим игрушечным  подопечным, он насылает  на них катаклизмы и намеренно убивает их. «Они не кому не нужны.» Сравнивая себя и людей, Сатана сопоставляет себя с «аристократией Вечных  существ», а «…человек создан из грязи. Он рожден сегодня, чтобы исчезнуть завтра».   Его действия изменили взгляды мальчиков на человека и его жизнь.  В их понимании человек стал «однодневкой вся жизнь, которой укладывается в один единственный день». Далее  Сатана рассуждает о том, что человек не сам себя создал, а стало быть, и не несет никакой вины за собственные побуждения, сколь они ни гнетущи. Однако это как бы детерминизм наоборот: сколь ни резки высказывания Сатаны о Нравственном Чувстве, он сознает всеобщую зависимость от омертвелого догматизма, воплотившегося в общепринятой морали, и свою неспособность - при всем кажущемся всемогуществе - радикально изменить человеческое естество.

       То, что говорил Траум о людях, подтверждалось поведением людей в самой деревне. Урсула служанка Маргарет верила словам Сатаны, которые были явной ложью «..он сказал, что она красивая женщина и что он хотел познакомить с ней своего дядю… не прошло и пяти минут, как Урсула уже интересничала и жеманилась, изображала из себя молоденькую девушку… ». Данное поведение являлось абсолютно глупым  для взрослой женщины. Далее мы видим поведение людей при повешении женщины-ведьмы. «Люди-овечьей породы. Они всегда готовы подчиняться меньшинству». И Траум приводит в пример начало войны.

        Сатана  глумится над верой в прогресс. Он согласен признать, что человечеству  доступно совершенствование в  его развитии, но в чем оно  проявляется? "Каин убил брата  дубиной. Древние иудеи убивали  мечами и дротиками. Древние  греки и римляне имели латы  и создали воинский строй и  полководческое искусство. Христиане  изобрели порох и огнестрельное  оружие. Через два-три столетия  они неизмеримо усовершенствуют  свои смертоносные орудия убийства, и весь мир будет вынужден  признать, что без помощи христианской  цивилизации война осталась бы  навсегда детским баловством".

       Смех  Сатаны саркастичен. Он издевается и над иллюзиями относительно демократии, показывая, что на деле она является господством "ничтожных самозваных монархов, которые пренебрегают всеми остальными, которые сочтут себя оскверненными, если вы прикоснетесь к ним, и захлопнут дверь у вас под носом, если вы к ним постучитесь". Сатана обвиняет людей, привыкших к рабскому подчинению. Таким образом он пытается пробудить в своих друзьях человеческое достоинство, самоуважение, которые несовместимы с верноподданническим служением господину.

      В своих записных книжках Твен пишет: «Меня бесконечно поражает, что весь мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, бессмысленную вселенную, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую, смехотворную канитель».  «Человеческий род -  сборище трусов,  и  я  не  только участвую в  этой процессии, но шествую впереди со знаменем в руках». Эти же мысли можно проследить в повести «Таинственный незнакомец». Более того, то, что говорит Сатана,  как он понимает  счастье для людей и то, как он помогает его осуществить, непосредственно связано со словами самого Твена о смерти. «Только мертвые имеют свободу слова». «Если я не умру еще два года, то положу этому конец, покончу с собой». Именно это и говорит Сатана о счастье, жизнь- это мука, только после смерти можно стать по настоящему счастливым. Есть еще один способ, который также помогает обрести  спокойствие и радость - сойти с ума. Вот что проделал он с отцом Питером, который был ему симпатичен. Он это сделал, чтобы жизнь отца Питера больше никогда не была для него мукой. «…только лишившись рассудка, человек может быть счастлив? Пока разум не покинет его, он воспринимает жизнь такой, как она есть, и видит, что она ужасна. Только сумасшедшие счастливы, да и то не все » Сатана подчеркивает, что жизнь ужасна, но только жизнь короля  в понятии бедняка является счастьем.  И единственный верный путь, которым можно осчастливить человека- это сделать его сумасшедшим королем или императором.

Информация о работе Концепция человека в повести М.Твена «Таинственный незнакомец»