Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:03, реферат
Последние полтора десятилетия, начиная с середины 1890-х годов, отмечены в жизни и творчестве Твена сатирической яростью, горечью и отчаянием, которые резко контрастируют со сложившимся на протяжении долгого времени в сознании читателей образом смеющегося юмориста и делают позднего Твена одной из подлинно трагических фигур американской культуры. В эти годы у Твена накапливаются уничтожающие суждения о буржуазном образе жизни, буржуазной религии, буржуазной морали, американском буржуазном обществе в целом, которые он заранее предназначает для публикации после своей кончины. Предисловие к своей "Автобиографии" он так и назвал: "Из могилы".
Введение…………………………………………………………………….3
Биография……………………………………………………………...3
История создания повести «Таинственный незнакомец»……….5
Основная часть
Концепция человека в повести Марка Твена «Таинственный незнакомец»…………………………………………………………....7
Нравственное чувство в понятии Сатаны………………………..11
Заключение……………………………………………………………......13
Список литературы…………………………………………………...…14
Также, надо
отметить то, что говорится в
"Таинственном незнакомце" о
грозной и очищающей силе
Говоря о жизни людей и о предопределенности жизненных событий, Сатана отрицает, что человеческой жизнью управляет Бог. На самом деле, он утверждает, что «жизнь предопределена заранее средой и обстоятельствами». Но каждое отклонение от назначенного пути меняет всю дальнейшую жизнь человека. Т. е. «любой поступок, крупный или мелкий все равно одинаково важен в их жизни.».
Важно отметить и то, что, невзирая на аллегоричность повести и на то,
что ее действие отнесено в далекое прошлое, в "Таинственном незнакомце" относительно затронуты основные социальные и политические проблемы,
волновавшие Твена в последние годы жизни.
По всей повести проходят как лейтмотивы ненависть к угнетателям и
эксплуататорам, резкий антирелигиозный
и антиклерикальный протест, страстный
призыв к справедливости.
Нравственное чувство в понятии Сатаны
Дружба Сатаны с животными и защита их от людской злобы, весьма важный мотив в его "философии жизни", также первоначально соотносится у Твена с мотивами социального протеста. В «Таинственном незнакомце» Твен пишет, что понятие «зверская жестокость» является оскорбительным. «… Ни один зверь никогда не совершит жестокого поступка. Это прерогатива тех, кто наделен Нравственным чувством.». Ни у Сатаны, ни у животных нет Нравственного чувства, поэтому животные и Сатана не могут причинять боль кому-либо, они делают это без умысла. Т.е. не творят зла. В отличии от людей, которые обладают способностью отличать зло от добра, они не делают боль другим, получая от этого удовольствие. В момент, когда Сатана показывает мальчику тюрьму, и то, что он видит, поражает его до глубины души. «На полу лежал молодой человек, связанный по рукам и ногам…они принялись загонять ему под ноги деревянные шпильки…» Именно после этого мальчик сравнил эту жестокость со «зверской». В противопоставление этому моменту в повести есть другой, в котором показана привязанность бездомной собаки к пьянице, который бил её. Несмотря на все это, собака приходила за помощью для человека, который плохо с ней обращался, и ни о чем больше не заботилась, даже о своем голоде.
Нравственное чувство, которым наделен человек и которого лишен зверь, позволяет человеку, по словам Сатаны, отличать хорошее от дурного и «в девяти случаях из десяти поступать дурно». Как сказал Сатана «Ни разу завоеватель не начинал войну с благородной целью»
В "Таинственном незнакомце" недоверие и холодность Сатаны к людям еще более возрастают; сердечные, дружеские ноты появляются у него, лишь когда он говорит о животных.
Как писал Марк Твен « Приходится признать, что в истинном благородстве человек безнадежно уступает даже самому подлому из высших животных. Нет никаких сомнений, что он органически не способен сравняться с ними, что он обладает органическим дефектом, который никогда не позволит ему сделать это, ибо дефект этот неотъемлем от него, неисправим и вечен.» «Этот дефект - Нравственное Чувство. Человек - единственное наделенное им животное. В этом - объяснение его деградации. Именно Нравственное Чувство дает ему возможность творить зло. Другого назначения у этого чувства нет. Оно не несет никакой другой функции. И ни для чего иного и не предназначалось. Без него человек не был бы способен поступать дурно. Он сразу поднялся бы до уровня высших животных.» «Поскольку Нравственное Чувство имеет только одну цель, одно назначение - дать человеку возможность творить зло, - оно, несомненно, ему не нужно. Так же не нужно, как любая болезнь. Да, собственно говоря, это и есть болезнь. Бешенство - штука довольно скверная, но и оно лучше такого недуга».
Все эти мысли содержит повесть, и именно это и хочет передать Сатана мальчикам. Что нравственное чувство заставляет людей делать зло.
Заключение
«Таинственный
незнакомец» – философская
В ту
же пору, когда его рука выводила
горькие строки о человеке
как о низшем животном, Твен
пишет «Дневник Адама» (1893) и «Дневник
Евы» (1905) – остроумные вещицы, в
которых веселая ирония, светлый
смех соседствуют с
В «Таинственном незнакомце», Твен пытается обобщать, не дойдя в своем анализе до сути, до корней, до истинных причин социальной и моральной катастрофы, жизнь его соотечественников и всего человечества - так, как она ему рисуется. Отсюда пессимизм его «философской сказке», безнадежность выводов. Но и "Таинственный незнакомец" способствовал в известной части - в негативной части - выполнению задачи, стоявшей перед американской литературой. «Философская сказка» Твена, проникнутая не только отчаянием, но и болью, великим состраданием к судьбе людей, наносила удар по ложному оптимизму, по "американским иллюзиям", сковывавшим литературу США на ее пути к социальному реализму.
Список литературы
Информация о работе Концепция человека в повести М.Твена «Таинственный незнакомец»