Концепция любви в творчестве Куприна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:25, реферат

Описание работы

Александр Иванович Куприн – один из выдающихся писателей конца XΙX – начала XX века. Он вошёл в наш духовный обиход как певец человеческих чувств. Он был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни. А.И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви.

Файлы: 1 файл

Концепция любви Куприна.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Александр Иванович Куприн – один из выдающихся писателей   конца XΙX – начала XX века. Он вошёл в наш духовный обиход как певец человеческих чувств. Он был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни. А.И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви.

Тема любви давала художнику  возможность глубже показать губительные  воздействия ненормальных общественных отношений на человеческую душу, показать враждебность мира всему чистому  и святому. Тема любви у А.И. Куприна противостоит всему низменному, меркантильному, циничному. Необычайная глубина и сила этого чувства свойственна героям его рассказов. «Освещенные» этим ярким чувством, они полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Она захватывает все помыслы человека, всё его существо, но она почти всегда трагична, заведомо обречена на страдания. В рассказе «Гранатовый браслет» даже есть слова о том, что «любовь должна быть трагедией». Герои А.И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут, но всем своим существованием, всеми своими мечтами они утверждают мысль о возможности счастья на земле.

Произведения А.И. Куприна  во многом связаны с русской философией начала ХХ века в лице Н. Бердяева, В. Соловьева и других, ищущих основу гармонии и идеального начала. Многие русские мыслители усматривали первооснову всего сущего в Любви. Любовь принимается как идеальное начало человеческого существования, через нее мыслители утверждали достижение высшей цели, то есть обретения Бога. Опираясь на философские, религиозные традиции и на их преломление в истории религиозно-философской мысли в России, философы возводили идеи любви в целую метафизическую концепцию, принятой называть Русский Эрос.

Идеи Эроса последовательно нашли свое отражение в творчестве         А.И. Куприна. В произведениях «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет» мотив любви является доминирующим.

 

 

Концепция любви  в творчестве А.И. Куприна

 

Мотив любви в произведениях А.И. Куприна «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет» является основным на содержательном уровне. Он отражает главную мысль автора, связанную с пониманием любви как высшей ценности человеческой жизни. Мироздание А.И. Куприна представляет собой неразрывное соединение двух миров: земного и небесного. Отблеск вечного мира присутствует повсюду: в повседневной жизни, в бытовых мелочах. Любовь, Добро, Красота и безграничная Вера – вечные идеалы, наполняющие жизнь человека высшим Божественным смыслом. Для писателя любовь – одухотворяющая, соединяющая сила, способная привести к соединению человека с Творцом.

Мотив любви раскрывается в многоплановости разнообразных  конфликтов, социального происхождения  героев, которые понимают и переживают это чувство по-разному. Как говорил генерал Аносов («Гранатовый браслет»), любовь «приняла у людей такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», что не имеет к ней никакого отношения. Причину он объясняет тем, что «люди разучились любить», и, как следствие, их души окаменели. Неприемлемое для автора состояние «омертвевшей» в своем развитии души становится синонимом смерти человека. Наиболее показателен в таком аспекте образ Николая из «Гранатового браслета». При всей видимости благополучия внешней, его внутренняя жизнь мертва, лишена любви и сострадания.

Мотив любви рассматривается автором в Божественном аспекте, где любовь признается как безусловная ценность Божественного мира, Дара и связанного с ним таинства любви, особой близости любви и смерти, что характерно для всей культуры «серебряного века».

Так, мотив любви как  безусловной ценности Божественного  мира раскрывает любовь Желткова к Вере Николаевне. Эта любовь является априорной ценностью его жизни: «Ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, для меня вся жизнь заключается только в Вас». Она становится для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». В повести «Поединок» Назанский рассуждает о любви. Он называет это чувство «счастьем», «лучом света» в обыденной «бедной», «нелепой жизни». В рассказе «Гранатовый браслет» генерал Аносов разъясняет Вере смысл подлинной любви, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость».

Мотив избранности любви, воспринимаемый героями и, прежде всего, самим автором как Божественный дар, раскрывается в нивелировании  таких понятий, как возраст, социальная принадлежность. Так, великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова. Главным условием, по мысли автора, является тонкая, глубоко чувствующая душа человека, способная в повседневном течении земной жизни, за всей суетой сует ощущать отблеск мира Божественного и понимающая всю ценность этого дара.

Главный герой рассказа «Гранатовый  браслет» Желтков благодарит Бога за посланную любовь: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он знает, что в глазах людей, живущих обыденной жизнью, не имеющих опыта подобного переживания, это чувство похоже на сумасшествие. И вместе с тем он уверен в том, что «это не болезнь, не маниакальная идея», а награда, Божий дар. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы.

Любовь в понимании А.И. Куприна является «величайшей тайной в мире». Эту тайну, в конце концов, чувствует княгиня Вера Николаевна, когда видит перед собой умершего Желткова: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его человеческую жизнь». Василий, муж княгини Веры, проходит свой путь к пониманию любви. «Больная нервная чуткость» души Василия Львовича позволяет ему почувствовать в душе Желткова нечто, что не позволяет «паясничать». Во время своего свидания с Желтковым ему открывается новый уровень понимания любви: любовь – это сокровенное чувство, таинство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя».

Мифопоэтический взгляд автора раскрывает взаимосвязь Божественного  мира и природы, и связанную с  этим глубокую тайну природного мира. В понимании А.И. Куприна тайны природы неразрывно связаны с тайнами самой любви. Времена года, погода, пробуждение и засыпание природы (рассвет и закат, утро и ночь) – имеют значение в своем единении с чувствами героев. Природа является прибежищем любви, ее защитой и храмом.

Наиболее ярко это проявляется  в повести «Олеся». В этом произведении природе отводится исключительная роль. Томительная отрешенность от мира, которую герой повести испытывал в дни вьюги, сменяется другой отрешенностью, полной торжественного покоя, какой-то внутренней благодати. Тихая взволнованность героя особенно точно определяется словами: «…время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Герой ещё не увидел Олесю, но он уже вступил в тот сказочный мир, в котором произошли самые волнующие события его жизни.

Мотив любви как сказки – еще одна особенность мифопоэтического мышления автора. В повести «Олеся» сказочный мотив раскрывается через понятие прекрасного: красота в природе – «сказка» любви. Волшебная сказка разворачивается на лоне природы, которая усиливает чувства Ивана Тимофеевича и Олеси: сияние месяца, березы – символ чистоты и непорочности, сосны, обступающие со всех сторон и оберегающие героев.

В повести «Поединок», наиболее реалистическом произведении автора, образ прагматичной героини в  момент проявления ее чувства к Ромашову наделяется нереальными, мифологическими  чертами сказочной богини. Шурочка  в лесу превращается в «светлый лесной дух», «лесную богиню». И все ее сказочное состояние находит воплощение в контрастных картинах: то ее фигурка, «легкая и стройная», мелькает «белым платьем между темными стволами огромных деревьев», то она, «непонятная, прекрасная белая женщина», лежит «между черных деревьев, в темной пахучей траве».

Природа для героев «Поединка» также знаменует перемещение  героев из реального бытия в чудесную  сказку. Именно природа отделяет Ромашова и Шурочку от всего окружающего мира. Чистота и естественность их чувств органично сливается с чистотой и естественностью мира природы. Выход из леса подразумевает нарушение границ семантического поля сказки – любви.

Мотив любви А.И. Куприна тесно связан с представлениями философов и творцов «серебряного века»: понимание любви как Божественной и безусловной сути человеческого существования, сознание любви как Божественного дара, который посылается избранным натурам, и, наконец, особая тайна, имеющая своим истоком Божественное происхождение любви. Созвучно «серебряному веку» и мифопоэтическое мышление автора, нашедшее свое отражение в рассмотрении чувства любви как сказки, возможной только в поэтическом мире природы.

Мотив любви в анализируемых  произведениях А.И. Куприна раскрывается в оппозиции двух миров: Божественного и земного, которая вскрывает следующую антитезу философских раздумий художника: возможности – невозможности любви в рамках земной жизни.

Философский конфликт Божественного – земного обуславливает трагизм любви в земной жизни. Одна из причин, по мнению А.И. Куприна, лежит в невозможности принять это чувство. Так, любовь Ивана Тимофеевича к Олесе воспринимается им в романтическом ореоле сказки-мечты, им самим придуманной: «Целый месяц продолжалась наивная очаровательная сказка нашей любви».

Такое же неверие в возможность  чувства в реальном мире свойственно  и героине «Поединка» Шурочке. На пикнике в Дубечной она с горечью вопрошает Ромашова: «Ромочка, зачем вы такой… слабый! […] О, если бы я хоть чуть-чуть надеялась на вас, я бросила бы все и пошла за вами». Сказка любви только на мгновение вырывает Шурочку из обыденности.

Таким образом, конфликт мечты  и реальности раскрывается автором  в смысловой оппозиции желания  любви и неверия в эту возможность, что определяет трагизм финала.

Неверие в любовь главной  героини «Гранатового браслета»  подчеркивается оксюмороном: имя Вера, символизирующее сокровенное переживание  человека, в рассказе представлено в образе «холодной» и «благоразумной» женщины. Ее стиль жизни полностью соответствует занимаемому положению в обществе княгини и жены предводителя дворянства. Лес, которым она восхищается, является олицетворением ее спокойной, размеренной жизни. «Благоразумной Вереньке» не нравится бесконечно меняющееся беспокойное море с его безбрежной свободой проявления чувств. Поэтому любовь Желткова воспринимается героиней как угроза ее размеренной жизни.

Трагизм любви определяется неверием и невозможностью героев принять  это чувство в реальной жизни, что обусловлено мотивом любви  – Божественного дара, посланного тонким, избранным натурам. Божественное чувство любви раскрывается в  конфликте с миром обыденным, где любовь рассматривается либо как сумасшествие, либо как нечто  мешающее размеренному течению жизни  или достижению земных прагматических целей.

Следующая причина возможности  – невозможности любви, по А.И. Куприну, находится в противопоставлении мира романтического – обыденному, сказки любви – социуму.

В рассказе «Гранатовый браслет» конфликт раскрывается в столкновении чувства любви и общества, в  котором любви не придают настоящего значения, и чувства утратили свое ценностное содержание. Автор анализирует различия в понятиях любви и брака, имеющие параллель с взглядами Н. Бердяева, который рассматривал брак компромиссом чувства и социума, видя в таком компромиссе изначальный абсурд.

Трагедия любви как  Божественного дара обусловлена  именно его избранностью, многочисленными  примерами А.И. Куприн иллюстрирует всю сложность распознавания любви в обыденной жизни (генерал Аносов, подарок Анны).

Подарок Желткова становится в рассказе центральной точкой столкновения трех качественно разных пониманий любви: Аносова, Николая и Василия Львовича. Сцена прихода к Желткову представителей правящей касты – сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь встречаются носители разных духовных начал и намечается трагический финал, который подготовлен всем повествованием.

Генерал Аносов оказывается единственным человеком, сумевшим разглядеть в этой истории нечто большее, чем фарс из альбома Василия Львовича: «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Николай олицетворяет крайнюю  степень неприятия любви и вообще каких бы то ни было чувств. Характерную иллюстрацию его позиции здравомыслящего человека автор раскрывает в рассказанной им истории о возможной растрате Желткова, которая находит подтверждение в дальнейшем развитии событий.

Для Василия Львовича характерен другой взгляд на любовь. Появление  браслета он расценивает всего лишь как новую страницу в своей  истории «Княгини Веры и влюбленного  в нее телеграфиста».

Любовь в таком обществе никому не нужна, она не обладает ценностью, в нее не верят, от нее хотят  избавиться. Возвращение браслета и  дальнейшая его роль в украшении  иконы воплощает мысль о ненужности любви миру земному, она уходит в  тот божественный мир, откуда пришла.

Информация о работе Концепция любви в творчестве Куприна