Концепция любви в творчестве Куприна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:25, реферат

Описание работы

Александр Иванович Куприн – один из выдающихся писателей конца XΙX – начала XX века. Он вошёл в наш духовный обиход как певец человеческих чувств. Он был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни. А.И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви.

Файлы: 1 файл

Концепция любви Куприна.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

В армейском обществе «Поединка» осуществление любви также невозможно. Изначально в главном герое  заложен  конфликт с социумом: «Где-то. Я не знаю где, живут совсем, совсем другие люди, и жизнь у них такая полная, такая радостная, такая настоящая. Где-то люди борются, страдают, любят широко и сильно». Таким образом, противопоставление героя окружающей его жизни раскрывается автором со словами «бороться» и «страдать». Любовь Ромашова к Шурочке в таком обществе неосуществима.

В трагизме невозможности  любви в рамках обыденной жизни  автор видит философский конфликт Божественного чувства и земного мира, который связан с оппозицией жизни – смерти в рассматриваемых текстах. В произведениях А.И. Куприна утверждается, что любовь сильна как смерть, она вне времени и пространства. Восхождение к Божественному в любви сопряжено с Вечностью, когда время теряет свое земное течение. Так, в «Гранатовом браслете» Вера получает письмо Желткова уже после его смерти, поэтому оно не может рассматриваться как просто любовное письмо, а становится символом вечной любви. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.

Кроме того, сущность женской природы играет важную роль в реализации темы любви, а также находится в той же семантике оппозиций Божественного – земного, жизни – смерти.

Образ женщины играет огромную роль в судьбе героя-мужчины. С одной  стороны, в женской любви есть смертельная опасность, с другой – это любовь, спасающая через  верность. В женских образах А.И. Куприна определяется четкая градация: любовь Олеси несет жизнь, отказ от любви Веры и Шурочки приводит к гибели героя.

В идеале А.И. Куприна женщина – ангел-хранитель. Именно такая роль принадлежит Олесе, ее любовь, «нежная и великодушная», могла бы спасти Ивана Тимофеевича в жизни. Если женщина не соответствует идеалу ангела-хранителя, то любовь к ней всегда приводит к гибели. Именно так разрешается линия Шурочки, которая приносит Ромашова в жертву своим честолюбивым планам, а для него любовь к ней оборачивается смертью. Та же роль принадлежит героине «Гранатового браслета». Ее неверие в любовь, категоричный отказ от чувств Желткова, желание прекратить это поскорее приводит его к самоубийству.

Также интересно то, что мужчина и женщина в произведениях А.И. Куприна как бы поменялись ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым» Иваном Тимофеевичем и «умной, расчетливой» Шурочке – с «чистым и добрым Ромашовым». Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой, чувствительной душой, попавшей в жестокий мир. Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».

 

Заключение

 

Рассмотренный материал позволяет  сделать вывод, что в творчестве А.И. Куприна находят свое воплощение идеи философской концепции Русского Эроса «серебряного века». Мотив любви раскрывается автором в аспекте Божественного дара и преломляется в творческом методе              А.И. Куприна, реализуемом в мифопоэтике. Художественное пространство текста организует оппозиция Божественного – земного, в рамках которого          А.И. Куприн рассматривает конфликты произведений.

Идея принадлежности любви  иному миру раскрывается с точки  зрения ее Божественной природы, которая  как дар свыше посылается избранным  натурам. У А.И. Куприна мотив любви мифологизируется, что определяет мифопоэтическую тональность в раскрытии оппозиции Божественного – земного. Особая связь любви и смерти раскрывается в этой оппозиции, которая определяет трагичность конфликта любви с миром обыденным. В такой же оппозиции рассматривается идеал женственности, который неразрывно связан с самим чувством любви. Особая ценность женской сущности близка идеалу ангела-хранителя, который не только спасает и оберегает мужчину силой своей любви, но и дарует возможность приобщения к высшему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

    1. Александр Иванович Куприн http://www.bibliotekar.ru/rusKuprin/index.htm
    2. Куприн А.И. Собрание сочинений в 5 т. /Вступ. ст. Н. Жегалова – М.: Правда, 1982.
    3. Паустовский К.Г. Поток жизни: (Заметки о прозе Куприна) //Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9т. Т.7. – М.: 1983. – С. 470-492.
    4. Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина : диссертация ... канд. филолог. наук : 10.01.01.- Москва, 2002.- 164 с.

 


Информация о работе Концепция любви в творчестве Куприна