Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:25, реферат
Александр Иванович Куприн – один из выдающихся писателей конца XΙX – начала XX века. Он вошёл в наш духовный обиход как певец человеческих чувств. Он был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни. А.И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви.
В армейском обществе «Поединка»
осуществление любви также
В трагизме невозможности
любви в рамках обыденной жизни
автор видит философский
Кроме того, сущность женской природы играет важную роль в реализации темы любви, а также находится в той же семантике оппозиций Божественного – земного, жизни – смерти.
Образ женщины играет огромную роль в судьбе героя-мужчины. С одной стороны, в женской любви есть смертельная опасность, с другой – это любовь, спасающая через верность. В женских образах А.И. Куприна определяется четкая градация: любовь Олеси несет жизнь, отказ от любви Веры и Шурочки приводит к гибели героя.
В идеале А.И. Куприна женщина – ангел-хранитель. Именно такая роль принадлежит Олесе, ее любовь, «нежная и великодушная», могла бы спасти Ивана Тимофеевича в жизни. Если женщина не соответствует идеалу ангела-хранителя, то любовь к ней всегда приводит к гибели. Именно так разрешается линия Шурочки, которая приносит Ромашова в жертву своим честолюбивым планам, а для него любовь к ней оборачивается смертью. Та же роль принадлежит героине «Гранатового браслета». Ее неверие в любовь, категоричный отказ от чувств Желткова, желание прекратить это поскорее приводит его к самоубийству.
Также интересно то, что мужчина и женщина в произведениях А.И. Куприна как бы поменялись ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым» Иваном Тимофеевичем и «умной, расчетливой» Шурочке – с «чистым и добрым Ромашовым». Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться – эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой, чувствительной душой, попавшей в жестокий мир. Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».
Заключение
Рассмотренный материал позволяет сделать вывод, что в творчестве А.И. Куприна находят свое воплощение идеи философской концепции Русского Эроса «серебряного века». Мотив любви раскрывается автором в аспекте Божественного дара и преломляется в творческом методе А.И. Куприна, реализуемом в мифопоэтике. Художественное пространство текста организует оппозиция Божественного – земного, в рамках которого А.И. Куприн рассматривает конфликты произведений.
Идея принадлежности любви иному миру раскрывается с точки зрения ее Божественной природы, которая как дар свыше посылается избранным натурам. У А.И. Куприна мотив любви мифологизируется, что определяет мифопоэтическую тональность в раскрытии оппозиции Божественного – земного. Особая связь любви и смерти раскрывается в этой оппозиции, которая определяет трагичность конфликта любви с миром обыденным. В такой же оппозиции рассматривается идеал женственности, который неразрывно связан с самим чувством любви. Особая ценность женской сущности близка идеалу ангела-хранителя, который не только спасает и оберегает мужчину силой своей любви, но и дарует возможность приобщения к высшему миру.
Список использованной литературы: