Конфликт Добра и Зла в романе В. Гюго «Отверженные»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является – анализ идейного конфликта Добра и Зла в романе Виктора Мари Гюго «Отверженные». Цель данной работы предполагает решение следующих задач: 1) Раскрыть сущность романтического течения во Франции и выявить его особенности; 2) Выделить основные проблемы романа; 3) Выявить особенности образной системы романа. Объектом исследования является роман Виктора Гюго «Отверженные». Предметом исследования – идейно-художественное своеобразие данного романа.
Глава 1 Французский романтизм и его особенности……............................6 1.1. Современность, её социальные и нравственные конфликты как одна из важнейших особенностей французского романтизма........................................6 Выводы...................................................................................................................12 Глава 2 Роман В. Гюго «Отверженные» как романтическая эпопея.....................................................................................................................13 2.1. Полифонизм проблематики романа «Отверженные».................................13 2.2. Специфика образной системы.......................................................................16 Выводы...................................................................................................................20
Заключение...........................................................................................................21 Список использованной литературы.................................
Глава 1 Французский
романтизм и его особенности……............................6
1.1. Современность, её социальные
и нравственные конфликты как
одна из важнейших особенностей
французского романтизма........................................6
Глава 2 Роман В. Гюго
«Отверженные» как романтическая эпопея.....................................................................................................................13
2.1. Полифонизм проблематики
романа «Отверженные».................................13
Список использованной
литературы..............................................................23
Введение
Виктор Мари Гюго - величайший
французский поэт. Он прожил долгую жизнь
и, благодаря своему небывалому таланту,
оставил в наследство огромное количество
произведений. Его творчество простирается
на три четверти XIX века. Влияние В.
Гюго на развитие Французской литературы
колоссально, некоторые критики сопоставляют
его с А.С. Пушкиным в русской литературе.
В. Гюго - основатель и руководитель французского
революционного романтизма. Он был романтиком
с начала своей литературной карьеры и
оставался им до конца своей жизни.
Каждое произведение автора
– это некая нравственная проповедь, утверждение
идеала морального идеала.
Нравственная концепция романа
«Отверженные» соответствует представлению
Виктора Гюго о человеческой жизни, как
о непрерывной смене света и тьмы. Сам
автор говорит в конце книги, что она имеет
гораздо более важную цель, чем отображение
реальной действительности. Понимая мир,
как постоянное движение от зла к добру,
Гюго стремится продемонстрировать это
движение, акцентируя обязательную победу
доброго и духовного начала над силами
зла. «Книга, лежащая перед глазами читателя,
представляет собою от начала до конца,
в целом и в частностях...— путь от зла
к добру, от неправого к справедливому,
от лжи к истине, от ночи к дню... Исходная
точка;— материя, конечный пункт — душа.
В начале—чудовище, в конце ангел»[1;83
].
Роман «Отверженные» высоко
оценили Герцен, Некрасов, Щедрин, Толстой
и Достоевский. При всем различии идейных
позиций и творческих методов они сумели
найти в «Отверженных» близкие им стороны.
Лев Толстой, например, почувствовал за
романтическими эффектами и риторикой
«Отверженных» историческую и человеческую
правду, нашел социальное обличение и
нравственную проповедь, любовь к простым
людям, а потому поставил произведение
Гюго выше всего современного французского
романа. В предисловии к сочинениям Мопассана
он писал: «Жизнь» — превосходный роман,
не только несравненно лучший роман Мопассана,
но едва ли не лучший французский роман
после «Отверженных» Гюго»[2; 7].
Идеал красоты, добра и справедливости
совпадает, добро и есть цель прогресса,
путеводная звезда человечества: «Сегодня
идеал — это еле различимая в высоте светящаяся
точка»; но «среди всех чудовищных глыб
мрака, грозно сгрудившихся вокруг него,
он не в большей опасности, чем звезда
в пасти туч»[1; 201].
Актуальность нашего исследования
заключается в нескольких утверждениях:
Во-первых, В. Гюго – один
из величайших французских романтиков,
а значит, подробное рассмотрение особенностей
его романа позволит нам ещё глубже постигнуть
суть всего романтического течения во
Франции.
Во-вторых, в романе «Отверженные»
основной проблемой является конфликт
Добра и Зла, «вечная» нравственная проблема,
решить которую пытаются на протяжении
всего существования человечества. Следовательно,
поднимаются вопросы актуальные во все
времена.
Целью данной работы является –
анализ идейного конфликта Добра и Зла
в романе Виктора Мари Гюго «Отверженные».
Цель данной работы предполагает
решение следующих задач:
1) Раскрыть сущность
романтического течения во Франции
и выявить его особенности;
2) Выделить основные
проблемы романа;
3) Выявить особенности образной
системы романа.
Объектом исследования является роман Виктора Гюго
«Отверженные». Предметом исследования – идейно-художественное своеобразие
данного романа.
Глава 1. Французский романтизм
и его особенности
1.1. Современность, её социальные
и нравственные конфликты как
одна из важнейших особенностей
французского романтизма
Романтизм во Франции изначально
воспринимался как иностранное явление,
чему немало способствовали сами романтики,
которые ссылались на Шекспира, Шиллера
и Кальдерона. Но романтизм имел сильные
корни во французской истории и культуре,
поэтому он оказал огромное влияние на
судьбу национального искусства, выдвинув
великих творцов: Гюго - в литературе, Делакруа
- в живописи, Берлиоза - в музыке. [3; 9 ]
Французский романтизм, возникший
на родине буржуазной революции конца
XVIII века, был, естественно, более отчетливо
связан с политической борьбой эпохи,
чем романтическое движение других стран.
Деятели французского романтизма проявляли
разные политические симпатии и примыкали
либо к лагерю уходящего в прошлое дворянства,
либо к прогрессивным идеям своего времени.
Но все они не принимали нового буржуазного
общества, чутко ощущали его враждебность
полноценной человеческой личности и
противопоставляли его бездуховной меркантильности
идеал красоты и свободы духа, для которого
не было места в действительности.
Французский романтизм развивался
в первое тридцатилетие XIX века. Первый
этап его совпал с периодом Консульства
и Первой империи (приблизительно 1801 —1815
годы); в это время романтическая эстетика
только формировалась, выступили первые
писатели нового направления: Шатобриан,
Жермена де Сталь, Бенжамен Констан.
Второй этап начался в период
Реставрации (1815—1830), когда рухнула наполеоновская
империя и во Францию, в обозе иностранных
интервентов, вернулись короли династии
Бурбонов, родственники свергнутого революцией
Людовика XVI. В этот период окончательно
складывается романтическая школа, появляются
главные эстетические манифесты романтизма,
и происходит бурный расцвет романтической
литературы всех жанров: лирики, исторического
романа, драмы, выступают крупнейшие писатели
- романтики, такие, как Ламартин, Нерваль,
Виньи, Гюго.
Третий этап падает на годы
Июльской монархии (1830 — 1848), когда окончательно
утвердилось господство финансовой буржуазии,
происходят первые республиканские восстания
и первые выступления рабочих в Лионе
и Париже, распространяются идеи утопического
социализма. В это время перед романтиками:
Виктором Гюго, Жорж Санд — встают новые
социальные вопросы, как и перед творившими
в те же годы великими реалистами, Стендалем
и Бальзаком, и наряду с романтической
поэзией возникает новый жанр романтического,
социального романа.
Периодизация романтизма
во французской литературе определялась
как историческими предпосылками, так
и хронологией эстетического развития,
эволюцией литературного процесса.
Входя в антитезу «классицизм»
– «романтизм», направление предполагало
противопоставление классицистического
требования правил романтической свободе
от правил. Такое понимание романтизма
сохраняется и по сей день, но, как пишет
литературовед Ю. Манн, романтизм «не просто
отрицание "правил", но следование
"правилам" более сложным и прихотливым».
Центр художественной системы
романтизма – личность, а его главный
конфликт – противопоставление личности
и общества.
Романтизм зиждется на идеях,
бросающих вызов «страшному миру», – прежде
всего идеях свободы. Разочарование романтизма
– это разочарование в действительности,
но прогресс и цивилизация – лишь одна
ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие
веры в возможности цивилизации предоставляют
другой путь, путь к идеалу, к вечному,
к абсолюту. Этот путь должен разрешить
все противоречия, полностью изменить
жизнь. Это путь к совершенству, «к цели,
объяснение которой нужно искать по ту
сторону видимого» (А. Де Виньи). Для одних
романтиков в мире господствуют непостижимые
и загадочные силы, которым необходимо
подчиниться и не пытаться изменить судьбу
(поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.
Жуковский). У других «мировое зло» вызывало
протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.
Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич,
ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что
все они видели в человеке единую сущность,
задача которой вовсе не сводится лишь
к решению обыденных задач. Напротив, не
отрицая повседневности, романтики стремились
разгадать тайну человеческого бытия,
обращаясь к природе, доверяя своему религиозному
и поэтическому чувству.
Романтический герой – личность
сложная, страстная, внутренний мир которой
необычайно глубок, бесконечен; это целая
вселенная, полная противоречий. Романтиков
интересовали все страсти, и высокие и
низкие, которые противопоставлялись
друг другу. Высокая страсть – любовь
во всех ее проявлениях, низкая – жадность,
честолюбие, зависть. Низменной материальной
практике романтики противопоставляли
жизнь духа, в особенности религию, искусство,
философию. Интерес к сильным и ярким чувствам,
всепоглощающим страстям, к тайным движениям
души – характерные черты романтизма.
О романтическом герое можно
говорить как об особом типе личности
– человеке сильных страстей и высоких
устремлений, несовместимым с обыденным
миром. Подобному характеру сопутствуют
исключительные обстоятельства. Привлекательными
для романтиков становятся фантастика,
народные музыка, поэзия, сказания – все,
что в течение полутора столетий рассматривалось
как жанры мелкие, не стоящие внимания.
Для романтизма свойственно утверждение
свободы, суверенности личности, повышенное
внимание к единичному, неповторимому
в человеке, культ индивидуального. Уверенность
в самоценности человека оборачивается
протестом против рока истории. Часто
героем романтического произведения становится
художник, способный творчески воспринимать
действительность. Классицистическое
«подражание природе» противопоставлено
творческой энергии художника, преображающего
реальность. Создается свой, особый мир,
более прекрасный и реальный, нежели эмпирически
воспринимаемая действительность. Именно
творчество является смыслом сущего, оно
представляет собой высшую ценность мироздания.
Романтики страстно защищали творческую
свободу художника, его фантазию, полагая,
что гений художника не подчиняется правилам,
но творит их.
Романтики обращались к различным
историческим эпохам, их привлекало своеобразие
этих эпох, влекли экзотические и таинственные
страны и обстоятельства. Интерес к истории
стал одним из непреходящих завоеваний
художественной системы романтизма. Он
выразился в создании жанра исторического
романа (Ф. Купер, А. Виньи, В. Гюго), основоположником
которого считается В. Скотт, и вообще
романа, который приобрел ведущее положение
в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно
и точно воспроизводят исторические детали,
фон, колорит той или иной эпохи, но романтические
характеры даются вне истории, они, как
правило, выше обстоятельств и не зависят
от них. В то же время романтики воспринимали
роман как средство постижения истории,
а от истории шли к проникновению в тайны
психологии, а соответственно – и современности.
Интерес к истории отразился также в трудах
историков французской романтической
школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).
Именно в эпоху Романтизма
происходит открытие культуры Средневековья,
а восхищение античностью, свойственное
прошлой эпохе, также не ослабевает и в
конце 18 – нач. 19 вв. Разнообразие национальных,
исторических, индивидуальных особенностей
имело и философский смысл: богатство
единого мирового целого состоит из совокупности
этих отдельных черт, а изучение истории
каждого народа в отдельности дает возможность
проследить, по выражению Э. Берка, непрерывающуюся
жизнь посредством следующих одно за другим
новых поколений.