Конфликт Добра и Зла в романе В. Гюго «Отверженные»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 16:54, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является – анализ идейного конфликта Добра и Зла в романе Виктора Мари Гюго «Отверженные». Цель данной работы предполагает решение следующих задач: 1) Раскрыть сущность романтического течения во Франции и выявить его особенности; 2) Выделить основные проблемы романа; 3) Выявить особенности образной системы романа. Объектом исследования является роман Виктора Гюго «Отверженные». Предметом исследования – идейно-художественное своеобразие данного романа.
Глава 1 Французский романтизм и его особенности……............................6 1.1. Современность, её социальные и нравственные конфликты как одна из важнейших особенностей французского романтизма........................................6 Выводы...................................................................................................................12 Глава 2 Роман В. Гюго «Отверженные» как романтическая эпопея.....................................................................................................................13 2.1. Полифонизм проблематики романа «Отверженные».................................13 2.2. Специфика образной системы.......................................................................16 Выводы...................................................................................................................20
Заключение...........................................................................................................21 Список использованной литературы.................................
Эпоха Романтизма ознаменовалась
расцветом литературы, одним из отличительных
свойств которой было увлечение общественными
и политическими проблемами. Пытаясь постичь
роль человека в происходящих исторических
событиях, писатели-романтики тяготели
к точности, конкретности, достоверности.
В то же время действие их произведений
часто разворачивается в необычной для
европейца обстановке – например, на Востоке
и в Америке, или, для русских – на Кавказе
или в Крыму. Так, романтические поэты
– по преимуществу лирики и поэты природы,
и потому в их творчестве (впрочем, так
же, как и у многих прозаиков) значительное
место занимает пейзаж – прежде всего,
море, горы, небо, бурная стихия, с которой
героя связывают сложные взаимоотношения.
Природа может быть сродни страстной натуре
романтического героя, но может и противостоять
ему, оказываться враждебной силой, с которой
он вынужден бороться.
Необыкновенные и яркие картины
природы, жизнь, быт и нравы далеких стран
и народов – также вдохновляли романтиков.
Они искали черты, составляющие первооснову
национального духа. Национальная самобытность
проявляется прежде всего в устном народном
творчестве. Отсюда интерес к фольклору,
переработка фольклорных произведений,
создание собственных произведений на
основе народного творчества.
Развитие жанров исторического
романа, фантастической повести, лиро-эпической
поэмы, баллады – заслуга романтиков.
Их новаторство проявилось и в лирике,
в частности, в использовании многозначности
слова, развитии ассоциативности, метафоричности,
открытиями в области стихосложения, метра,
ритма.
Для романтизма характерен
синтез родов и жанров, их взаимопроникновение.
Романтическая художественная система
основывалась на синтезе искусства, философии,
религии. Например, у такого мыслителя,
как Гердер, поискам путей революционного
обновления культуры служат и лингвистические
исследования, и философские доктрины,
и путевые заметки. Многое из достижений
романтизма унаследовал реализм 19 в. –
склонность к фантастике, гротеск, смешение
высокого и низкого, трагического и комического,
открытие «субъективного человека».
Французский романтизм —
особенный романтизм. Ещё большее значение
имеет здесь обращение к современности,
к её проблемам и вопросам.
Первые романтики - прежде
всего философы и политические деятели,
поэтому теоретические вопросы и эстетика
французского романтизма изначально формировались
в связи с постановкой общефилософских
вопросов. В основу своей эстетики романтики
положили антитезу, которую В. Гюго определил,
как способность видеть две стороны предмета
или явления. Действительно, французские
писатели данной эпохи любили совмещать
противоположности: добро и зло, трагическое
и комическое, высокое и низкое, материальное
и идеальное, реальное и фантастическое,
жизнь и смерть.[4; 117]
Выводы
Во Франции первой трети ХIХ
в. романтизм был основанным направлением
литературы. Основными представителями
в литературе были:
Франсуа Рене де Шатобриан,
Жермена де Сталь, Альфред де Виньи, Альфреда
де Мюссе, Виктор Гюго и Жорж Санд.
Романтическому искусству
свойственны: отвращение к буржуазной
действительности, решительный отказ
от рационалистических принципов буржуазного
просвещения и классицизма, недоверие
к культу разума, который был характерен
для просветителей и писателей нового
классицизма.
Нравственно-эстетический
пафос романтизма связан прежде всего
с утверждением достоинства человеческой
личности, самоценности ее духовно-творческой
жизни. Это нашло выражение в образах героев
романтическою искусства, которому свойственны
изображение незаурядных характеров и
сильных страстей, устремленность к безграничной
свободе.
Глава
2. Роман В. Гюго «Отверженные» как романтическая
эпопея
2.1. Полифонизм проблематики романа
«Отверженные»
Специфическая черта художественного
мира Гюго заключалась в его тяготении
к универсальности, к глобальному охвату
явлений, к созданию всеобъемлющих эстетических
структур. Стремление это, присущее уже
молодому Гюго, в полной мере раскрывается
в романе «Отверженные» (1862). Книга эта,
в том же году переведенная на русский
язык, принадлежит к вершинам его творчества.
Мысль об отверженных, об
униженных и оскорбленных волновала Гюго
с давних пор. Можно считать, что он начал
работу над «Отверженными» уже в начале
30-х годов. В 1840 г. он набросал план романа
«Нищета». Но писал он «Отверженных» в
изгнании, когда все его помыслы были обращены
к судьбам народа.
Основными неразрешенными
проблемами своего времени Гюго в предисловии
к роману назвал «принижение мужчины вследствие
принадлежности его к классу пролетариата,
падение женщины вследствие голода, увядание
ребенка вследствие мрака невежества».
В романе раскрывается история рабочего
Жана Вальжана, укравшего булку, чтобы
накормить голодных детей, и поплатившегося
за это каторгой; история белошвейки Фантины,
которая, чтобы обеспечить своего ребенка,
вынуждена пойти на панель; история маленькой
девочки Козетты, жертвы жестокости и
корыстолюбия.
Гюго не просто рассказывает
о бедствиях народных — он размышляет
о моральной стороне общественных проблем,
о человеческой совести, о душевной жизни.
На каторге душа Жана Вальжана «все более
черствела — медленно, но непрерывно».
Под влиянием благородного поступка епископа,
спасшего Вальжана от нового ареста, происходит
возрождение, духовное воскресение каторжника.
Всю свою жизнь Вальжан посвящает благодеяниям,
оказанным таким же отверженным, как он,
даже его злейшему врагу — инспектору
полиции Жаверу. В то же время у читателя
не остается сомнений: ответственность
за чинимые преступления падает на общество,
на буржуазный законопорядок.
«Отверженные», как и все
творчество Гюго, строится на контрасте,
антитезе. Если Жан Вальжан воплощает
добро, то Жавер олицетворяет зло. Как
и Вальжан, Жавер — человек долга, но долга,
поставленного на службу неправому делу.
Блюститель закона, возведенного в непреложную
догму, оказывается, по сути дела, преступником.
В конце романа Жавер, сраженный благородством
Вальжана, кончает жизнь самоубийством.
Гюго была важна мысль о победе морального
начала даже в самом низком человеке, но
картина смерти Жавера получилась надуманной,
неубедительной.
Противостоит Жану Вальжану
и трактирщик Тенардье. Этот по виду «порядочный
человек» оказывается мародером, уголовником.
Гюго точно определяет сущность этого
жестокого и вместе с тем корыстного человека.
Заветная мечта Тенардье — разбогатеть,
«немножко пожить миллионером». Он не
представитель народа, а «несостоявшийся
буржуа».
Дабы положить конец людским
страданиям, Гюго в духе утопического
социализма возлагал надежды на нравственное
самоусовершенствование, на конечное
примирение классов. Однако автор «Отверженных»
трезво отдавал себе отчет: когда добро
оказывается бессильным, надо браться
за оружие. И если буржуазия «останавливает
революцию на полдороге», то главной силой
исторического развития выступают «народные
массы, самые основы цивилизации».
«Отверженные» — эпос,
но эпос, пронизанный лирикой. Здесь сливаются
различные жанры, проза тяготеет к поэзии,
в тексте встречаются стихотворные строки.
Мы ощущаем присутствие автора, слышим
его голос. В многочисленных монологических
отступлениях, воспринимающихся иной
раз как длинноты, но в романе закономерных,
автор стремится донести свое слово до
самого широкого читателя. Совершенно
сознательно Гюго пользуется приемами
популярного романа-фельетона, часто обращается
к приемам детективного жанра. Как и другие
великие художники — Бальзак, Диккенс,
Достоевский, Гюго использует подобную
сюжетную конструкцию, с тем чтобы нагляднее
раскрыть социальные конфликты буржуазного
общества. Само правонарушение, расследование
дела, поиски виновного — лишь подручные
средства для решения извечной проблемы
преступления и наказания.
Достоевский очень высоко
ценил роман Гюго. В одном из писем он утверждает:
«Вопреки мнению всех наших знатоков,
„Отверженные“ стоят выше „Преступления
и наказания“». Вместе с тем Достоевский
замечает: «Но любовь моя к Misérables не мешает
мне видеть их крупные недостатки. Прелестна
фигура Вальжана и ужасно много характернейших
и превосходных мест... Но зато как смешны
его любовники, какие они буржуа-французы
в подлейшем смысле!»[5; ]
Глава 2.2. Специфика образной системы
В романе «Отверженные» Гюго
решил быть учителем и проповедником благого
примера. Вот почему роман открывается
книгой «Праведник», в центре которой
стоит романтический образ христианского
праведника — епископа Мириэля. Образ
этот отнюдь не представляет собой тип
реального служителя церкви. Напротив,
Мириэль скорее противопоставлен реальным
священнослужителям как идеальный пример,
как человек чистой, подлинно святой души.
Именно в образе епископа Мириэля, сыгравшего
решающую роль в преображении сознания
Жана Вальжана Гюго воплотил свои нравственные
идеалы: доброту, бескорыстие, широкую
снисходительность к людским слабостям
и порокам.
В начале романа «райски светлый»
[6; 139] образ олицетворяет епископ Мириэль,
в котором Гюго воплотил свои романтические
мечтания о том, что путем милосердия можно
привести заблудшее человечество к добру
и правде.
Образ епископа исполнен
для Гюго огромного смысла, это апостол
его «современного Евангелия», его моральный
идеал, носитель мудрости и правды, чуждый
всему официальному укладу жизни. Символ
веры епископа — всеобъемлющая гуманность.
Он равно жалеет чахлое растение, безобразное
насекомое и отверженного обществом человека:
«Братья мои, имейте жалость! Преступник
не тот, кто грешит, а тот, кто создает мрак»
— вот каковы мысли епископа [7; 61].
Примечательно, что Жан Вальжан,
нравственно воскрешенный добротой епископа,
отнюдь не возвращается в лоно общества,
а снова сталкивается с ним. Но слепое
озлобление каторжника превращается под
влиянием преосвященного Бьенвеню в сознательное
неприятие действительности как она есть
и желание улучшить жизнь. Вальжан — фабрикант
и филантроп продолжает дело, начатое
епископом в его приходе.
В применении к епископу Мириелю
в особенности бесполезно ставить вопрос
о типичности характера. Этот образ откровенно
строился вразрез с жизненными наблюдениями,
как некий искомый идеал. По свидетельству
самого автора, «епископ Мириель — персонаж
чисто вымышленный, и католические газеты
имели основание находить его неправдоподобным»[8;
252]. Он стилизован в духе старинных церковных
легенд о кротких святых времен раннего
христианства, о праведниках, творящих
чудеса силой своей душевной чистоты.
«Чтобы найти что-либо подобное этой фигуре,—
писал Гюго в одном из набросков к «Отверженным»,—
надо углубиться в почти сказочные для
нас времена епископов с деревянным посохом»[8;
102].
В историю епископа Мириеля
вплетаются сказочные мотивы: он душа
своего прихода, простой люд прозвал его
Бьенвеню (Желанным); на дверях его дома
нет запоров, днем и ночью стучится в них
богач и бедняк, чтобы оставить или принять
милостыню. Народная любовь служит ему
охраной, разбойники дарят ему драгоценности.
Он раздает свое жалованье нищим, устраивает
больницу в епископском дворце, ходит
пешком, носит потертую рясу, питается
хлебом и молоком, сам возделывает свой
сад. Встреча епископа с Жаном Вальжаном
и вся история пробуждения человеческих
чувств в загнанном и озверелом каторжнике
— это последнее «чудо», совершенное преосвященным
Бьенвеню, — выдержаны в тонах поэтического
иносказания.
Герои Гюго — это всегда люди
значительной судьбы. Такова прежде всего
судьба главного героя «Отверженных»
— ожесточенного жизнью каторжника Жана
Вальжана, который на наших глазах становится
превосходным, высоконравственным человеком
благодаря доброму поступку епископа
Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику,
а как к обездоленному существу, нуждающемуся
в моральной поддержке. После смерти епископа
Мириэля его принципы милосердия и непротивления
злу продолжает в романе Жан Вальжан. Унаследовав
нравственные идеи епископа, Вальжан делает
их основой всей своей жизни. Даже оказавшись
на баррикаде, Жан Вальжан не участвует
в боевые действиях, а лишь пытается защитить
сражающихся; получив приказ расстрелять
своего вечного преследователя Жавера,
который проник на баррикаду в качестве
шпиона, он отпускает его на волю, продолжая
верить, что лишь добром и милосердием
можно воздействовать на человека, будь
то даже такой ретивый слуга неправедного
общественного строя, как Жавер.
В характере Жана Вальжана
и совершается чисто романтическое преображение
человеческой души после грандиозной
очистительной бури, вызванной великодушным
отношением к нему епископа. Непримиримый
контраст между злом и добром, тьмой и
светом, проявившийся в характерах персонажей
Гюго первого периода его творчества,
дополняется теперь новым мотивом: признанием
возможности преображения злого в доброе.
Особенности психологизма романа «Отверженные»
состоят главным образом в романтически
гипертрофированном изображении очистительной
бури, потрясающей все основы и все привычное
мировосприятие человека. Ожесточенный
несправедливостью, которую он всегда
испытывал среди людей, привыкший к ненависти,
Жан Вальжан «смутно сознавал, что милость
священника была, самым сильным наступлением,
самым грозным нападением, которому он
когда-либо подвергался, ...что сейчас завязалась
гигантская и решительная борьба между
его злобой и добротой того человека»
[1; 135].
Антагонист Жана Вальжана
— полицейский инспектор Жавер — создан
по методу контраста уже по отношению
ко всему тому доброму и подлинно человечному,
чему научил бывшего каторжника епископ
Мириэль. Жавер представляет то самое
бесчеловечное «правосудие», которое
Гюго ненавидит и разоблачает в своем
романе. Для Жавера главное — «представлять
власть» и «служить власти»: «За ним, вокруг
него ... стояли власть, здравый смысл, судебное
решение, совесть по мерке закона, общественная
кара — все звезды его неба. Он защищал
порядок, он извлекал из закона громы и
молнии ... в грозной тени совершаемого
им дела неясно проступал пламенеющий
меч социального правосудия»[1; 336].