Контрольная работа по "Детской литературе с практикумом по выразительному чтению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 04:30, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим две точки зрения: В.П. Аникин рассматривает творчество П.П. Ершова как реалистическое и считает, что сказка «Конёк - Горбунок» - отклик поэта на процесс формирования в литературе реалистической сказки. Нетрадиционен взгляд на жанр в исследованиях о П.П. Ершове профессора В.Н. Евсеева: «Конёк - Горбунок» - произведение поэта - романтика, «пародийно - фольклорная сказка», в которой «задаёт тон романтическая ирония автора»; начинающий поэт выразил идеи «свободы как великой ценности романтического сознания».

Содержание работы

1. Фольклорные мотивы в сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок».
2. Анализ народной сказки «Как мужик гусей делил».
3. Какое произведение К.Д. Ушинского вы прочли бы детям и почему.

Файлы: 1 файл

Детская лит 10.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Иркутской области

Областное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Братский педагогический колледж № 1

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по «Детской литературе с практикумом  по выразительному чтению»

 

(вариант 10)

 

Выполнил: студент 12Д группы, специальность 050704 Дошкольное образование

Гореликова  Светлана Анатольевна

 

 

2011

  1. Фольклорные мотивы в сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок».

План.

- Жанр сказки.

- Образы, персонажи, тема, идея сказки.

- Язык сказки.

 

Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» Петра  Павловича Ершова русскую детскую  литературу, пленяя воображение читателей. Нашу литературу, особенно чтение детей  невозможно представить без этого  шедевра. Это произведение смело  можно назвать сказочной энциклопедией  русского народа.

Жанр сказки.

Рассмотрим две точки  зрения: В.П. Аникин рассматривает творчество П.П. Ершова как реалистическое и  считает, что сказка «Конёк - Горбунок» - отклик поэта на процесс формирования в литературе реалистической сказки. Нетрадиционен взгляд на жанр в исследованиях  о П.П. Ершове профессора В.Н. Евсеева: «Конёк - Горбунок» - произведение поэта - романтика, «пародийно - фольклорная  сказка», в которой «задаёт тон  романтическая ирония автора»; начинающий поэт выразил идеи «свободы как великой  ценности романтического сознания». В  сказке можно найти и черты  романтической поэмы (стихотворная форма, трёхчастная структура, эпиграфы к частям, лиро-эпический характер повествования, напряжённость сюжета, незаурядность событий и главных  героев, экспрессивность стиля.

В «Коньке - Горбунке» присутствуют и признаки романа: значительная протяжённость  истории жизни Иванушки Петровича, эволюция его характера, смена функций  действующих лиц, развёрнутость  портретов, пейзажи, описательность, диалоги, переплетение «сказочной обрядности»  с обилием реалистических сцен и  подробностей, будто выхваченных  из жизни, широта социального фона.

В первой половине 19 века среди  народных сказок сюжетов, подобных «Коньку - Горбунку» не встречалось. Только после выхода в свет сказки фольклористы начали находить сюжеты, возникшие  под влиянием этой сказки.

Однако в целом ряде народных сказок есть мотивы, образы и  сюжетные ходы, присутствующие в «Коньке - Горбунке»: сказки о Жар - Птице, волшебном  коне Сивке - Бурке, о таинственном налёте на райский сад, о том, как старому  дураку - царю доставляли молодую невесту  и пр.

Ершов талантливо соединил сюжеты этих сказок, создав великолепное, яркое произведение с захватывающими событиями, чудесными приключениями  главного героя, его находчивостью и жизнелюбием.

Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную  форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части  органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые  героями, оправданы классическими  законами волшебной сказки.

Произведение делится  на три части, каждая из которых снабжена прозаическим эпиграфом, настраивающим  читателей на предстоящие события.

Первая часть, как и  положено, начинается с присказки  «жили - были», которая вводит читателя в курс событий, знакомит с героями.

Вторая и третья части  начинаются развёрнутыми присказками, представляющими собой сжатые сюжеты волшебных, бытовых и сатирических сказок. Так автор отвлекает читателя от основного содержания, возбуждает любопытство и напоминает, что  это присказка, а сказка будет впереди.

Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее  из быстро протекающих событий. Время  в них уплотнено до предела, а  пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.

В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть  завершается кратким рассказом  о дальнейших событиях вплоть до заключительного  эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.

Во второй части в центре два события: Иван с помощью Конька - Горбунка ловит Жар - Птицу и  доставляет во дворец Царь - Девицу. Как  и во многих волшебных сказках, Иван выполняет третье, кажется, непосильное  задание - добывает перстень Царь - Девицы и встречается с Китом, заодно побывал на небе, где беседовал  с матерью Царь - Девицы Месяцем  Месяцовичем, освободил Кита от мучений, за что тот и достал Ивану перстень.

Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так  же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку  действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.

Завершается сказка характерной  для фольклора концовкой: победой  главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.

Образы, персонажи, тема, идея сказки.

Все три части связаны  между собой образом Ивана  и его верного друга Конька. В образе Ивана выразилась самая  суть сказочной истории, вся полнота  ершовского реализма. С точки зрения людей «здравого смысла», которые  мирятся с ложью, обманывают и  хитрят ради житейского благополучия и покоя Иван просто глуп. Он всегда поступает наперекор их «здравому  смыслу». Но всегда получается так, что  эта иванова глупость оборачивается  высшей человеческой мудростью и  выходит победительницей над  пресловутым «здравым смыслом».

Вот отец посылает стеречь  пшеницу братьев Ивана. Один поленился - провёл ночь на сеннике, а второй струсил - бродил всю ночь у соседского забора. И оба солгали отцу. Иван не таков. Зато ему достались чудесные красавцы - кони и игрушечный конёк.

Честно несёт Иван трудную  службу у вздорного царя, простодушно  не замечая зависти и козней царских  придворных; прилагает много труда, проявляет смелость и настойчивость, выполняя все царские поручения. И наградой ему становится всё, что  он добыл для царя, в придачу  становится писаным красавцем и  самим народом избран царём. Конечно, в этом ему помогала волшебная  сила Конька - Горбунка, но ведь на то и  сказка, чтобы волею её автора волшебные  силы оказались на стороне добрых, честных, доверчивых, помогли правде и справедливости восторжествовать над злом. Вот почему Иван - дурачок, руководствовавшийся мудрой народной моралью - жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и  слову, оказался победителем всех жизненных невзгод.

В образе простодушного Ивана  не следует усматривать воплощение идеала человеческого поведения. Иван бывает дурашливым, порой ленится, любит  поспать. Поэт не скрывает, что герой  дурак и в прямом смысле. Но дурачества у него особые. Недаром всюду, где  автор говорит об Иване как  о дурачке, он противопоставляет  его «умным».

«Умные» братья Ивана являются сторонниками существующего благообразия, носителями «здравого смысла» - эгоистичными и благополучными в сравнении  с младшим братом. Есть в сказке эпизод: Иван догоняет братьев, укравших у него коней, чтоб продать их в  городе и поживиться и кричит им:

Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван - то вас честнее…

Однако, герой не злопамятен, и в финале первой части конфликт благополучно снимается: каждый не в  ущерб другому достигает желаемого. И на царской службе Иван честен и добр, никому не чинит козней, хотя вокруг многие недоброжелатели разжигают страсти. Завидует Ивану прежний начальник конюшни - он обговаривает героя, подводит его под царский гнев и опалу. Царь и царедворцы причинили Иванушке много зла, но все их хитроумные происки оказались напрасными - и тут он, дурак, противопоставлен «умным» людям. Возникает вопрос: кто же, в самом деле, глуп? Конечно, те, кто его притесняет. Они не совершают «дурацких» поступков, но их «ум» сопряжён с хитрыми, жестокими делами. Потому автор и ставит «умных» в глупое положение, а Иван потому берёт верх, что дела умных в собственных глазах, здравомыслящих оказываются недалеки от глупости.

Во всех случаях Иван проявляет  самостоятельность, не стесняется высказать  собственное мнение, не теряет чувства  собственного достоинства. Увидав Царь - Девицу, говорит, что она «вовсе не красива». Разговаривая с царём. Обращается к нему не только без  титулов, но и на «ты», как к равному.

Попав на небо, Иван не обнаруживает ни бога, ни ангелов, ни рая. И, хоть царство  ему и понравилось, ведёт он там  себя совершенно свободно, как и  на земле.

Нигде Иван не вспоминает бога, только раз он «помолился на забор, / И пошёл к царю во двор» - не на иконы или восток, и в этом эпизоде  просматривается авторская ирония.

Необычен образ помощника  Ивана - конька - «игрушечный» рост в  три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать с радости», да два  горба.

Оба героя - закадычных друга - отклонение от принятой сказочной  нормы; первый - дурак, второй - неказист, уродлив с точки зрения обывательского взгляда. Конёк - воплощённая сущность Ивана - являет подлинное содержание человеческого - несказочного бытия, главное  в котором - доброта, желание оказать  помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте.

Продолжая пушкинские традиции, Ершов все стрелы сарказма направляет в фигуру «славного» царя - жалкого, глупого, лениво почёсывающегося от скуки самодура.

Все появления царя сопровождаются репликами вроде: «Царь сказал ему, зевая», «Царь, затрясши бородою, закричал ему вослед». К концу сказки презрительное  отношение к царю вполне ясно. Он «точит балясы» перед Царь - девицей, желает на ней жениться, но она его  увещевает:

Все цари начнут смеяться,

Дед - то, скажут, внучку взял!.

Из диалога царя с девицей  видно, что она, пятнадцатилетняя, умнее  и честнее не способного мыслить  старикана. Его смерть в котле («Бух в котёл - / И там сварился») довершает  образ ничтожного правителя. Каков  поп, таков и приход. Царь - самодур, дворяне - лакеи. Желая угодить, они  пресмыкаются; изображают дурацкие сценки, желая посмешить правителя.

Дворяне и царь обирают  народ: царь бесцеремонно считает добро  Ивана своим. Требуя у него перо Жар - птицы, кричит:

В силу коего указа 

Скрыл от нашего ты глаза 

Наше не привычен царское  добро -

Жароптицево перо?

Но царь только главный  притеснитель народа. Беда в том, что  с ним хозяйничает и вся  его челядь. Ершов рисует яркую  картину собирательства народа. Притесняют не только крестьян, но и дворовых людей. Как бы ни трудился народ, всё равно  он остаётся нищим. Братья Ивана горестно восклицают:

Сколь пшеницы мы не сеем,

Чуть насущный хлеб имеем,

До оброков ли нам тут?

А исправники дерут.

Появление «градского отряда»  во главе с городничим свидетельствует  о полицейском режиме. С народом  обращаются как со скотом: сторож кричит, бьёт людей бичом. Народ, не протестуя, безмолвствует.

Городничий, надсмотрщики, конные отряды, «расшевеливающие народ» - вот  картины крепостнической Руси, проступающие через игровой ершовский стих. Веселье, вспыхнувшее в толпе, несказанно удивило представителей власти, им непривычен люд, выражающий эмоции.

Бытовое и фантастическое переплелось в сказке. Сказочное  мироздание состоит из трёх обособленных царств - земного, небесного и подводного. Основное - земное, имеющее множество  характеристик и примет, наиболее детализировано:

За горами, за лесами,

За широкими полями…,

пшеницу братья возили

… в град - столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Кроме «топографии» земное царство имеет свою погоду, приметы  царского и крестьянского быта. Это  царство и самое густонаселённое: тут и крестьяне, и стрельцы, звери  и птицы, царь и его слуги, купцы  и таинственный «царь Салтан». Небесное царство похоже на земное, только «земля - то голубая», те же терема с русскими православными крестами, забор с  воротами, сад. Подводное царство  противоречиво: оно огромно, но меньше земного; его обитатели необычны, но подчинены один другому по законам  земного царства. Все три царства  при своей, кажется, непохожести  являются одним по сути, подчиняются  одним и тем же социальным законам - законам царской чиновничьей  России, а в отношении географии, мироустройства - по законам восприятия мира россиянином - степняком, для которого нет и не может быть ничего больше и необъятнее, чем земля с её полями, лесами и горами.

Удивляют читателя персонажи, населяющие подводное и небесное царства.

Образ «Чуда - Юда рыбы Кит» - отзвук мифов о происхождении  Земли (тверди на трёх китах):

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр - бор шумит,

На спине село стоит…

- деревня, мужицкая крестьянская  Русь. Кит «подневольный», «страдающий», как и Иван, последний на социальной  лестнице, по сюжету сказки переживает  превращение в самовластного  тирана.

Ершов, рассказывая о необычной  небесной семейке - Царь - девице, её матери Месяце Месяцовиче и «братце» Солнце, ориентируется на мифологические представления  сибирских народностей, сходные  с китайской мифологической традицией, где Солнце осмысливается как  «ян» - мужское начало, а Луна - «инь» - женское.

Информация о работе Контрольная работа по "Детской литературе с практикумом по выразительному чтению"