Министерство образования и
науки Российской федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный
педагогический университет»
Факультет «Филология»
Направление «Русский язык
и литература»
Контрольная работа
По предмету «История зарубежной
литературы конца XIX начала XX веков»
Выполнил: Грехова Юлия Васильевна
Студентка 4 курса ОЗО, 1 вариант.
Проверил: Седова Елена Сергеевна
Челябинск,2014 год
1 задание. Ш. Бодлер «Соответствия».
- Бодлер описывает в своих стихотворениях жизнь парижской богемы, причем обеспеченных ее слоев, углубляется в свои чувства, в свой внутренний мир. Его внимание привлекают пороки, свободная любовь, неприятное и даже уродливое в жизни (например, стихотворения "Веселый мертвец" и "Падаль" - о трупе лошади). Вероятно, названием он хотел подчеркнуть противоречие между изысканной, эстетически совершенной формой своих стихотворений (цветы) и болезненными, отвратительными явлениями жизни, которые он описывал. «Цветы Зла» – новаторское
произведение, так как заключает в себе
черты характерного для поколения Бодлера мироощущения и утверждает новый принцип поэтической выразительности: романтический спонтанный лиризм, так же как декоративная изобразительность «пaрнасской» поэзии, отступают у Бодлера перед суггестивным иносказанием.
- Объектом изображения Шарля Бодлера становятся соответствия. Обычно критики выделяют два основных соответствия: между физическим существованием и духовной сферой, а также между миром чувственных форм и миром выдуманных идей. Очевидно, эти соответствия проявляются у Бодлера в мире природы и человека: "Природа - строгий храм", в котором невозможно даже "невнятный звук украдкою" уронить, поэтому "лесами символов бредет" "смущенный человек". Скорее всего, это смущение вызвано той гармонией, которая царит в природе, ведь "в ней сочетаются благоухания, и звуки, и цвета". Какое же место отведено человеку
в этой строгой иерархии? Этот вопрос волновал
многих поэтов. Например, русский поэт
Федор Тютчев считал, что между человеком
и природой возник разлад, а виноват в
этом человек, наделенный разумом, поэтому
"ропщет мыслящий тростник". Бодлер подходит к решению этого вопроса иначе. Назначение человека в искусстве - выражать реальную жизнь, в которой все смешивается: красота и уродство, высокое и низкое, добро и зло. Это порой действительно соответствует друг другу. Отсюда и название стихотворения. Но поэт идет дальше в своих
рассуждениях. Соответствия у него приводят
к взаимопроникновению и даже полному
слиянию: так "запах девственный"
чист, как луг, а "высокий звук гобоя"
свят, как тело детское. Еще удивительней,
что "слиянье ладана и амбры и бензоя" создают торжественный, но при этом "развратный аромат". И довершает слияние "высших дум восторг и лучших чувств экстаз". Таким образом, Шарль Бодлер, мечущийся между "восторгом жизни" и "ужасом" перед ней, ощущающий сплин (недаром цикл называется "Сплин и идеал"), по сути, "русскую хандру" и ищущий свой идеал, воплощает всей своей поэзией феномен, названный Гегелем "несчастным сознанием". Это значит, что сознание раздвоено, разорвано, поэтому пребывает в состоянии "бесконечной тоски". Даже сам Бодлер называл себя "истериком" и "записным пессимистом", погруженным в мир собственных мрачных фантазий. Все это, однако, и создает особый стиль Шарля Бодлера, который уже не спутаешь ни с кем.
- Размышления о сущности бытия,
его тайнах и связях между этими тайнами
возникают в стихотворении «Соответствия»(Corres- pondances). При этом поэт улавливает взаимозависимость явлений реального мира, а также чуждость и одновременно родственность этому миру человека. Мир перестал быть понятным, человек в нем бродит, как в чаще символов. Символ же всегда сохраняет недосказанность. Мир людей и мир вне человеческого сознания могут лишь перекликаться, но не сливаться. При этом своеобразие образности
поэта соединяет несоединимое, выражает
сущность явления через несвойственные
ему в обычном восприятии качества. Так
запах чистоты передается через цвет или
звук, а может быть уподоблен зрительному
восприятию тела ребенка. Во французском оригинале и
в переводе В. Левика очень точно переданы различные синкретические (отражающие восприятие мира различными органами) соответствия, трактуемые обычно как метафоры или как образные сравнения. Во фрагментах предисловия к «Цветам зла» поэт обращал внимание на расширение сферы ощущений, вводимых в поэзию. В «Соответствиях» Бодлера мы чувствуем зарождение таких литературных направлений, как импрессионизм и символизм, когда субъективное впечатление главенствует над реальностью, а многозначность реальности скры-вается за сложной символикой.
Ш. Бодлер «Красота».
- Шарль Бодлер (Charles Baudelaire, 1821 — 1867) открывает целую эпоху французской литературы.
В его творчестве в удивительном синтезе
объединены ее направления, уже уходящие
в прошлое (романтизм, эстетика парнасцев),
и вместе с тем появляются первые черты
будущих направлений (импрессионизм, символизм). Самой значительной книгой
Шарля Бодлера является сборник его стихотворений «Цветы зла»(Les Fleurs du Mai, 1857), посвященный его любимому поэту и учителю Теофилю Готье. Стихи, помещенные в «Цветах зла», создавались в разное время, и новые издания иногда пополнялись новыми сочинениями, а в некоторых случаях и теми, что были написаны ранее 1857 г. (были еще два прижизненных издания — 1861 и 1866 гг.). Название сборника явно оксюморонного типа, в котором одно понятие как бы исключает другое. Это в какой-то степени объясняется одним из периферийных и коннотативно окрашенных значений слова la fleur в форме les fleurs — «плесень», «цвель» (на вине). Двойственность в восприятии мира и его постижении отражена уже в самом названии. Названия частей сборника создают
впечатление трагического рассказа о
чьей-то жизни, неумолимо приближающейся
к смерти: «Сплин и Идеал» (Spleen et Ideal), «Парижские картины» (Tableaux parisiens), «Вино» (Le Vin), «Цветы зла» (Fleurs du mal), «Мятеж» (Revolte), «Смерть» (La Mort).
Одним из проявлений Идеала
выступает Красота. Особенно значительно
у Бодлера стихотворение «Красота»(La beaute),
где она связана не только с внешней гармонией,
но и с восприятием ее художником. Это
сложный символ, семантизация которого
соотнесена с образами, загадочными и
до конца не раскрытыми. Образ Красоты
создается на основе необычных, субъективно-авторских
связей различных объектов действительности.
Сложный и загадочный символ (La beaute — Красота)
всегда остается тайной для поэтов («сердец
художников») и всегда томит их любовью.
Противостоять этому волшебному влиянию
Красоты поэты не могут, поэтому и во французском
оригинале, и в русском переводе Брюсова
не случаен эпитет, характеризующий поэтов
— dociles — покорные.
«Но их ко мне влечет покорных
и влюбленных,
Сиянье вечности в
моих глазах влюбленных,
Где все прекраснее,
чем в чистых зеркалах.» (Перевод
В. Брюсова)
В последнем трехстишии перевода
образность оригинала несколько трансформирована.
В подлиннике Красота очаровывает влюбленных
(поэтов) чистотой зеркал, которые способны
сделать все прекраснее, но чистые зеркала,
делающие все вокруг чудеснее — это широко
открытые в сиянии вечного света глаза
красоты. В переводе Брюсова приведенная
выше двучленная метафора, в какой-то мере
раскрывающая символ КРАСОТЫ и глубоко
импрессионистический характер этого
образа, заменена сравнительным оборотом,
создающим большую определенность и упрощающим
символ. Стихотворение «Красота» интересно
и в том отношении, что оно знакомит читателя
с образом поэта в поэзии Бодлера.
Творчество Бодлера было новаторским
для своего времени. В его поэзии уже присутствуют
проблематика и средства выражения, предвещающие
символизм и даже поэзию XX века. Это экзистенциальные
темы (добро, зло, идеал, красота и т.п.),
мотив «метафизической тоски», слияние
эмоционального и философского начал,
субъективного и объективного, суггестивное,
символическое выражение идей и настроений
через явления материального, предметного
мира, поиски новых поэтических форм наряду
с мастерским использованием средств
традиционной стихотворной просодии.
2 задание. М. Метерлинк
«Уныние» (сборник «Теплицы», перевод
В. Брюсова)
Павлины, белые павлины, уплыли
при лучах луны,
Павлины, белые павлины, уплыли плавно
навсегда,
Уплыли белые павлины, мои томительные
сны,
До пробужденья, до рассвета,
во глубь заглохшего пруда,
Павлины, белые павлины, мои томительные
сны,
Уплыли плавно в глубь глухую,
где дремлет тусклая вода,
В глухую глубь пруда без
солнца,
где волны полны тишины,
Павлины, белые павлины, уплыли плавно
навсегда.
- Павлин - Солнечный символ, связанный
с культом дерева и Солнца, а также с пеоном.
Символизирует бессмертие, долголетие,
любовь. Естественный символ звезд на
небе и, как следствие, вознесения на Небеса
и бессмертия. Связан с бурей, поскольку
становится беспокоен перед дождем, а
его танец во время дождя отражает символику
спирали. Болтливость, чванливость и тщеславие - относительно поздние коннотации. Буддизм: сострадание и бдительность. Китай: достоинство, высокий ранг, красота. Перо павлина вручалось при
получении высокого ранга за заслуги и
означало благосклонность императора.
Эмблема династии Мин. Христианство: бессмертие,
воскресение, душа, прославленная перед
Господом, поскольку павлин обновляет
свое оперение, а его мясо считалось непортящимся.
Сто глаз всевидящей Церкви. Символизирует
также святых, поскольку его хвост напоминает
нимб. Павлин, сидящий на сфере или державе, олицетворял способность подняться над мирскими вещами. Его перо - эмблема святой Варвары. Древняя Греция: солнечный символ, символ бога-птицы Фаона трясущегося. Первоначально - атрибут Пана, затем заимствованный Герой как символ звездного свода. Глаза Аргуса были разбросаны Герой по его хвосту. Индуизм: иногда - верховое животное Брахмы; на павлине ездят также Лакшми и бог войны Сканда-Карттикея; когда верхом на нем сидит бог любви Кама, это символизирует нетерпеливое желание. Павлин - эмблема богини мудрости, музыки и поэзии Сарасвати. В Иране павлины, стоящие с двух сторон Древа Жизни, означают дуализм и двойственную природу человека. Символизирует также царскую власть: трон персидских шахов назывался павлиньим троном. Ислам: свет, который увидел самость, как павлина с распущенным хвостом. Глаз павлина ассоциируется с Оком Сердца. Японский боддхисаттва Кудзяку-Мае всегда сидит на павлине. Рим: птица Юноны с тем же значением, что и в случае Геры. Эмблема императрицы и дочерей императора. (Словарь символов)
- Луна - Как правило, олицетворяет женскую
силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Исключением
являются некоторые африканские и североамериканские
индейские племена, а также тевтоны, племена
Океании, маори и Япония, где Луна является мужским производительным
принципом. Луна повсеместно является символом
циклического ритма времени, универсального
становления. Фазы зарождения, исчезновения
и появления Луны на небосводе символизируют
бессмертие и вечность, постоянное обновление,
просвещение. Кроме того, Луна олицетворяет темную сторону
природы, ее невидимый аспект; духовный
аспект света во тьме; внутреннее знание,
интуитивное, иррациональное и субъективное;
человеческий разум в виде отраженного
света божественного Солнца. Является
символом глаза ночного, а Солнце является
глазом дневным. Лунасимволизирует также периодическое возобновление творения, время и меру. Раньше время измерялось фазами Луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на земле. Изменяясь в своих фазах, она символизирует область становления. Луна Камы управляет приливами, дождями,
водами, наводнениями и временами года, а следовательно, и ходом жизни. Все богини Луны управляют судьбой и ткут ее нить. Иногда их изображают в виде пауков в центре паутины. К их атрибутам относятся веретено и прялка. Совместно Луна и Солнце олицетворяют hieros gamos, священный брак Неба и Земли, короля и королевы, золота и серебра и т, д. Трехдневный период новолуния - это период нисхождения умирающего бога в подземный мир, из которого он, подобно Луне, поднимается снова. Полная Луна означает целостность, завершенность, силу и духовную мощь. Луна в середине цикла имеет погребальное значение.
Убывающая Луна приобретает мрачный, демонический
аспект; Луна нарастающая - свет, рост и
возрождение. Символом Луны, как правило,
является месяц или коровьи рога. Ее также
называют кораблик света в море ночи. Все
ночные животные, например, кошка и лиса,
являются лунными, как и те животные, которые
возникают и исчезают, например, медведь,
впадающий в спячку зимой и появляющийся
снова весной с новорожденным медвежонком.
Таковы змея, заяц и кролик, все двоякодышащие
и любые другие животные, связанные с водой,
болотами и половодьями. Лягушка и жаба
живут на Луне. Почти повсеместно обитателями
Луны являются заяц и кролик. Очень часто
у жабы или зайца три ноги, означающих три лунных фазы, а также прошлое, настоящее и будущее. На Луне также обитает человек, который таскает тяжкую ношу в виде наказания. В христианстве его сравнивают с Каином или Иудой Искариотом. Хромой старик может символизировать убывающую Луну. Лунные божества очень часто тройные, например, Парки (см. числа, три). С Луной связаны различные растения, такие как индийская сома, американский маис, южноамериканская пальма пачимба. Семитские боги Луны ассоциируются с деревьями и кустами. В африканской мифологии это Ашаиг, символизирующий время и смерть. Некоторые африканские племена ассоциируют Луну с деревом. У некоторых племен Луна является мужским божеством. В алхимии Луна означает серебро - это чистые чувства; Луна и Солнце - это тело и душа, серебро и золото, королева и король. В верованиях американских индейцев - это старуха, которая никогда не умрет, и водная девушка с кувшином воды. В Южной Америке Луна ассоциируется с пальмой и маисом, а на Севере - с деревом. Полная Луна походит на свет Великого Духа, однако, у некоторых племен она является злой и недоброжелательной силой. В астрологии Луна означает животную душу как место, в котором возникают ощущения, половую жизнь и ипмульс к ней. Наряду с Солнцем, отражающим порывы сердца и черты характера, Луна характеризует общий стиль поведения. В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. Полнолуние и новолуние считается времем-нем усиления духовной силы. Растущая Луна - элемент Авалокитеш-вары, Гуань-инь и Гуань-он, а также символ единства личности. Появляясь на небосклоне. Луна отражается в каждой поверхности воды, и все эти отражения происходят от одного источника (Ян Чиа Песнь просветления). Луна и вода вместе олицетворяют свободу Дхармы. В Китае Луна отображает сущность инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна - местопребывание архангела Гавриила, а Солнце - архангела Михаила. В египетской традиции Луна считается творцом загробного мира и вечности. Растущая Луна - главнейший атрибут Изиды как Царицы Небес. Тот также является лунным божеством. У эскимосов Луна чтится как посылающая снег. В древней Греции Луна ассоциировалась с деревом. Богиня Луны Мойра стояла выше других богов, а три богини судьбы (Мойры) являлись отражением силы этой Великой Лунной Богини. В символизме орфиков Луна олицетворяет печень, а Солнце - сердце (центр вселенной в человеке). В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. Она также олицетворяет собой чашу элексира бессмертия и ассоциируется с растением сомой, из которого готовится сакральный глоток. В Иране Луна почитается как Мах наряду с Солнцем, которое почитается как Хваре-Кхшаэта. В традициях Зенд и Пехлеви Луна олицетворяет мужской принцип. В исламе Луна - мера времени и считает годы, так как год считается лунным. Расщепленная Луна отражает дуальность в непрерывном движении к единству. Растущая Луна, олицетворяющая божественную и верховную власть, является символом ислама. Растущей или полной луной освещается Древо Жизни, изображаемое иногда на мусульманских надгробиях. В Японии Луна также олицетворяет мужской принцип - это бог Цукиеми, родившийся из правого глаза Изанаги. Заяц с пестиком и ступой живет на Луне. У манихеев Луна - это Иисус Великолепный в ряду с Солнцем-Митрой. У маори Луна - муж всех жен, бог-отец. В митраизме на иконах Луна изображалась с левой стороны над колесницей, запряженной Одной лошадью, Солнце - с правой
стороны над квадригой. У народов Океании
Луна олицетворяет мужской принцип и символизирует
вечную молодость. У скандинавов лунная
колесница Фрея запряжена лунными котами. В шумеро-семитской традиции лунное божество Син - мужской бог мудрости и хранитель времени. Ночь в полнолуние - это время для молитвы и праздничного жертвоприношения. В этот время Луна может как бы запечатлиться на спине молящегося. В шаманизме Луна символизирует магическую силу. В даосизме Луна - символ истины, глаз, светящий во мгле, принцип инь, но вместе с Солнцем отражает мужскую божественную силу. У тевтонцев Луна отражает мужскую божественную силу. (Словарь символов)
- Рассвет - Символ просвещения и надежды.
В буддизме это также ясный свет Пустоты.
В христианстве - воскресение и приход
Христа, несущего свет в мир. (Словарь символов)
- Вода - источник и гробница всего сущего
во вселенной. Символ непроявленного,
первичной материи. Жидкость все проверяющая
(Платон). Любая вода является символом
Великой Матери и ассоциируется с рождением,
женским началом, утробой вселенной, prima materia, водами плодородия и свежести, источником жизни. Вода - жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает,
смывает и восстанавливает. Ассоциируется
с влагой и циркуляцией крови, жизненными
силами как противопоставлением сухости
и неподвижности смерти. Вода возвращает к жизни и дает новую
жизнь, отсюда крещение водой или кровью
в обрядах инициации - вода и кровь смывают
старую жизнь и освящают новую. Погружение
в воду символизирует не только возврат
к первоначальному состоянию чистоты,
смерть в старой жизни и возрождение в
новой, но также омовение души в материальном
мире. Источник Жизни берет начало от корней
Древа Жизни, которое растет в центре Рая.
В виде дождя вода несет оплодотворяющую
силу небесного бога, что символизирует
плодородие. Как роса, она олицетворяет
благовещение и благословение, духовное
обновление и свет восхода. Нырнуть в воду
- значит искать секрет жизни, ее конечную
тайну. Ходить по воде - значит преступить
за границу материального мира. Все великие
мудрецы ходили по воде. Текущая вода -
это живая вода. Пересечь водную преграду
- значит перейти из одного онтологического
состояния в другое. С другой стороны,
это символ отделения, например, при пересечении
моря или реки смерти. Но, поскольку вода
имеет сил и жизни, и смерти, она может
не только отделять, но и соединять. Вода и огонь являются враждующими
стихиями, которые, в конечном счете, проникают
друг в друга и объединяются, символизируя
противоречия материального мира. В состоянии противоборства они
- необходимые для жизни тепло и влага,
но горящая вода - это союз противоположностей.
Огонь и вода ассоциируются также с двумя
великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей,
причем в этом случае Отец-Небо превращается
в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся
на землю. Вода и вино символизируют слияние
человеческой и божественной природы,
или божественность, незримо присутствующую
в человечности. В христианском искусстве
вода символизирует смирение. Вода, окружающая
что-либо, имеет не просто оборонительное
значение, пространство внутри круга становится
чистым и священным. Вода с глиной олицетворяют
творение и символизируют горшечника,
придавшего вселенной ее облик. Глубокие
воды моря, озера, колодца ассоциируются
с царством мертвых или местом обитания
сверхъестественных существ и тесно связаны
с Великой Матерью. Нижние Воды - это Хаос,
или вечно меняющийся материальный мир,
а Верхние Воды - царство всеобъемлющих
вод. Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми
и Большими Мистериями, а вместе они составляют
Единое и означают всеобщее обновление.
Потревоженные воды - символ превратностей
судьбы, иллюзий и тщеславия жизни - призрачный
поток ощущений и идей. Бегущая вода означает
жизнь и ее источник, символом которого
является волнистая линия, спираль или
меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню
и горе, может символизировать космос
во всей его полноте. Символами порождения
и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих
сил воды часто являются существа комбинированной
природы, чудовища или драконы, змеи, сокол,
лев, крокодил и кит, в то время как питающая
и плодородная сила изображается в виде
коровы, газели, а чаще всего рыбы. Вода
имеет огромное значение в магических
ритуалах. У индейцев Америки вода олицетворяет
изливающиеся силы Великого Духа- Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умертвление. Эти существа поддерживают земное и статичное как противоположность небесному и динамичному. У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос. В буддизме вода олицетворяет вечное течение материального мира. Пересечение потока часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось. У кельтов вода, озера, священные колодцы и т, п. имеют
магические свойства, в этих водоемах
обитают сверхъестественные существа,
например, Дама Озера. С их помощью можно
проникнуть в другой мир. Вода символизирует
мудрость высшего мира и божественное предвидение. Тирнаног - кельтский рай, страна вечной молодости, находится либо за, либо под водой, либо на Зеленом Острове, окруженном водой. У китайцев вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань. Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. Вода символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос. В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, зачатие от воды и от Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос - это вино, а вода - тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса - символ Благовещения. У египтян вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила - бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов. В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета - символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти. У евреев воды Торы животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, - это мудрость и Логос. Перед Творением Божественный дух носился над гладью вод. У индийцев Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна - повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, ходящий по водам. Лакшми, та, что из лотоса, также рождена Океаном. У иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан. У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: Из воды создали Мы все живущее, Трон Его был над водами (Коран). У народов манде вода и вино символизируют союз Космического Отца и Матери. У маори Рай находится под водой, что символизирует изначальное
совершенство. У скандинавов и тевтонов
воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек - ручей Хвергельмир. В шумеро-семитской традиции Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук, как свет, создал землю, победив Тиамат, как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес - повелитель глубин, и Бог с потоками держит в руках кувшин с водой, или вода может изливаться прямо из его рук. У даосов вода символизирует слабость, приспособление и настойчивость, текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти. Отражает доктрину у-вэй - поддаваясь в точке нажима, вода обтекает нажимающий предмет и, смыкаясь за ним, в конце концов, стачивает даже самый твердый камень. (Словарь символов)
- Солнце - Символ высшей космической
силы. Всевидящее божество и его власть, теофрания, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, разум мира (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокоренный, слава, величие, правосудие, царственность. Это видимый образ Божественной Благодати, , . трансцендентный архетип Света (Дионисий). Нет ничего доступного взору во всем мире, что было бы более достойно служить символом Бога, нежели Солнце, которое проливает свет видимой жизни сначала на себя, а затем и на все небесные и земные тела (Данте). Существует традиционное различие между видимым и невидимым, доступным ощущениям и осмыслению, внешним и внутренним Солнцем. В большинстве традиций Солнце - всеобщий Отец, а Луна - Мать, за исключением символических систем индейцев Америки, маори, тевтонов, народов Океании и Японии, где Луна представляет мужское, а Солнце - женское начало. Солнце и дождь - важнейшие плодородные
силы, отсюда жених ассоциируется с Солнцем,
а невеста - с лунной богиней, и Матерью-Землей.
Непрерывно восходя и заходя, посылая
лучи, которые могут быть то животворящими,
то разрушительными, Солнце символизирует то жизнь, то
смерть, а также обновление жизни через
смерть. Весеннее Солнце - это sol invictus. Солнечный диск с истекающими из него потоками вод олицетворяет сочетание Солнца и воды, жара и испарений, необходимых для любой жизни.
Окруженное лучами Солнце и окруженное
лучами сердце имеют ту же самую символику
центра как места пребывания света и разума.
Солнце в борьбе со змеей символизирует
борьбу света и тьмы, небесных и хтонических
сил. Солнце, стоящее неподвижно, находится
вне времени. Это Вечное Сейчас, освещение, побег из времени
и круга сансары. Солнце и Луна вместе
символизируют мужское и женское начало
в их единении. Символами Солнца являются:
вращающееся колесо; диск; круг с центральной
точкой; круг в окружении лучей; свастика;
лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие
как свет, так и жар Солнца; сияющие колесницы
с солнечными богами, управляющими белыми
или золотыми конями, или пересекающими
мир в солнечных ладьях; лицо в окружении
лучей; глаз; бронзовый человек; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон. Белое Солнце ассоциируется с солнечными животными, но Черное Солнце связано со змеей и хтоническими силами. В охотничьих цивилизациях Солнце считается Великим Охотником. Солнце иногда изображается как плод на Древе Жизни. Когда солнечное божество имеет мужской пол, Солнце изображается в виде правого глаза. Если пол божества женский, Солнце изображается в виде левого глаза. Дети Солнца - это царственные, воплощенные боги. См. также диск. У некоторых племен Африки Солнце связано с женским началом, Матерью. У бушменов это высшее божество. У алхимиков это разум. Sol et Luna - это золото и серебро, король и королева, душа и тело, и т. п. Sol niger est prima materia. Планетарный знак Солнца, круг с центральной точкой, - символ завершения Великой Работы. У индейцев Америки Солнце - всеобщий дух, сердце Неба. В некоторых племенах Солнце становится женским началом, Матерью, в других Солнце и Луна считаются мужчиной и его женой или братом и сестрой. Танец Солнца - один из важнейших ритуалов. В астрологии Солнце - это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. У ацтеков: чистый дух, воздух, Кетцалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел - заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея - солнечный символ. Ацтеки и инки были детьми Солнца. У буддистов Солнце - свет Будды. У кельтов - женское начало. У китайцев ян, великое мужское начало, Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю. Солнце - один из двенадцати символов власти. Десять Солнц на дереве символизируют конец цикла. Петух и трехлапый красный ворон живут на Солнце: три ноги символизируют восходящее, полуденное и заходящее солнце. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, Солнце праведности, Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце - местопребывания архангела Михаила, а Луна - Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди. У египтян восходящее Солнце - это Гор, Солнце в зените - Ра, а заходящее Солнце - Озирис. Правый его глаз - Солнце, а левый - Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой. Крылатый диск Солнца - символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни. У греков Солнце - глаз Зевса. Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце - Отец всего, Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира. Солнце - сердце, а Луна печень вселенной. У евреев: божественная воля и водительство. У герметиков Солнце - божественный оживитель всего, глаз Варуны. Индра - солнечный бог и побеждает дракона хаоса и тьмы, Вритру. Шива - Солнце, чьи лучи являются созидательной Шакти, несущей жизнь в мир. Солнце - это мировая дверь, вход для знания и бессмертия. Строенное дерево с тремя солнцами символизирует Тримурти. Дерево с двенадцатью солнцами означает Адитьев, знаки Зодиака и месяцы года. Эти двенадцать форм солнца будут появляться одновременно, как одно в конце цикла проявления. У инков солнце изображается в форме человека с лицом в виде испускающего лучи золотого диска и считалось предком. У иранцев Солнце - глаз Ормузда. Тот, кто чтит Солнце, которое бессмертно, правит быстрыми конями, , . чтит Ормузда, чтит Архангелов, чтит свою собственную душу. Крылатый диск Солнца символизирует также Ормузда (Ахура Мазду). У мусульман это всевидящий, всезнающий Глаз Аллаха. Это Солнце есть отражение того Солнца, что скрыто в изображения диска Солнца. завесой (Руми). Сердце Вселенной и знак Бога на Небесах и Земле. У японцев Солнце - богиня женщин и змей Аматерасу; та, что владеет великим солнцем, рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо - восходящее Солнце. Символ Японии. У маори Солнце и Луна - глаза Неба. У митраистов Митра - солнечный бог. Сол, его квадрига и Кауто обычно изображаются справа, а Луна и Каутопат слева от Митры. У народов Океании чаще всего Солнце считается Матерью всего, Луна - Отцом, а звезды - детьми; в некоторых частях Океании Солнце и Луна считаются детьми первых мужчины и женщины. Солнце - великое глазное яблоко. У платоников Солнце - автор всего видимого, порождения, питания и роста. Тепло и свет Солнца - созидание и мудрость. У пифагорейцев десять солнц - циклическое совершенствование. У народов Скандинавии - глаз Одина (Водана), всевидение. Солнце изображается в виде солнечного змея. У славян солнечный бог изображается в облике прекрасного юноши или, временами, как рождающееся ежедневно и ежедневно же умирающее; в символике славян Солнце и Луна могут меняться полами. У шумеро-семитов солнечные боги Шамаш и Ашшур изображаются в виде крылатого солнечного диска. У тевтонов: Солнце - женщина и Мать, а Луна - Отец. У даосов Солнце - это ян и великая небесная сила; Солнце и Луна вместе символизируют сверхъестественное существо, все сияющее.
- Волны - Поскольку вода символизирует
бесконечное движение, волны олицетворяют
превратности жизни, изменения, иллюзии,
тщеславие и возбуждение.
Символ заключает в себе переносное
значение, этим он близок метафоре. Однако
эта близость относительна. Метафора -
более прямое уподобление одного предмета
или явления другому. Символ значительно
сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл
символа неоднозначен и его трудно, чаще
невозможно раскрыть до конца. Символ
заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий
лишь догадываться о том, что имеется в
виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование
символа возможно не столько рассудком,
сколько интуицией и чувством. Создаваемые
писателями-символистами образы имеют
свои особенности, у них двуплановое строение.
На первом плане - определенное явление
и реальные детали, на втором (скрытом)
плане - внутренний мир лирического героя,
его видения, воспоминания, рождаемые
его воображением картины. Явный, предметный
план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют
в символистском образе символистам особенно
дороги духовные сферы. Символ - более трудный объект
для идентификации в сравнении с метафорой
и метонимическим переносом. Cуть любого
поэтического символа заключается в том,
что слово в целом и его значение, будучи
несвязанным конкретными понятийными
и образными уздами с классами однородных
объектов и явлений, все-таки обозначают
их. Символ может обозначать много таких
классов, его понятийный, то есть обобщающий
диапазон, весьма широк. Типичный символ
«вырастает» из конкретной детали текста,
которая имеет четкое словесное обозначение.
При развертывании текста эта деталь перестает
восприниматься как деталь в прямой номинативной
функции. В других случаях ее функциональность
приобретает двойственность: обозначенное
словом «деталь» может восприниматься
и как деталь, и как символ. Выделению символов
помогает частое использование определенного
слова или словосочетания. При этом необходима
замена названными элементами других
элементов, которые непосредственно «выходят»
на объект обозначения. Феномен символа
- в безусловной замене какого-либо другого
элемента этим элементом. Символы довольно
часто и естественно носят межтекстовый
характер: у одного писателя или поэта
устойчивые символы функционируют в различных
произведениях. Символический образ может
возникнуть как результат использования
самых разнообразных образных средств:
метафор, образных параллелизмов, сравнений.
В некоторых случаях образ-символ создается
без использования каких-либо других видов
иносказаний. В отличие от аллегории, символический
образ не имеет прямолинейного, рассудочного
значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные
ассоциации с широким кругом явлений.
Образы-символы широко используются в
литературных произведениях: в лирике,
в эпосе и драматургии. Правильное толкование
символов способствует глубокому и верному
прочтению художественных текстов. Непонимание
символической природы образов, напротив,
может привести к грубым ошибкам в истолковании
текста, к искажению авторского замысла.
Символы всегда расширяют смысловую перспективу
произведения, позволяют читателю на основе
авторских «подсказок» выстроить цепь
ассоциаций, связывающую различные явления
жизни.
3 задание. «Роль парадоксов и афоризмов
в романе О. Уайлда «Портрет Дориана Грея».
Афоризм – 1. (греч. aphorismos
— краткое изречение) «обобщённая, законченная
и глубокая мысль определенного автора,
выраженная в лаконичной, отточенной форме,
отличающаяся меткой выразительностью
и явной неожиданностью суждения. Как
и пословица, афоризм не доказывает, не
аргументирует, а воздействует на сознание
оригинальной формулировкой мысли». 2. является микротекстом
обобщающего характера. Афоризм амбивалентен, потому
что выступает в двух качествах — речевого,
дискурсивного знака и художественного
текста определенного жанра. Воспринимаемый
в той и другой ипостаси, он обобщает и
типизирует многообразные проявления
личной и общественной жизни, и прочно
бытует в общении как его органическая
часть, как концентрированная и емкая
форма художественного отражения действительности,
и выражения отношения носителя языка
к ней. 3. оригинальная
законченная мысль, изречённая или записанная
в лаконичной запоминающейся текстовой
форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая
другими людьми. В афоризме достигается
предельная концентрация непосредственного
сообщения и того контекста, в котором
мысль воспринимается окружающими слушателями
или читателем.
Парадокс – 1. (от греч. parádoxes
— неожиданный, странный), неожиданное,
непривычное (хотя бы по форме) суждение
(высказывание, предложение), резко расходящееся
с общепринятым, традиционным мнением
по данному вопросу. 2. ситуация (высказывание,
утверждение, суждение или вывод), которая
может существовать в реальности, но не
имеет логического объяснения. 3. Мнение, положение,
резко расходящееся с общепринятым, противоречащие
здравому смыслу.
Тема мужчины и женщины.
Афоризмы:
- Женщина готова флиртовать
с кем угодно до тех пор, пока другие на
это обращают внимание.
- Ничто так не льстит женскому
тщеславию, как репутация грешницы.
- Мужчины женятся от усталости,
женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование.
- Притом женщины переносят горе
легче, чем мужчины, так уж они созданы!
Они живут одними чувствами, только ими
и заняты.
- Мужчина может быть счастливым
с любой женщиной, если только он её не
любит.
- Женщина – это воплощение торжествующей
над духом материи, мужчина же олицетворяет
собой торжество мысли над моралью.
- Женщины любят нас за наши недостатки.
Если этих недостатков изрядное количество,
они готовы все нам простить, даже ум…
- Женщины в жизни — прекрасные
актрисы.
- Женщины требуют лишь то, что первые дарят нам. Они пробуждают в нас любовь
и вправе ждать ее от нас.
- Мужей очень красивых женщин
я отношу к разряду преступников.
- Женщины вдохновляют нас на
великие дела, но вечно мешают нам их творить.