Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:43, контрольная работа
1 задание. Ш. Бодлер «Соответствия».
Бодлер описывает в своих стихотворениях жизнь парижской богемы, причем обеспеченных ее слоев, углубляется в свои чувства, в свой внутренний мир. Его внимание привлекают пороки, свободная любовь, неприятное и даже уродливое в жизни (например, стихотворения "Веселый мертвец" и "Падаль" - о трупе лошади). Вероятно, названием он хотел подчеркнуть противоречие между изысканной, эстетически совершенной формой своих стихотворений (цветы) и болезненными, отвратительными явлениями жизни, которые он описывал.
Парадоксы («Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов.» О. Уайлд «Портрет Дориана Грея»):
В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей. Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце. Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.
Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т. е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану. О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное, а может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию.
4 задание.
ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РУБЕЖА 19 – 20 ВВ.
Метод |
Временные Границы |
Характеристика |
Основные представители |
НАТУРАЛИЗМ |
середина 80-х – конец 90-х гг. |
Как художественный метод натурализм предполагает документально точное воспроизведение действительности. Он требует копирования, фотографирования действительности. Как метод натурализм утверждает культ факта, т.е. нет никакой игры воображения. В лит-ре должен царить факт, документ. Писатель стремится к описанию внешнего облика предметов и явлений БЕЗ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ИХ ВНУТРЕННЮЮ СУЩНОСТЬ. Натуралисты отрицают абстрактную метафизическую сущность вещей. Все то, что нельзя проверить эмпирическим путем, натуралисты объявляют ложью. Как литературное течение натурализм – явление, которое пытается все принципы реалистического искусства использовать в современных условиях. |
ФРАНЦИЯ: Э. Золя, братья Гонкур. ГЕРМАНИЯ: раннее творчество Г.Гауптмана (драма "Перед восходом солнца" 1889 г.), «поэтический» натурализм (Арно Гольц, Иоганнес Шлаф. АНГЛИЯ: Дж. Гиссинг, Дж. Мур, Артур Моррисон |
СИМВОЛИЗМ |
Рубеж XIX-XX веков. |
Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне. Метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной (поэтической, музыкальной, живописной, драматической) речи, а также через её те или иные свойства (звукопись поэтического слова, цветовая гамма живописного образа, интервальные и ритмические особенности музыкального мотива, тембровые краски и т.д.). Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая. |
ФРАНЦИЯ: Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери. БЕЛЬГИЯ: Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн. АВСТРИЯ и ГЕРМАНИЯ: Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь. |
ИМПРЕССИОНИЗМ |
Последняя треть XIX – начало XX вв. |
В литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме характеризующую литературу и искусство. Импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. |
|
ЭСТЕТИЗМ |
Вторая половина XIX в. |
Это европейское движение, которое подчеркивает преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. В сущности, эстетизм выражает тенденции европейского декаданса, поэтому он рассматривается как ответвление этого явления в Англии. Писатели эстетического движения считали, что искусство должно доставлять нам изысканное чувственное удовольствие, а вовсе не передавать нравоучительные или сентиментальные послания. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. Они провозгласили, что Жизнь должна копировать Искусство. Природа в сравнении с искусством казалась им грубым материалом, и её дизайн был далеко не совершенен. Главными чертами движения были внушение (в отличие от утверждения), чувственность, обильное использование символов, использование синестетических эффектов (то есть соответствий между словами, цветами и музыкой). |
АНГЛИЯ: Оскар Уайльд и Алджернон Чарльз Суинберн, а также Джеймс Макнил Уистлер и Данте Габриэль Россетти. |
НЕОРОМАНТИЗМ |
XIX – XX вв. |
Течение в литературе, возникающее
как реакция на реалистические и натуралистические
тенденции второй половины XIX века. Может
пониматься как ранняя фаза или одно из
крыльев модернизма. Основные признаки: Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера. |
"Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви-Голова» Л. Буссенара, Жюль Верн, Джозеф Конрад, Этель Лилиан Войнич, Генри Райдер Хаггард, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, , Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен, Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эйно Лейно, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон, Герман Гессе. |
РЕАЛИЗМ |
XIX в. |
Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность. Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики. Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. |
М. Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер |
Библиографический список:
http://19v-euro-lit.niv.ru/
http://citaty.info/
http://tolkslovar.ru/p987.html
http://slovari.yandex.ru/
http://www.all-aforizmy.ru/
http://www.bibliofond.ru/
http://enc-dic.com/symbol/
Информация о работе Контрольная работа по «История зарубежной литературы конца XIX начала XX веков»