Контрольная работа по «История зарубежной литературы конца XIX начала XX веков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

1 задание. Ш. Бодлер «Соответствия».
Бодлер описывает в своих стихотворениях жизнь парижской богемы, причем обеспеченных ее слоев, углубляется в свои чувства, в свой внутренний мир. Его внимание привлекают пороки, свободная любовь, неприятное и даже уродливое в жизни (например, стихотворения "Веселый мертвец" и "Падаль" - о трупе лошади). Вероятно, названием он хотел подчеркнуть противоречие между изысканной, эстетически совершенной формой своих стихотворений (цветы) и болезненными, отвратительными явлениями жизни, которые он описывал.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа, 7 симестр..docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Парадоксы («Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов.» О. Уайлд «Портрет Дориана Грея»):

  1. — ... Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество к своим богам: они нам поклоняются — и надоедают, постоянно требуя чего-то.
  2. Она — настоящий павлин, только без его красоты.
  3. Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке - счастья, мужчины ставят своё на карту.
  4. Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.
  5. — .... Женщины отдают мужчинам самое драгоценное в жизни. Но они неизменно требуют его обратно – и всё самой мелкой монетой.
  6. Я люблю мужчин с будущим и женщин с прошлым.
  7. Мне до тошноты надоели влюбленные женщины. Женщины, которые ненавидят, гораздо интереснее.
  8. Я пришел к выводу, что в основном женщины делятся на две категории: ненакрашенные и накрашенные. Первые нам очень полезны. Если хотите приобрести репутацию почтенного человека, вам стоит только пригласить такую женщину поужинать с вами. Женщины второй категории очаровательны. Но они совершают одну ошибку: красятся лишь для того, чтобы казаться моложе.
  9. Мой мальчик, женщины не бывают гениями. Они – декоративный пол. Им нечего сказать миру, но они говорят – и говорят премило.
  10. Женщины, защищаясь, всегда переходят в наступление. А их наступление часто кончается внезапной и необъяснимой сдачей.
  11. Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.
  12. Если бы женщины не любили вас, мужчин, за ваши недостатки, что было бы с вами? Ни одному мужчине не удалось бы жениться, все вы остались бы несчастными холостяками. Правда, и это не заставило бы вас перемениться. Теперь все женатые мужчины живут как холостяки, а все холостые – как женатые.

 

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей. Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце. Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.

Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т. е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану. О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное, а может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию.

 

4 задание.

 

ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ  И ТЕЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РУБЕЖА 19 – 20 ВВ.

 

 

Метод

Временные

Границы

Характеристика

Основные представители

НАТУРАЛИЗМ

середина 80-х – конец 90-х гг.

Как художественный метод натурализм предполагает документально точное воспроизведение действительности. Он требует копирования, фотографирования действительности. Как метод натурализм утверждает культ факта, т.е. нет никакой игры воображения. В лит-ре должен царить факт, документ. Писатель стремится к описанию внешнего облика предметов и явлений БЕЗ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ИХ ВНУТРЕННЮЮ СУЩНОСТЬ. Натуралисты отрицают абстрактную метафизическую сущность вещей. Все то, что нельзя проверить эмпирическим путем, натуралисты объявляют ложью. Как литературное течение натурализм – явление, которое пытается все принципы реалистического искусства использовать в современных условиях.

ФРАНЦИЯ: Э. Золя, братья Гонкур.

ГЕРМАНИЯ: раннее творчество Г.Гауптмана (драма "Перед восходом солнца" 1889 г.), «поэтический» натурализм (Арно Гольц, Иоганнес Шлаф.

АНГЛИЯ: Дж. Гиссинг, Дж. Мур, Артур Моррисон

СИМВОЛИЗМ

Рубеж XIX-XX веков.

Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне. Метод символизма предполагает воплощение основных идей произведения в многозначной и многоликой ассоциативной эстетике символов, т.е. таких образов, значение которых постижимо через их непосредственное выражение единицей художественной (поэтической, музыкальной, живописной, драматической) речи, а также через её те или иные свойства (звукопись поэтического слова, цветовая гамма живописного образа, интервальные и ритмические особенности музыкального мотива, тембровые краски и т.д.). Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни, высший Смысл, постигаемый лишь в символе, а также Красота, в нём воплощённая.

ФРАНЦИЯ: Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери.

БЕЛЬГИЯ: Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн.

АВСТРИЯ и ГЕРМАНИЯ: Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Последняя треть XIX – начало XX вв.

В литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме характеризующую литературу и искусство. Импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы.

 

ЭСТЕТИЗМ

Вторая половина XIX в.

Это европейское движение, которое подчеркивает преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. В сущности, эстетизм выражает тенденции европейского декаданса, поэтому он рассматривается как ответвление этого явления в Англии. Писатели эстетического движения считали, что искусство должно доставлять нам изысканное чувственное удовольствие, а вовсе не передавать нравоучительные или сентиментальные послания. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. Они провозгласили, что Жизнь должна копировать Искусство.  Природа в сравнении с искусством казалась им грубым материалом, и её дизайн был далеко не совершенен. Главными чертами движения были внушение (в отличие от утверждения), чувственность, обильное использование символов, использование синестетических эффектов (то есть соответствий между словами, цветами и музыкой).

АНГЛИЯ: Оскар Уайльд и Алджернон Чарльз Суинберн, а также Джеймс Макнил Уистлер и Данте Габриэль Россетти.

НЕОРОМАНТИЗМ

XIX – XX вв.

Течение в литературе, возникающее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. Может пониматься как ранняя фаза или одно из крыльев модернизма. Основные признаки: 
1. Ощущение кризиса реализма как художественной системы. 
2. Стремление перевоссоздания действтельности. 
3. Проблематика отверженных. 
4. Проблематика "сильной личности" и "естественного человека". 
5. Пафос свободолюбия. 
6. Стремление "создать иллюзию мира" (В. Короленко).

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Героизм поступков - это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. На формирование неоромантизма оказала значительное влияние философия Ницше и Шопенгауэра, поэтому в центре неоромантического произведения часто стоит личность особой силы, в которой авторы подчёркивали одну яркую черту характера.

"Остров сокровищ"Р. Л. Стивенсона, «Капитан Сорви-Голова» Л. Буссенара, Жюль Верн, Джозеф Конрад, Этель Лилиан Войнич, Генри Райдер Хаггард, Майн Рид, Рафаэль Сабатини, , Артур Конан Дойль, Генрик Ибсен, Кнут Гамсун, Редьярд Киплинг, Эйно Лейно, Эдмон Ростан, Роберт Стивенсон, Герман Гессе.

РЕАЛИЗМ

XIX в.

Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам — другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность. Литературные персонажи в произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики. Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора.

М. Твен, Дж. Лондон, Т. Драйзер


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

  1. Эстетическое движение или эстетизм [Электронный ресурс]: http://mmorpgbb.ru/foegwoeg
  2. Энциклопедия знаний: Портрет Дориана Грея [Электронный ресурс]: http://www.pandia.ru/
  3. История зарубежной литературы XIX века (под ред. Н.А. Соловьевой) [Электронный ресурс]:

http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/index.htm

  1. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]:

http://citaty.info/

  1. Wikipédia [Электронный ресурс]: http://fr.wikipedia.org/wiki/Wikip%C3%A9dia:Accueil_principal
  2. Толковый словарь (парадокс – это) [Электронный ресурс]:

http://tolkslovar.ru/p987.html

  1. Парадокс –БСЭ – Яндекс [Электронный ресурс]:

http://slovari.yandex.ru/

  1. Афоризмы [Электронный ресурс]:

http://www.all-aforizmy.ru/

  1. Изучение символики поэзии английских авторов XX века [Электронный ресурс]:

http://www.bibliofond.ru/

  1. Словарь символов. Энциклопедии & словари [Электронный ресурс]:

http://enc-dic.com/symbol/


Информация о работе Контрольная работа по «История зарубежной литературы конца XIX начала XX веков»