Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 11:37, контрольная работа
Задание 1.Охарактеризуйте качества чтения,которые составляют смысловую сторону чтения.Из хрестоматии О.В.Кубасовой «Литературное чтение»(2 класс,часть1,2) выпишите примеры заданий,способствующих формированию этих качеств.
Основными характеристиками навыка чтения,составляющие смысловую сторону чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:
- правильность - плавное чтение без иска¬жений, влияющих на смысл читаемого;
Пензенский государственный университет
Педагогический институт им. В. Г. Белинского
Факультет: «Педагогики, психологии и социальных наук»
Кафедра: «Педагогика и психология дошкольного, начального и дефектологического образования»
Контрольная работа
По дисциплине: «Методика преподавания русского языка и лиературы»
выполнила студентка
5 курса гр. 11 ЗНЛ 51
Чекмасова А. В.
Проверила
Наумова Н. И.
Пенза, 2015г.
Вариант 2
Задание 1.Охарактеризуйте качества
чтения,которые составляют смысловую
сторону чтения.Из хрестоматии О.В.Кубасовой
«Литературное чтение»(2 класс,часть1,2)
выпишите примеры заданий,способствующих
формированию этих качеств.
Основными характеристиками навыка чтения,составляющие смысловую сторону чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:
- правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого;
- беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту);
- осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному;
- выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все качества навыка чтения взаимосвязаны и требуют одновременной работы по их формированию:
-
без правильного озвучивания
графических знаков невозможно
понимание отдельных единиц
- без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь,
- без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения.
-
понимание общего смысла
- правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения.
1пример:
Стихотворение Б.Берестов «Читалочка».(стр 6,ч.1)
1.Подготовься к выразительному чтению:
-подумай, с каким общим настроением нужно читать стихотворение;
-определи, как нужно читать слова в кавычках(« »).
2.выучи стихотворение наизусть.
2пример:
К.Ушинский «Наше отечество»(стр.8 ч.1):
1.Найди и прочитай ,почему мы зовем Россию:
-Отечеством,
-Родиной,
-матерью.
2.Подумай,какие
из следующих пословиц
ЖИТЬ-РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.
РОДИНА –МАТЬ,УМЕЙ ЗА НЕЕ ПОСТОЯТЬ.
ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ НИ СИЛ,НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.
ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.
3пример:
Стихотворение
Б.Заходер(стр14),Р.Сеф(стр.15)
1.Что
общего в трех последних
2.Помоги каждому заголовку найти свое стихотворение:
- три плюс пять
-два и три
-считалка.
Задание2.Назовите основные этапы работы по формированию грамматического понятия. Найдите примеры заданий в учебнике «Русский язык» для третьего класса (учебник на выбор),которые предназначены для знакомства детей с признаками понятий.
Как отмечают Н. П. Каноныкин и Н. А. Щербакова, показателями усвоения грамматического понятия являются: умение отличить данную категорию от сходной, умение подвести под общее правила отдельные частные случаи (привести примеры), умение пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.
Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:
Первый этап — анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.
Второй этап — обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.
Третий этап — осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
Четвертый этап — конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).
1пример:
Русский
язык 3класс В.П.Канакина,В.П.Горецкий,
Стр.9,задание 9.
Прочитайте. Спишите.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
- Каков русский язык? Что подчеркивает Куприн? Как вы поняли значение выделенных слов? В каких случаях язык становится именно таким?
2 пример:
Стр.8,задание 6.
Прочитайте высказывание Л. Успенского. Спишите.
Язык-удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой ,передают друг другу свои мысли.
-Обсудите, как вы поняли это высказывание.
Задание 3.Раскройте классификацию грамматических упражнений по характеру умственных операций. Проиллюстрируйте сказанное примерами из учебников по русскому языку для начальной школы (учебники на выбор).
Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.
В целях более точного определения специфики упражнения характеризуются с учетом обоих указанных выше оснований. Например, задание в упражнении требует восстановить деформированное предложение (из слов составить предложение) и разобрать их по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, по характеру действий данное упражнение синтетико-аналитическое.
При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальных классах используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, в текст требуется вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, указать род и падеж. Это упражнение по преимуществу лексико-морфологическое. Однако оно является и синтаксическим, так как учащимся для определения рода и падежа имен прилагательных необходимо установить связь с именами существительными (выделить словосочетания).
К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор).
Разбор по членам предложения несколько углубляется от класса к классу, по мере того как учащиеся овладевают новыми синтаксическими знаниями.
Примеры аналитических упражнений:
1.Упр.94 стр 55.
Прочитайте:
Замок-замок, гвоздика-гвоздика.
-Докажите, что данные слова являются именами существительными.
2.Упр.159,стр 87
Выпишите глаголы ,вставляя пропущенные буквы. Выделите в них приставки. Какие приставки имеют значение :а)начало действия; б)направление движения в сторону.
3.Упр.46,стр 30.
Подчеркните основу каждого предложения (главные члены);
Разберите любое распространенное предложение по членам.
1.Светит месяц.
2.Расцвела душистая сирень.
3.Моросил дождь.
Примеры синтетических упражнений:
1.Упр.40,стр28
Прочитайте. Составьте из слов каждой группы предложения так:
-сначала подберите слова, которые будут в предложении главными членами,
-потом слова, которые будут их пояснять.
1.Лето,уже,красное,прошло.
2.Журавли,теплые,улетели,в,
2.Упр41,стр28.
Прочитайте.
Белочка сидела(рыжая,на,пеньке)
Распространите предложение второстепенными членами, используя слова из скобок. Запишите.
Примеры аналитико-синтетических упражнений:
Упр19, стр24.
Прочитайте предложения. Какая это сказка?
- какими по цели высказывания являются предложения? Объясните свой ответ.
-спишите повествовательное
Упр.37,стр26.
Прочитайте схему «Члены предложения»(стр 27).Расскажите о том , что вы знаете о членах предложения, пользуясь схемой.
Задание 4.Раскройте понятие орфографической зоркости .Из учебников по русскому языку выпишите примеры заданий ,направленных на ее формирование .Дополните этот перечень известными вам заданиями. Раскройте методику проведения одного из них.
Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабое развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок.
Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, разных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове.
Всех волнует один вопрос: как сформировать у учеников орфографическую зоркость? Старая проблема: дети как будто знают правило, приводят примеры слов и предложений, иллюстрирующие правило, выполняют правильно упражнения, но в диктантах нарушают эти правила, а при самостоятельной работе не умеют орфографически правильно оформлять свои мысли. В чем причина такого явления? Правила в учебниках русского языка предстают перед школьниками хаотичным набором разрозненных предписаний. И главное, что требуется от ребенка в традиционном подходе, - это запомнить множество правил, а далее - еще большее число исключений.
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит.
Буква - фонема - звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка.
Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп», и «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово « лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
В наших учебниках для начальной школы нет термина, фонема; вместо него используется привычный и понятный малышу термин «звук» . Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно вводится термин « позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей - других звуков - начинается вводить с первого класса. Само слово позиция для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза, вспоминает позиции, например в балете. Другое дело - сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе.
Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку» - ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего - фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.
Информация о работе Контрольная работа по «Методика преподавания русского языка и литературы»