Контрольная работа по «Методика преподавания русского языка и литературы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.Охарактеризуйте качества чтения,которые составляют смысловую сторону чтения.Из хрестоматии О.В.Кубасовой «Литературное чтение»(2 класс,часть1,2) выпишите примеры заданий,способствующих формированию этих качеств.
Основными характеристиками навыка чтения,составляющие смысловую сторону чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:
- правильность - плавное чтение без иска¬жений, влияющих на смысл читаемого;

Файлы: 1 файл

русский язык.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные, и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.

Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).

Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Приведем примеры  упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

- Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) , при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать), подбор слов к звуковым моделям, использовать задания ловушки (сколько звуков в слове " два"?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове "вата" мягкие?

- Игровые приёмы:

"Найди  одинаковый звук", "Определи  место звука в слове", " Найди  предметы с заданным звуком", " Шифровальщики" с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

''Найди  опасное место''. Взрослый  произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

''Светофор''. Ученики должны показать красный  сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

" Зажги маячок".  Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места"  

 

Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - "Вставьте пропущенную букву ". На наш взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, "зоркость" кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и "подсказано". При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

Мы считаем более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в "чистом" тексте.Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

-развивать  орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

-самостоятельно  проверить результат работы;

-видеть  пробелы своих знаний здесь  и сейчас и корректировать  свои действия;

-если  же ребенок не может найти  заданные орфограммы, у него есть  возможность "подглядеть" их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки.

Орфографическое чтение.

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием.

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Зрительный диктант.

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант " Проверяю себя".

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание.

Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам. А еще Аристотель говорил: "Сомнение - начало поиска истины". Действительно, появилось сомнение - будет найдена истина.

Специально организованное списывание, как и письмо с пропуском букв, - эффективный прием формирования орфографической зоркости.

Алгоритм списывания, составленный с учетом всех названных требований, опробован нами.

Операции, которые входят в действие списывания, направленного на активную орфографическую проработку копируемого текста с целью формирования навыков безошибочного письма, следующие:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. Эта операция нужна для того, чтобы исключить возможность механического списывания текста. Так как предложения, с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве "смыслового куска" выступает целое предложение. Позже в качестве смысловой части выступает словосочетание или часть предложения, но в любом случае ученик вначале прочитает предложение, для того чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложения на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии: "читаем так, как говорим".

2. Повтори предложение, не глядя  в текст, чтобы проверить, запомнил  ли.

Повторяя предложение, не глядя в текст, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

3. Выдели орфограммы в списываемом  тексте. По рекомендации психологов и методистов этот этап иначе называется активным орфографическим анализом текста.

"Как птичка зернышки клюет?"

Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" - хором отвечают: "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".

- А сейчас мы узнаем, кто у  нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.

- Самой лучшей "птичкой" будет  тот, кто все задания выполнит  быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.

Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т.д. (до конца упражнения).

Примеры упражнений:

Упр 44,стр29

Румяною зарею

Покрылся восток.

В селе за рекою

Потух огонек.

Напишите строки по памяти.Проверьте себя.

Упр.45,стр 30

1.Лист..я  на деревьях пож..лтели.

2.В  гн..зде сидел маленький с..венок.

-Спишите ,вставляя пропущенные буквы.

 

 

Задание 5.Заполните таблицу:

 

 

 

                                               Типы орфографических ошибок

Собственно-орфографические ошибки

Фонетико-орфографические ошибки

Грамматико-морфографические ошибки

- нарушение правил написания гласных  и мягкого знака после шипящих  и «Ц»: шырокий, жыр, ещо, делаеш;

- искажение написания значащих частей слова, а именно основы, корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет, варота, глоза;

- неправильное написание начальной  формы слова: адютант, шеснадцать  и т.д.;

- неправильный перенос слов: пос-тупить, соз-нание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры перечисленных слов;

- нарушение правил о слитном, полуслитном  и раздельном написании слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил слитного и дефисного написания слов;

- неправильное написание сложных  слов, особенно соединительных гласных: параход, сталетие, пешоход и др.;

- ошибки в написании строчных  и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.[13]

Фонетико-орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и орфоэпическим нормам.

1. отражение на письме национальных  особенностей произношения русских  звуков:

а. ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков: прыкрыть, зимный, прыбыл;

б. ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков: просба, менше, возми;

2. отражение на письме произносительных  особенностей южнорусских диалектов: береть, знають;

3. отражение на письме индивидуальных  особенностей произношения звуков  учащимися: ледакция (вместо редакция), соколад (вместо шоколад).

- употребление неправильных форм  именительного падежа множественного  числа: ухи, шофера, трактора;

- искажение форм родительного  падежа множественного числа  существительных: У спортсмен не  было времени.; В зале не было зрителев.[14]

- образование форм множественного  числа от существительных, не  имеющих форм множественного  числа: Он упал без сознаний.; Учитель  обращал вниманий на людей.;

- употребление одного рода вместо  другого: Гвоздь была большая.; У  орла была крыла.;

- образование формы единственного  числа от существительных имеющих  только форму множественного  числа: Ножница моя пропала.;

- использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли, освободившие от снега.;

- употребление неправильных форм  деепричастий: Возвращая домой, мы  заехали к товарищу.;

- неправильные формы предлога  в сочетании со знаменательными  словами: к мне подошел товарищ, с мной не разговаривает.

Грамматико-орфографические ошибки считаются грамматико-синтаксическими, если они появились вследствие нарушения грамматических правил построения свободных словосочетаний и предложений. К этой категории ошибок относятся:

- неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать металлолом.; смертельная усталость;

- неправильное управление вида  глагола: Антону все время стало  хуже (становилось).; Я решил покупать (купить) себе собаку.;

- несоответствие деепричастного  оборота основной части предложения или неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из школы, начался дождь.; Я поехал купить собаку, долго думая.;

- несоответствие союзов с содержанием  предложения: Татьяна бьет собаку, потому что она не спала.


 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Список литературы:

 

1.Хрестоматия Кубасова О.В.2класс,часть1,2.

2.Русский язык 3класс В.П Канакина,В.П.Горецкий,часть  1,2-издание ,2013.

3.В. А.Шулейко «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка» 2008г.

4. «Современные педагогические технологии» М., Ростов-на Дону, «Феникс»-2003г. «школа развивающего обучения. Технологии развивающего обучения»

5. «Правописание в начальных классах»М.,Просвещение-1993г.,М. Р.Львов «Правописание в начальных классах», «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Методика преподавания русского языка и литературы»