Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:21, контрольная работа
Сочинение на тему: «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей» (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго».
План сочинения
История создания и публикации романа;
Несостоявшееся вручение автору Нобелевской премии;
Смысл названия романа;
Юрий Живаго – врач, мыслитель, поэт;
Революция в романе. Антипов – человек, рожденный революцией и поглощенный ею.
Тоня и Лара в судьбе Живаго.
7. Евангельские мотивы в романе.
Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война. Интересно, что Б.Л. Пастернак долго искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м — автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому относится к так называемой возвращенной литературе.
.
В центре произведения —
Роман назван по фамилии
Юрию Живаго в первую очередь с детства ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаровском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.
Живаго склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-Стрельников. На страницах романа Павел противопоставлен Юрию Живаго как человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего и каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не ведет. Общий ход жизни нарушается, уступая место разрухе и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь и трагедией для того, кто ее исповедует и применяет.
Автор показывает все ужасы войны, но вместе с тем отмечает, что Первая мировая война - преддверие событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий».
Пастернак умело показывает нам, как война губит, калечит судьбы людей. Очень характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось». По, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
Этот и многие другие примеры Пастернак приводит нам с целью доказать, насколько дикой является идея переделать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека. Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей соответствует его благим намерениям. Фанатизм, говорит нам Пастернак, губителен.
Всего несколько лет прожил после Гражданской войны главный герой. Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929 году, времени слома образа жизни страны, времени перемен. Юрий Андреевич никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
Но до окончания войны еще много невзгод пришлось перенести Живаго. Роман Б. Пастернака прежде всего о высокой, о великой любви. Но любовь эта горит на фоне таких страшных событий, подвергается таким жестоким испытаниям, что не выдерживает. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его силой мобилизуют, их отправляют за границу. Позже угроза трибунала заставляет его расстаться с другой любовью - Ларой. Описания любви Юрия и Ларисы - это, по моему мнению, гимн отношениям между мужчиной и женщиной. Это именно та любовь, именно та «зарница счастья», о которой мечтает каждый из нас: любовь чистая, непорочная, всепобеждающая. В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, — это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары — это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Трагически складывается в романе судьба
любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом
которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.
Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный
композиционный ход, расширяющий художественное
пространство и усиливающий символическое
звучание произведения. Это ставшая его
органичной частью стихотворная тетрадь
Юрия Живаго. В романе много символических
образов: метель, снегопад, свеча. Если
свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели
связаны с темой невзгод и смерти. В произведении
также немало тонких пейзажных зарисовок,
где Б.Л. Пастернак выступает автором,
балансирующим на грани прозы и поэзии.
Важной темой в романе становится судьба
Татьяны Живаго — дочери Юрия и Лары. На
ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное
обнищание людей, выросших в новую эпоху.
Татьяна лишена глубины духовной жизни,
которой обладали ее родители. Этот процесс
нравственного и духовного оскудения
России очень беспокоил Б.Л. Пастернака.
Возможно, постановка этой проблемы явилась
одной из причин того, что роман вызвал
яростные нападки критики. Автор произведения
развенчивает на его страницах тему крови
и насилия и возвышает любовь как высочайшую
нравственную ценность. Именно в любви
открывается человеку красота жизни.
Читая и перечитывая
роман, приходишь к мысли, что главное
в нем скорее показано читателю, чем сказано
ему в жесткой, настоятельной форме. Любовь
к жизни, чуткость к ее голосу, доверие
к ее неискаженным проявлениям - первейшая
забота автора. Это проявляется всего
сильнее в речи главного героя. Он ценит
чувство меры и знает, к каким гибельным
последствиям приводит насильственное
вмешательство человека в природу и историю.
Работая над романом, Пастернак понимал, что пишет о прошлом. Для того чтобы его текст преобразил полузабытые события в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось серьезно думать о языке, освобождать его от устаревших частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечны. Пастернак говорил, что намеренно упрощает стиль, стараясь передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое - издали, из веков отмеченное евангельской темой «тепловое, цветовое, органическое восприятие жизни».
Размышление и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных, а тяжкая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя- многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна,'иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декларациями... это было неслыханно безоговорочно. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей и только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне; эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку».
Борис Пастернак хотел показать нам, что всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения силой, стоящей выше всех земных властей, и эта сила - Бог. Выразить атмосферу бытия, жизнь в слове - одна из самых древних, насущных задач человеческого сознания. Тысячелетиями повторяется, что не хлебом единым жив человек, но и всяким словом Божьим. Речь идет о живом слове, выражающем я несущем жизнь.
В русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодаря художественному гению Льва Толстого. В дополнение к этому Достоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота. Роман «Доктор Живаго» занимает центральное место в творчестве Бориса Пастернака. Этим романом автор показывает нам, что один человек не имеет права ограничивать свободу другого, насильно навязывать некие рамки поведения, идеологию, так как все мы созданы одним Творцом, а стало быть, имеем равные права на свободу.
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная литература»