Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:35, реферат
Древнейший слой отечественной культуры — языческая культура восточных славян. В VI в. возникают объединения отдельных славянских племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, дреговичи, северяне и др. Главным занятием славян было земледелие, а также было развито разведение скота, охота, рыболовство. Малые семьи объединялись в территориальные соседские общины, жили в домах-полуземлянках, для защиты себя от врагов сообща строили городища-убежища, имеющие замкнутое кольцо застройки. Городища-убежища постепенно превращались в города, так в VI в. возник Киев.
Культура России
Языческая культура древних восточных славян
Древнейший слой отечественной культуры — языческая культура восточных славян. В VI в. возникают объединения отдельных славянских племен: поляне, кривичи, древляне, уличи, дреговичи, северяне и др. Главным занятием славян было земледелие, а также было развито разведение скота, охота, рыболовство. Малые семьи объединялись в территориальные соседские общины, жили в домах-полуземлянках, для защиты себя от врагов сообща строили городища-убежища, имеющие замкнутое кольцо застройки. Городища-убежища постепенно превращались в города, так в VI в. возник Киев.
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия, которая являлась частью огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.
Язычество — это прежде всего форма освоения человеком природы. У русского книжника XII в. в его «Слове об идолах» выделяются три этапа языческой культуры:
1. Славяне сначала клали жертвы берегиням и упырям (берегини — добрые духи, упыри — злые духи, вампиры).
2. Под влиянием средиземноморских культов
славяне начали поклоняться Роду и рожаницам
(по верованиям славян, Род дал все живое
— это творец Вселенной, он вдувал в людей
жизнь, повелевал небом, распоряжался
дождем, распоряжался водами и огнем, посылал
на землю молнии. Рожаницы — две богини
плодородия, у Рода были помощники:
Ярило — бог Солнца весеннего и Купала
— плодотворящее божество лета).
3. На третьем этапе поклонялись Перуну, Хорсу и Белесу. Со временем Род потерял свое значение и небом стал владеть Сварог. Сыном Сварога считался Сваротич — бог огня. Славяне почитали огонь; так как он противостоял злу, прогонял демонов и злых духов, болезни. Погребальные обряды были связаны с огнем: со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней.
Перун вначале был покровителем воинов, начиная с VI в. он оттеснил Сварога на второй план (Сварог остался покровителем ремесленников) и стал покровителем грома и молнии, творцом Вселенной. Он рассеивал тучи, оплодотворял землю дождями, выводил солнце из-за облаков. Праздник его отмечался 20 июля, в этот день ему приносили жертвы: быка или петуха — птицу, символизировавшую собой счастье и плодородие.
К числу почитаемых божеств
относился и Белее —
Доминантой языческой древнерусской культуры были условия существования: лес, вода и одушевление сил природы. Мир представлялся в виде двух сфер:
У восточных славян были деревянные рубленые языческие храмы, имеющие сложный силуэт, где хранились изображения божеств. А обряды совершались в природном окружении, культовыми действиями руководили волхвы (произнесение заговоров, заклинаний, пение, пляски, игра на музыкальных инструментах). Место жертвоприношений — капище не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богов-идолов.
Славяне имели свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки («узелки на память», «нить повествования»). Узелковая языческая письменность было очень сложна, доступна только жрецам-волхвам и высшей знати. Древняя культура славян существовала почти полтысячелетия.
Принятие христианства – предпосылки и культурное значение.
Христианство проникало на
территорию Руси-Украины еще в начале
нашей эры через греческие города-колонии.
Первую попытку ввести христианство предпринял
князь Аскольд в 860 г. В нач. Х века христианство
приняла княгиня Ольга. В 988 году в результате
религиозной реформы Владимира обряд
крещения приняли киевляне. Целью реформы
было возвышение международного авторитета
княжеского рода и Киевской державы. Византийский
император давал разрешение на брак царевны
Анны с князем Владимиром только при условии
принятия им христианства.
Значение: христианство укрепило центральную
власть князя; со временем христианство
стало единым мировоззрением и единой
идеологией для разноплеменного населения
Киевской державы; дало возможность Киевской
державе как равноправной войти в число
самых могущественных государств средневековой
Европы, активизировать политические,
экономические и культурные связи с ними;
способствовало бурному развитию торговли,
каменного зодчества, культурным связям
с христианским миром; способствовало
гуманизации морали и культуры; связало
Русь с достижениями европейской и мировой
культуры.
Древнерусская народность складывалась
в смешении нескольких субэтнических
компонентов. Она зарождалась как общность,
образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических
регионов — земледельческого, скотоводческого,
промыслового. Трех типов образа жизни
— оседлового, кочевого, бродячего. Таким
образом, на основной территории Древнерусского
государства мы не можем говорить о численном
преобладании славян в этногенезе. Единственный
элемент древнерусской культуры, в котором
славянское доминирование не вызывает
сомнений — это язык.
Несущим элементом любой культуры является
религия. Это не просто вера в сверхъестественное
или система обрядов. Это образ жизни,
определенная система идей, верований,
представлений о человеке, его месте в
мире. Русь времен Владимира стала государством
, переросла языческие верования, была
окружена народами, имеющими свою письменность,
развитые религии. Она стремилась войти
в этот мир. Принятие христианства от Византии
было подготовлено всей предшествующей
историей Руси .
Значительным культурным
переворотом было введение единой письменности,
так как язык являлся несущим
элементом культуры . Русский язык —
один из славянских языков, относящихся к индоевропейской
группе, прошел долгий путь развития. В
VII-VIII веках можно предположить существование
восточнославянских племенных диалектов,
на основе консолидации которых возник
древнерусский язык. Он сформировался
в XI-ХIV веках. Старославянский язык пришел
на Русь с богослужебной литературой.
Славянская азбука была составлена греками.
Кириллом и Мефодием с учетом специфики
славянской речи на основе греческого
скорописного письма с добавлением букв
из коптского и самаритянского алфавитов.
Один из письменных памятников Киевской
Руси «Русская правда» написан подлинно
народным, простым, ясным языком. Этому
языку не страшны были «влияния». Он мог
только обогащаться новыми словами, оборотами,
не теряя своего национального облика.
С закатом Киевской Руси закончился первый
цивилизационный цикл в развитии русской
культуры . Процесс становления русского
культурного архетипа приходится на следующий
период в истории России, информируется
в эпоху Московского царства в XIV-XVII веках.
В развитии этих двух цивилизационных
циклов есть различия и преемственность.
С падением Киевской Руси не был использован
путь включения в христианскую цивилизацию,
приобщения к европейским ценностям. Происходит
формирование московской субкультуры,
в становлении которой большую роль сыграл
геополитический фактор: срединное положение
между цивилизациями Востока и Запада
и непримыкание ни к одной из них, перемещение
центра страны на северо-восток. На новой
почве произошла задержка в» развитии
переселенцев из Киевской Руси . Под покровительством
церкви вырабатывается национальное самосознание.
В результате наложения православных
ценностей на языческую культуру формируется
определенный тип человека.
В XIV-XV веках на северо-востоке Руси складывается
централизованное государство со столицей
в Москве. Социально-политическая система,
формировавшаяся в Великорусском государстве
несла на себе черты сильнейшего восточного
влияния, особенно с середины XIV века, когда
Орда приняла ислам. В то же время нельзя
преувеличивать значимость этого восточного
компонента в политической и социальной
культуре Московской Руси , особенно в
сфере мировоззрения. Страна оставалась
христианской, и драматические события
истории восточно-христианской церкви
оказали решающее влияние на формирование
той системы ценностей и картины мира,
которые были характерны для средневековой
России.
3. Культура
России XVII- нач. XX вв.
Культура конца XVII - середины XVIII вв.: эпоха барокко.
В этом промежутке рассматриваются реформы Петра Великого, который пытался привить нашим "дремучим" и "неотёсанным" предкам, утончённую культуру Европы. Так же рассматривается влияние барокко на зарождение классицизма, живопись , театры и архитектура
Культура конца XVIII - первой половины XIX вв.: эпоха классицизма.
Тут мы рассматриваем
появление русского литературного
языка. Развитие художественного
Культура второй половины XIX в.: эпоха реализма.
В этот период благодаря проведённым реформам, народу становится доступно интеллектуальное просвещение Простой обыватель становится более образованным и "подкованным" в интеллектуальном плане.
Культура конца XIX - начала XX вв.: эпоха модерна и постмодерна.
Этот период принято называть "Серебряным веком" русской поэзии. Появляется новое направления в живописи (импрессионизм, примитивизм, футуризм). Разрабатываются новые стили музыки, а так же начинается эпоха кинематогрофа.
Развитие образования, науки и техники в XVIII - начале XX вв.
В этот период велась работа по увеличению коэффицента умственного развития у населения страны, были организованны: начальное, среднее и высшее образование, плюс ко всему была создана академия наук, развивались точные и гуманитарные науки, инженерное дело и медицина.
Культура в советской России: становление советской культуры (1917 - середина 1950-х гг.).
Довольно жесткая цензура, плюс коммунистически-настроенное общество, всё это довольно сильно тормозило развитие культуры в данный период времени. Народу навязывались какие-то псевдо-патриотические ценности, духовная культура была практически уничтожена.
Конец "советской культуры” и особенности постсоветской культуры (1960-е - 1990-е гг.).
Освоение космоса, гонка вооружений, снятие "железного занавеса". После перестройки падение нравственности, марали и духовного воспитания общества.
Русская культура на рубеже XX - XXI вв..
Выбор пути для дальнейшего развития....
4. Советская культура
как уникальный феномен:
Весьма сложно и неоднозначно определяется термин «культура» в разных источниках и у разных авторов. К примеру, в философском словаре значение этого термина раскрывается следующим образом: «Культура - система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности»
Далее имеет смысл говорить о культуре более предметно, то есть создать общее представление о том, что подразумевают ученые, употребляя в речи это понятие. «Если же мы обратимся к работам З. Фрейда, то найдем таким слова: «Термин «культура» обозначает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми»
Фрейд предлагает нам совершить
экскурс в историю и
1 Культуре свойственны
все формы деятельности и
Но не стоит забывать, что к культуре мы предъявляем и иные требования. Красота, чистоплотность и порядок занимают особое место в ряду этих требований. Фрейд отмечает, что мы требуем, чтобы культурный человек почитал красоту каждый раз, как он с ней сталкивается в природе, и чтобы он ее самостоятельно создавал в меру своих сил и возможностей. Но и это еще не все притязания к культуре. Мы хотим также видеть признаки чистоты и порядка, так как порядок обеспечивает человеку наилучшее использование пространства и времени и экономит психические силы.
2. Способ регулирования отношений людей между собой (отношения с соседями, коллегами, , семейные…). Роль культуры в данном аспекте неоспорима. Известно, что совместная человеческая жизнь возможна только когда образуется некое большинство, более сильное, чем каждый в отдельности, и стойкое в противопоставлении каждому в отдельности, но при условии, что власть отдельного человека заменяется властью коллектива. А это и есть проявление культуры. Следовательно первое требование культуры заключается в требовании к справедливости, то есть гарантии того, что раз установленный правовой порядок не будет вновь нарушен в чью-либо индивидуальную пользу. Таким образом, развитие культуры налагает определенные ограничения на индивидуальную свободу, противоречия первейшему требованию культуры - требованию справедливости. На данной почве может возникать некая враждебность к культуре.