Культурный контекст литературы рубежа веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 04:03, контрольная работа

Описание работы

Импрессионизм и постимпрессионизм. Название «импрессионизм» произошло от слова, означающего «впечателние» и связано с названием картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионизм в живописи стремился ухватить текучее мгновение, настроение, передвал особенности освещения или угла зрения. Для художников-импрессионистов то, как изображено, было важнее, чем то, что изображено.
С технической точки зрения импрессионисты выступали как новаторы живописи: они отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие.

Файлы: 1 файл

контрольная по зарубежке_культурный контекст.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа 2. Культурный контекст литературы рубежа веков.

Выполнила: Чибисова Евгения, гр 304

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1) Импрессионизм и постимпрессионизм. Название «импрессионизм» произошло от слова, означающего «впечателние» и связано с названием картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионизм в живописи стремился ухватить текучее мгновение, настроение, передвал особенности освещения или угла зрения. Для художников-импрессионистов то, как изображено, было важнее, чем то, что изображено.

С технической точки зрения импрессионисты выступали как новаторы живописи: они отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие. Они отказались от использования чёрного цвета, что стало один из важных живописных принципов импрессионистов. Благодаря новым принципам работы с цветом, пропала необходимость смешивать краски на палитре. Нужных оттенков можно было добиваться, правильно кладя краски на холст.

Импрессионисты предпочитают работать на пленэре, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного.

С точки зрения содержательной, для импрессионистов не существовало никакой веры, кроме веры в реалии жизни и искусства как источник жизни.

В самом их подходе к реальности заложено было критическое начало - подвергать сомнению все, что нельзя ощутить. Существенно лишь чувственное и данное. Вера только в то, что можно видеть, воспринимать нашими чувствами и самым безусловным их них - зрением. Вера только в то, что основано на опыте, что есть в наличии, что поддается проверке.

Наиболее выдающимися деятелями импрессионизма в живописи и графике выступали Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей,  Джеймс Уистлер, Фредерик Базиль и Берта Моризо. К наиболее важным произведениям относятся картины «Руанский собор» Моне, «Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара, «Бульвар Монмартр», «После полудня, солнечно» Писарро.

В скульпутре импрессионизм представлен свободной моделировкой текучих, мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно уловлен момент движения, развития; фигуры как будто сняты с помощью скрытой камеры. Выдающимся импрессионистом был Огюст Роден. Известны его работы «Мыслитель», «Уголино», «Поцелуй», выполненные в рамках данного направления.

Импрессионизм в музыке — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи, проявившее себя в творчестве таких композиторов как Морис Равель, Клод Дебюсси, Эрик Сати. Клоду Дебюсси принадлежит музыка к балету «Послеполуденный отдых фавна», Равелю принадлежит «Хабанера», созданная под влиянием испанских народных мелодий.

Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. При этом сильно изменилась и трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо), в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.

Значительно богаче стало гармоническое и тембровое окрашивание тем. Импрессионистская гармония характеризуется резким повышением колористического, самодовлеющего компонента звука. Это развитие происходило под воздействием множества внешних влияний, в том числе: французского музыкального фольклора и новых для западной Европы конца XIX века систем музыкального построения, таких как русская музыка, григорианский хорал, церковная полифония раннего Возрождения, музыка стран Востока, негритянскихспиричуэлс США и др. Это проявилось, в частности, в использовании натуральных и искусственных ладов, элементов модальной гармонии, «неправильных» параллельных  аккордов  и  т.п.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.

Отличался своеобразие и импрессионизм в кино. Импрессионисты считали, что кинематограф должен разговаривать со зрителем на собственном языке, используя при этом только ему присущий набор выразительных средств. Это искусство должно было противостоять театральному искусству и литературе, которые зависят от слова. Таким образом, именно киноимпрессионисты, под руководством Луи Деллюка, первыми подняли бунт против коммерческого кинематографа, бездумно копирующего произведения театра и литературы. Фотогения Деллюка, в отличие от обычной фотогеничности (красивой внешности человека), – это непосредственность и естественность изображаемого объекта, который кино (а также фотография) лишает обыденности. Среди особенностей кино, помимо фотогении, не меньше важен ритм – он, считали импрессионисты, позволяет передать реакции персонажей на события (т.е., опять же, впечатления), не сосредоточивая внимание зрителя только на самих событиях. Третий важный для импрессионистов момент – ракурс съемки (игра точками зрения).

Помимо Деллюка (фильмы «Лихорадка», «Наводнение»), к деятелям киноимпрессионизма относятся М. Л’Эрбье («Дон Жуан и Фауст»), Ж. Эпштейн («Падение дома Ашеров»), А. Ганс («Я обвиняю»).

Постимпрессионизм — это совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1880-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. В живописи выдающимися деятелями постимпрессионизма были Поль Сезанн («Пьеро и Арлекин»), Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сёра («Воскресный день на острове Гранд-Жатт»), Винсент ван Гог («Звездная ночь»), Поль Гоген («Женщина, держащая плод»).

 

2) Модерн (ар нуво, югендстиль)

Модерн (ар-нуво, югендстиль) — направление в искусстве, отличительными особенностями которого являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Для живописи харакетерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных "ковровых фонов" и "вылепленных" со скульптурной четкостью фигур и лиц первого плана. Сочетание больших цветовых плоскостей и тонких подчеркнутых нюансов.

Известные представители модерна — Г. Климт («Поцелуй»), Э. Мунк («Крик») О. Бёрдслей (иллюстрации к «Саломее» Уайльда, к «Смерти Артура» Мэллори).

Скульптура модерна отличаяется рельефностью, динамикой и текучестью форм, игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Огюста Родена причисояют также и к представителям модерна, помимо него назовём также Аристида Майоля («Ночью», «Памятник Полю Сезанну»).

Модернизм в музыке характеризуется повышенной восприимчивостью к прогрессу в области современной культуры, науки, и  техники, а также  позитивистскими  взглядами на  урбанизацию и многие явления массовой культуры. К музыкальному модернизму относят уже указанных выше Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Эрика Сати, а также Карла Орфа, Арнольда Шёнберга, Бела Бартока, Бенджамена Бриттена, Джорджа Гершвина.

 

3) Экспрессионизм

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. В XX в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка.

Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Очень распространены мотивы боли и крика.

Экспрессионизм ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью эмоциональных переживаний. Среди распространенных приемов – различные смещения, преувеличения, упрощения, использование пронзительных, воспаленных красок и напряженных, острых контуров.

Представители экспресионизма: Оскар Кокошка («Эльба близ Дрездена», «Марсельский порт»), Василий Кандинский («В чёрном квадрате», «Несколько кругов»), Пауль Клее («Волшебная рыбка»).

К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими. Среди скульпторов 20 в., работавших в экспрессионистической манере, – Эрнст Барлах, использовавший грубо высеченные фигуры с массивными драпировками, и Альберто Джакометти, известный своими непомерно вытянутыми фигурами, оставляющими ощущение одиночества, даже когда они составляют скульптурную группу. 

В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме «Кабинет доктора Калигари» (1919). В этой картине странно искаженная обстановка является выражением мировосприятия главного героя – сумасшедшего. Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения. В кино все, что сделано путем искусственных манипуляций – угол съемки, убыстренное или замедленное движение, медленные наплывы, быстрая смена кадров, слишком крупный план, произвольное использование цвета, специальные световые эффекты, – относится к экспрессионистическим приемам.

Экспрессионизм в музыке — искания в музыке начала XX века, тогда или позднее соотносившиеся музыкантами или исследователями с экспрессионизмом как общим художественным течением эпохи. 

В наибольшей степени понятие об экспрессионистской музыке связано с творчеством Арнольда Шёнберга и его ближайших сподвижников — Второй венской школы; главным образом, речь идёт об их сочинениях первого и особенно второго десятилетия XX века — до того, как в начале 1920-х гг. Шёнберг разработал новое систематическое учение о музыкальной форме, додекафонию. Главный смысл этого стиля — предельно острое выражение субъективных эмоций одинокой индивидуальности. Одиночество это настолько велико, что герой как бы лишается всяческих социальных связей и примет вплоть до того, что о нем, как о женщине в шёнберговском «Ожидании», ничего неизвестно: кто он и откуда. Круг эмоций также весьма

специфичен: господствуют настроения подавленности, тоски, отчаяния, страха, крайнего ужаса. Музыкальный экспрессионизм выработал последовательную систему художественного выражения — одну из самых радикальных на рубеже 1900-1910-х годов. В ее основе — речевая интонация, энергия человеческой речи, то возбужденной до вопля, то сникающей до бессильного шепота. Мелодика теряет свойства кантиленности, протяжности, насыщается диссонантными «невокальными» ходами, резкими скачками. Размеренное чередование сильных и слабых долей всячески преодолевается — синкопами, нерегулярной акцентировкой, неквадратностью фразовых структур. Инструменты используются в нетрадиционных регистрах, с иным тембровым содержанием.

 

4) Кубизм

Кубизм основывается на paзлoжeнии и дeфopмaции пpeдмeтoв. Изображаемые предметы разлагаются на гeoмeтpичecкиe плocкocти, их формы определённым образом сдвигаются. Кубизм воплотил в себе ведущие тенденции развития искусства в ХХ столетии, одной из которых является доминирование концепции перед художественной ценностью работы. Кубизм представляет собой сложное художественное явление, объединившее живописцев и скульпторов, музыкантов и поэтов.

Основателями кубизма считаются П. Пикассо («Авиньонские девицы», «Девочка на шаре», «Герника») и Ж. Брака («Музыкантша»). Создавали работы в стиле кубизма и Хуан Грис («Курильщик»), Робер Делоне, Фернана Леже и др. Термин «кубизм» возник в 1908 г. Согласно легенде, при виде картины Брака «Дома в Эстаке» Матис сказал, что эта работа напоминает ему кубики.

Художественное пространство в кубизме создаётся путём наполнения изобразительной плоскости при помощи элементов расчлененного предмета, сталкивающихся друг с другом, перекрывающих или проникающих друг в друга, ложащихся рядом. Картины, созданные в таком стиле, напоминают коллаж из элементов формы. В период синтетического кубизма картины синтезировались из разнородных материалов и фрагментов (обрывки газет и одежды, куски обоев, спичечные коробки, наклейки, всевозможные имитации, фактуры). Художник не воспроизводил действительность, а зримо воплощал свои знания об изображаемом предмете, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет.

Кубизм получил выражение также и в скульптуре. Наиболее известным его представителем является Александр Архипенко. В 1908 году он приехал в Париж, где вскоре примкнул к кубистам, а в 1923 году переселился в США. Скульптура Архипенко строится на резкой деформации и геометрической стилизации пластической формы, сохраняя лишь отдаленную связь с реальностью. Его работы отличаются нарочитым искажением пропорций и острой линейной ритмикой, что характерно, например, для его «Сидящей» (1922, Прага, Национальная галерея).

Информация о работе Культурный контекст литературы рубежа веков